11 июля 2022 г.

Дата-центры усиливают влияние на ряд рынков, которые к ИТ, казалось бы, непосредственного отношения не имеют. ЦОДы оказывают влияние на некоторые сопредельные сегменты и даже на привлекательность регионов. Кроме того, сегмент ЦОДов обладает большим потенциалом роста и инвестиционной привлекательностью, поэтому повышенное внимание к нему предсказуемо.

Новые игроки на растущем рынке

Застройщики, специализацией которых ранее была коммерческая недвижимость, все чаще обращаются к созданию дата-центров. В результате ЦОДы стали конкурировать за площади с другими элементами инфраструктуры, в частности, с логистическими терминалами и складами. В любом случае площадки требуют больших площадей, расположенных неподалеку от крупных городов, катастрофоустойчивых и с надежным энергоснабжением.

Свободных локаций с нужными характеристиками в настоящее время не так много. Интересно, что зачастую конкуренция за них идет «внутри» одного и того же заказчика! На глобальном рынке есть немало компаний, которые являются крупными игроками на обоих рынках. Например, Amazon, Alibaba, JD.com и другие, которым нужны как новые складские терминалы, так и в расширение своих ИТ-кампусов в разных форматах.

Смена профиля деятельности — это нормально

Перепрофилирование застройщиков со складов на дата-центры выглядит странно только на первый взгляд: оба типа коммерческой недвижимости пронизаны многочисленными digital-решениями с высокими требованиями к стабильности работы. Акценты, разумеется, разные, но, например, внезапное отключение электричества на складе с продуктами питания способно нанести ущерб, сравнимый с остановкой серверов в ЦОДе.

Разумеется, игроки рынка недвижимости, желающие проникнуть в сегмент дата-центров, ищут партнерства с операторами ЦОДов. Ведь в данном случае требуеются специфические компетенции, контакты с профильными поставщиками оборудования, инженерными структурами, эксплуатационщиками и т. д. Однако направление развития предсказуемое. Что происходит на российском рынке? Да примерно то же самое, только с акцентом на локальную специфику: тут нет «Амазона», но есть акцентированные драйверы.

Российская специфика: глобальные тренды + локальные особенности

С одной стороны, потребность в складских помещениях на российском рынке, которая росла в предыдущий период, сменилась на спад спроса на площади, что обуславливают негативные тренды в ритейле. По итогам года можно ожидать снижение общего оборота розничной торговли в пределах 8-9%, сообщает Interfax, что явно негативно отразится на спросе в секторе логистическом. Возврат же даже к показателям прошлого года возможен нескоро. Рост оборота розничной торговли в следующем году предварительно оценивают на 2,5%, в 2024 — на 4,9%, а в 2025 — на 3,8%, как сообщает Interfax со ссылкой на оценки Минэкономразвития.

С другой стороны, потребность в ЦОДах крайне велика и продолжает расти. «Мы наблюдаем резко возросший спрос на услуги российских дата-центров и облачных сервисов, — говорит Илья Хала, генеральный директор сети дата-центров 3data.

Как мы отмечали, особый акцент игроки рынка делают на регионы. «Мы считаем развитие региональных ЦОДов перспективным бизнесом», — комментирует Надежда Барачина, генеральный директор Alias Group, инвестиционной компании, которая работает в разных секторах российской экономики: от строительства и пищевой промышленности до ИТ и сферы услуг.

российских условиях гиперцентрализация присутствует и в рассматриваемом нами сегменте дата-центров. На Москву и Подмосковье приходится 72% всего российского рынка коллокации по данным на май 2022 года, отмечает г-жа Барачина со ссылкой на данные iKS-Consulting. Возрастающую важность региональных ЦОДов в современных условиях отмечает Айрат Мустафин, генеральный директор компании Liberum Navitas.

