В конце мая 2022 года специалисты OCS представили на конференции «Стратегические сессии» стенд с готовой ИТ-инфраструктурой уровня Enterprise, собранной на базе российских решений. Об особенностях и возможностях этого комплексного решения, а также этапах его создания рассказывает директор департамента инжиниринга и проектной реализации Алексей Шавалдин.

Этап 1. Понимание потребности

Импортозамещение — одна из актуальных тем последних месяцев. «Голова болит» на эту тему как у партнеров, так и у конечных заказчиков, хоть и по разным причинам. Кто-то по нормативным актам должен в сжатые сроки развернуть в полном объеме импортозамещающую инфраструктуру, кто-то задумывается о замене наиболее уязвимых частей инфраструктуры существующей, чтобы снизить возможные риски. Даже те компании, которые на текущий момент не пострадали от ухода западных производителей и располагают действующей инфраструктурой, понимают, что в перспективе постепенной миграции на отечественные решения не избежать. Идет активное исследование рынка: какие сервисы есть, как они функционируют, какие бюджеты требуются.

Изначально в нашей дорожной карте разработка и создание подобного импортозамещающего комплекса ИТ-инфраструктуры были запланированы на первый квартал 2023 года. Однако в связи с резким увеличением спроса на ИТ-продукты на базе отечественных решений исследования, тестирование и разработку пришлось ускорить в несколько раз. Необходимо было в кратчайшие сроки провести тестирование и представить рынку, партнерам и заказчикам прототип ИТ-инфраструктуры, чтобы облегчить поиск уже готовых импортозамещающих решений.

Этап 2. Анализ рынка

Наличие комплексного решения ИТ-инфраструктуры — редкость для российского рынка. Развернутые инфраструктурные решения (чаще — их сегменты) создаются системными интеграторами для заказчиков под конкретный проект, в формате опытных образцов.

В целом же преобладает более фрагментарный подход к созданию подобных решений. Обычно в рамках программно-аппаратного комплекса (ПАК) производится интеграция одного или двух продуктов для решения одной локальной задачи, например, создания рабочего места. Распространённая история — это компьютер или ноутбук, на которых развернута отечественная операционная система с пакетом офисных программ и почтовым клиентом. Все, что касается самой инфраструктуры рабочего места (почтовый сервер, авторизации, телекоммуникационное оборудование), в подобных ПАК отсутствуют.

Стенд, разработанный OCS Distribution, — это действующий прототип ИТ-инфраструктуры корпоративного уровня с демонстрацией внутренних сервисов, которые востребованы любым современным заказчиком Enterprise-уровня. Комплекс выполнен на решениях ведущих российских вендоров и рассчитан на 300-500 пользователей/рабочих мест, но структура позволяет масштабировать решение под запросы конкретного проекта.


Рис. 1. Базовая ИТ-инфраструктура на примере стенда

Этап 3. Техническая реализация

Цель стенда — создать прототип работающей инфраструктуры, наглядно продемонстрировать функциональность решений и то, что комплекс технических решений аппаратно-программного толка взаимно интегрирован, работает и может масштабироваться при необходимости. Еще на этапе анализа рынка мы провели аналитику потребностей заказчика, выяснили, какие сервисы наиболее востребованы, и провели ревизию импортозамещающего портфеля, чтобы понять, на каких решениях в дальнейшем можно строить систему.

На основе аналитики был сформирован пул основных сервисов, которые требуются любой компании уровня Enterprise:

  • Система авторизации;
  • Почтовый сервис для обмена сообщениями;
  • Сервис телефонии;
  • Сервис ВКС;
  • Сервис резервного копирования;
  • Система беспроводного доступа.

Наполнение стенда подобрано по итогам тестирования различных продуктов и технических решений. В процессе создания ИТ-инфраструктуры мы проверяли гипотезу о работоспособности тех или иных решений на базе различных аппаратных и программных платформ. По итогам анализировали функциональность и соответствие продуктов типовым требованиям и интегрировали протестированные продукты в инфраструктуру комплексного стенда. При этом учитывались и возможности масштабирования, управления и интеграции продуктов в существующую инфраструктуру.


