15 июня 2022 г.

Санкционное давление меняет рельеф российского ИТ-рынка как прямо, так и косвенно. Некоторые тренды получают дополнительные импульсы для развития, перспективы других, наоборот, становятся более мрачными. Есть все предпосылки для «гранулирования» национального рынка — вычислительные мощности, экспертиза, разработка, «облака» и прочие ресурсы могут начать активно уходить в ведомственное подчинение или внутрь отдельных корпораций, что может создать дополнительные проблемы для ИТ-рельефа страны.

Общие замечания: от естественной инерции до «исторической памяти»

Корпоративный рынок во всем мире отличается повышенной осторожностью в сочетании с требовательностью и выраженной инертностью. Это вполне естественные причины, по которым новые технологии проникают в корпоративный рынок с многочисленными проверками и тестированиями, то есть процесс достаточно сложный, долгий и дорогой.

В российских условиях часто срабатывали дополнительные факторы, замедляющие проникновение технологий, что было особо заметно на «облаках». Напомним про привычки советских времен, когда ведомства и отдельные предприятия в силу ряда объективных причин предпочитали разворачивать ресурсы "in house"/"on premise«. Это касалось как производственных мощностей, так и дополнительных подразделений — от внутренних отделов капитального строительства до пекарен, поликлиник и пионерлагерей. Старые привычки в той или иной сохранились и иногда влияют на некоторые моменты в области digital, в том числе, на выбор направлений развития корпоративных ИТ.

Свой вклад в поддержание традиционного уклада в ИТ вносили «безопасники», настаивая на сохранении "in house"/"on premise«. Они крайне негативно относились к идее вынести данные компании либо приложения за периметр безопасности корпоративной ИТ-инфраструктуры.

Стоит ли удивляться, что cloud-решения — как и другие решения в стиле «арендной экономики» — достаточно долго завоевывали расположение российских корпоративных заказчиков? Но сейчас ситуация может поменяться, возможен ренессанс более традиционных схем, менее гибких и более дорогих.

«Облака» в РФ: от революции к контрреволюции

Революция в восприятии «облаков» свершилась на фоне пандемии, которая сильно поменяла ситуацию. Локдауны «легализовали» удаленную работу, размыли понятие периметра безопасности и способствовали массовому распространению «облаков», виртуализации и прочих модерновых решений, включая множество построенных на принципах «арендной экономики».

Однако в ряде случаев «облака» строили приватными, что не позволяло полностью раскрывать их преимущества. Эластичность оставляла желать лучшего, перенос расходов из CAPEX в OPEX был проблематичным, обслуживание «железа», обеспечивающего работу cloud-сервисов, в ряде случаев оставалось на стороне корпоративного заказчика и т. д. Конечно, были и положительные моменты — например, приватные «облака» открывали более широкие возможности для балансировки вычислительных нагрузок, позволяли увеличивать коэффициент утилизации «железа», применять современные решения для обеспечения кибербезопасности, использовать SaaS для приобретения софта и т. п.

Российские корпорации на практике оценили новые форматы, обеспечивающие гибкость и оптимизирующие затраты. «Облачная» контр-революция — а в общем случае, спад популярности схем «арендной экономики» — на российском корпоративном рынке может стать одним из наиболее значимых результатов санкций.

Что произошло? Реальность стала иной.

После введения санкций почти все программные продукты, приобретенные по модели SaaS, — как системные, обеспечивающие работу приватных «облаков», так и прикладные, от антивирусов и файерволлов до EPR- и CRM-систем — нужно с разной степенью оперативности импортозамещать, причем в ускоренном режиме, а это приводит к дополнительным затратам и росту рисков. В выигрыше оказались компании, действовавшие «по старинке» — софт, приобретенный в рамках традиционных лицензий, демонстрирует бОльшую санкционную устойчивость, хотя проблемы есть и с ним, но дополнительных затрат и новых рисков тут заметно меньше.

С национальным «облаками» тоже возникли проблемы. Сочетание ре-эмиграции ряда корпоративных заказчиков с европейских «облаков» и ЦОДов с острым дефицитом серверов создает понятную ситуацию с дефицитом ресурсов и повышенными нагрузками на инфраструктуру у cloud-провайдеров. Например, эластичность оказалась под вопросом: сейчас получить дополнительные cloud-ресурсы в ряде случаев проблематично как в приватных, так и в публичных «облаках».

Когда механизмы «арендной модели» испытывают дополнительные проблемы из-за санкций, политика государства в ряде случаев играет выраженную положительную роль. Например, требование госструктурам вместо создания внутриведомственных дата-центров арендовать мощности у ЦОД-операторов сохраняет актуальность, а поэтому продолжает работать на популяризацию арендной модели среди всех игроков национальной экономики.

Дополнительные драйверы для «гранулирования»

Мотиваторами для создания множества разобщенных ведомственных «загончиков» выступают ряд других факторов, напрямую не связанных с «арендной экономикой». Например, многие глобальные вендоры ушли с российского рынка, не только перестав поставлять товары и подписки, но и «отключив» техподдержку. Крупные российские заказчики отреагировали на это быстро и красиво, расширив собственные отделы техподдержки и наняв внезапно оставшихся без работы сотрудников локальных «саппортов» ушедших вендоров.

Для отдельных компаний такое решение вполне рабочее, но для рынка в целом может быть неприятным и даже опасным. В результате такого расширения indoor-саппортов оказывается, что экспертиза и компетенции, носителями которых были специалисты, ранее открытые рынку, уходят «внутрь» отдельных заказчиков и становятся труднодоступными для остальных. Это побуждает других игроков активно расширять внутренние ресурсы, собирая у себя специалистов с компетенциями и все сильнее оголяя рынок для других заказчиков. Причем этот процесс может повторяться снова и снова!

Вместо заключения

Санкционное давление создает ряд новых механизмов, прямо и косвенно приносящих проблемы российскому рынку ИТ. Основанием для оптимизма в условиях многофакторных форс-мажоров может служить только уверенность в технических и управленческих компетенциях российских ИТ-компаний, которые с высокой вероятностью позволят ей выстоять и под санкционным давлением.

Но проблемы могут быть связаны и с изменившимися предпочтениями заказчиков. Сложившаяся ситуация способна изменить (насколько глубоко — пока не ясно) восприятие «облаков» и других схем формата «как сервис» в среде крупных компаний, причем явно не в лучшую сторону. Все сильно зависит от времени, которое потребуется игрокам рынка на преодоление дефицита, на импортозамещение решений, ставших недоступными «по подписке», от прецедентов превращения появившихся рисков в реальные проблемы и т. д.

Маятник восприятия корпоративными заказчиками «облаков» и других схем «арендной экономики» может сильно качнуться в обратную сторону, в результате перестройка национального ИТ-рельефа в ходе импортозамещения будет выполнена на менее гибких схемах. Тогда уже в среднесрочной перспективе экономика страны может столкнуться с серьезными проблемами, когда возможности изменений в digital-составляющей станут отставать от требований новых технологических решений и изменяющихся бизнес-процессов.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News