Наличие свободных вычислительных мощностей в регионе — или надежных мест для их размещения — столь же важно для современной индустрии, как наличие рабочих рук, подъездных путей, электричества, водных ресурсов и т. д. Регион «с ЦОДами» более привлекателен для инвесторов, ИТ-компаний, стратрапов, «умных фабрик» и пр., чем локация «без ЦОДов». Это справедливо для глобальной реальности, работает и в российской, пусть с некоторой спецификой.

Тимофей Тривайлов, руководитель отдела продаж «ИМПУЛЬС»:

С уходом именитых производителей ИБП с российского рынка для отечественного вендора «ИМПУЛЬС» открылась возможность расширения своего присутствия в коммерческих ЦОДах.

При выборе поставщика систем бесперебойного питания фокус сместился с узнаваемости бренда на гарантии поставки оборудования. Следуя по пути параллельного импорта, заказчик рискует через несколько лет остаться с грудой неисправного «железа». Это обусловлено тем, что ИБП — сложное электротехническое оборудование, требующее регулярного технического обслуживания квалифицированными специалистами с использованием оригинальных запасных частей.

Уже сейчас мы видим, как прикрываются каналы ввоза санкционного оборудования через дружественные нам страны. Спрогнозировать и тем более гарантировать доступность таких каналов в будущем очень сложно.

Все это спровоцировало кратный рост спроса на оборудование российских брендов. Адекватное соотношение цены и качества, а также небольшие сроки поставки из-за локализации разработки и производства делают оборудование российского бренда «ИМПУЛЬС» все более привлекательным для заказчика как крупного предприятия, потребность которого состоит в строительстве классического ЦОДа, так и заказчика, для которого станет оптимальным проект с быстроразвертываемым модульным решением любого уровня сложности.

В последние месяцы решения на оборудовании «ИМПУЛЬС» активно замещают инженерную инфраструктуру по организации бесперебойного электроснабжения ушедших с рынка производителей как в уже реализующихся проектах, так и в новых стройках на этапе проектирования.

Наличие складских запасов оборудования и ЗИП, квалифицированного инженерно-технического и сервисного сопровождения, соответствие стандартам и практического опыта реализации проектов в различных сферах бизнеса на протяжении более 10 лет вселяют в заказчика уверенность в завтрашнем дне.

www.impuls.energy

На правах рекламы.

Первый (!) коммерческий ЦОД во Владивостоке, сертифицированный по Tier III, создают 3data совместно с локальным франчайзи Key Point с планами запуска в середине этого лета. Заметим, что проект некрупный: на участке площадью 2 га будет построено 3 модуля по 440 стойко-мест в каждом со средней нагрузкой по 5 кВт на стойку.

Проблемы с отсутствием коммерческих ЦОДов характерны не только для Дальневосточного региона. Первый коммерческий ЦОД, сертифицированный по Tier III, в Краснодарском крае планируют запустить в следующем году! Это опять 3data со своей моделью франчайзи, только локальный партнер, естественно, другой — в данном случае инвестиционная компания Alias Group. Проект тоже относительно некрупный и распланированный на несколько очередей. В первой очереди планируют ввести в эксплуатацию 200 серверных стоек по 7 кВт. В рамках франшизы 3data делится компетенциями и практическими знаниями, отметил г-н Хала, что поможет франчайзи-партнерам обеспечить высокий уровень сервиса для локальных клиентов.

Есть регионы, в которых ситуация с ЦОДами лучше, но ненамного, поэтому над созданием дата-центров по всей стране трудятся разные компании. Например, в Сибири планирует строительство крупного — на 1,8 тыс. стойко-мест — центра обработки данных, сообщает «КоммерстантЪ» со ссылкой на правительство Новосибирской области. Инвестиции составят 1,9 млрд руб., а сдан объект будет к 2024 году.

Дефицит стойко-мест характерен не только для РФ, но и для других регионов мира. Решение для изменения ситуации применяют самые разные, но об этом мы поговорим в продолжении разговора про дата-центры.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News