Рис. 2. Комплексный подход на примере стенда

Так, в основе функционирования сервисов лежит аппаратно-программная инфраструктура. В первую очередь, это вычислительный ресурс, а конкретно — серверы Nerpa, система хранения данных BAUM, система резервного копирования «Киберпроект», система виртуализации zVirt. В качестве операционных и клиентских систем выступают Astra Linux, служба каталогов Astra (LDAP), прикладное программное обеспечение в виде серверного почтового софта TEGU и система видеоконференцсвязи IVA.

Коммутационная маршрутизирующая составляющая стенда, соединяющая элементы инфраструктуры, построена на оборудовании Eltex, беспроводная инфраструктура выполнена на основе решений Qtech. Все решения полностью настроены и интегрированы между собой. При этом стенд дорабатывается и пополняется продукцией от новых вендоров OCS. Так, сейчас в него включены и источники бесперебойного питания от производителя DKC.

В текущей дорожной карте развития ИТ-инфраструктуры — дооснащение комплексного стенда отечественными продуктами мониторинга ИТ-инфраструктуры, ITSM решениями и решениями информационной безопасности.

Этап 4. Внедрение

Внедрение любой инфраструктуры — комплексная и многоступенчатая задача, которая включает в себя серию обязательных подзадач:

  1. Проведение технического аудита существующей инфраструктуры;
  2. Составление дорожной карты перехода на импортозамещающие решения на основе результатов аудита и индивидуальных запросов заказчика;
  3. Формирование программы проектов по переходу на импортозамещающие решения и его бюджетирование;
  4. Пресейл каждого проекта: проработка конкретных технических решений, выбор вендоров, обеспечение соответствия требованиям бизнес-систем;
  5. Создание опытных образцов, фрагментов комплексной инфраструктуры с последующим тестированием;
  6. Проектирование новой инфраструктуры на основе импортозамещающих решений с выпуском проектной документации;
  7. Обеспечение плавной миграции на новую инфраструктуру.

В случае готовой ИТ-инфраструктуры, элементы которой уже протестированы на совместимость и взаимоинтегрированы, процесс внедрения будет быстрее и проще. На текущий момент, по нашему мнению, данный стенд представляет оптимальный набор технических решений для создания полностью рабочей и изолированной ИТ-инфраструктуры. Все программное и аппаратное наполнение стенда кастомизируется под нужды и запросы конкретного заказчика. На базе собственной производственной площадки инженеры OCS в том числе могут провести и испытания, и нагрузочное тестирование готовых комплексов. У нас достаточно ресурсов и специалистов для того, чтобы провести тесты и определить, насколько разумно предлагать ту или иную комбинацию решений.

Помимо этого представленная на стенде ИТ-инфраструктура масштабируема. Если для решения задач заказчика требуется учесть географическое распределение, повышенную нагрузку, большее количество пользователей, мы осуществляем сайзинг технических решений и предлагаем результат, подходящий под конкретную задачу.

Какие задачи решит готовая ИТ-инфраструктура?

Внедрение готовой, взаимоинтегрированной ИТ-инфраструктуры на базе российских решений снизит уровень неопределенности, с которой так или иначе столкнулись компании после ухода западных вендоров, и снизит риски сбоя в работе важных сервисов. Также использование российской инфраструктуры упрощает замену и поиск комплектующих для аппаратной составляющей.

Определенные преимущества получают и вендоры, чьи решения включены в состав инфраструктуры, представленной на стенде. Редко бывает, когда заказчик ищет конкретное оборудование, он заинтересован в решении собственной проблематики и обеспечении дорожной карты своего развития. Наличие готового стенда помогает заказчикам и партнерам ознакомиться не с отдельными компонентами, оборудованием и ПО, а с готовой работающей ИТ-инфраструктурой и наглядно увидеть ее функциональность.

Продукция вендоров в составе единого тиражируемого решения демонстрируется на крупнейших ИТ-конференциях, получает дополнительную маркетинговую поддержку. Технические специалисты OCS готовы оказать консультацию по решениям вендоров в составе целостной инфраструктуры. Это также может быть удобно для тех производителей, которые находятся в различном часовом поясе с Центральным федеральным округом и не всегда имеют возможность оперативно общаться с заказчиками из Москвы и Санкт-Петербурга.

Спецпроект

Источник: Алексей Шавалдин, директор департамента инжиниринга и проектной реализации

Версия для печати (без изображений)   Все новости