14 июля 2025 г.

57% управленцев не против, если часть их отпуска пройдет в формате «digital detox», а 12% респондентов определяют полный отказ от интернета и гаджетов как необходимое условие полноценного отдыха. Также российские топ-менеджеры все чаще рассматривают для перезагрузки нестандартные и экзотические направления и форматы путешествий, такие как — экспедиции в Антарктиду, Тибет или долину реки Амазонки. Об этом свидетельствуют данные нового исследования Ассоциации менеджеров, в котором приняли участие более 220 управленцев — руководителей высшего звена и директоров функциональных направлений российских компаний.

В то же время, по данным исследования Ассоциации менеджеров, 23% предпочитают проводить отпуск с доступом к интернету, а 8% не могут представить свой отдых без высоких технологий. Также опрос показал, что большинство управленцев стремятся избежать практики совмещения работы и отдыха. Для этого 32% управленцев во время отпуска делегируют задачи своей команде, а 11% планируют полностью отключиться от рабочих обязанностей в отпуске. 14% опрошенных признались, что готовы работать только в экстренных ситуациях, а 34% респондентов согласны проверять почту и сообщения раз в несколько дней. И только 9% топ-менеджеров готовы во время отпуска работать удаленно два-три часа в день.

Тренд на внутренний туризм также набирает обороты. Согласно данным исследования, большинство управленцев (45%) намерены провести летний отпуск в путешествии по России. Среди наиболее популярных направлений традиционно лидируют Санкт-Петербург, Сочи и курорты Краснодарского края, а также Золотое кольцо России. Кроме того, 18% опрошенных будут отдыхать на даче или в загородном доме, 4% останутся дома, чтобы посвятить время обучению и образованию. И только 33% топ-менеджеров намерены провести отпуск за границей в текущем летнем сезоне.

Из числа желающих отправиться за пределы страны 28% опрошенных выбирают популярные пляжные курорты Турции, Египта и ОАЭ. 17% предпочитают страны Юго-Восточной Азии, включая Индию, Таиланд, Вьетнам и Китай. Островные курорты, такие как Шри-Ланка, Мальдивы, Сейшелы и Маврикий, занимают 14% предпочтений, в то время как 12% посетят страны Европы — Грецию, Францию, Италию и Испанию. 13% опрошенных выбирают для летнего отдыха страны Латинской Америки, включая Мексику, Кубу и Бразилию. Менее популярны среди управленцев страны Африки и СНГ — 7 и 9% запросов соответственно.

На вопрос о самых необычных направлениях для летнего отдыха — 38% руководителей ответили, что хотели бы провести свой летний отпуск в экспедициях в нетронутых и отдаленных местах планеты, таких как Антарктида, Амазонка или Тибет. В то же время каждый четвертый топ-менеджер (25%) выразил желание попробовать длительные ретриты в уединенных местах для медитации и саморефлексии, вдали от городской суеты и доступа к каналам связи. Каждый пятый (20%) из опрошенных топ-менеджеров поделился готовностью отправиться в научную или исследовательскую экспедицию, еще 10% респондентов на время отпуска выбрали бы кругосветное путешествие, а 7% — сельский туризм: провели бы время в глубинке, работая на ферме и изучая традиции и образ жизни местных жителей.

Согласно полученным данным, 36% опрошенных при планировании летнего отдыха рассчитывают потратить до 150 тыс. рублей на человека; 48% — от 150 тыс. до 300 тыс. рублей на человека, 13% предполагают расходы в диапазоне от 300 тыс. до 500 тыс. рублей на человека и 3% респондентов — от 500 000 рублей на человека. Отвечая на вопрос, как изменился запланированный на летний отпуск бюджет по сравнению с 2024 годом, 37% респондентов отметили, что бюджет увеличился на 10–20%, 24% — на 25–50%. 19% опрошенных заявили, что их расходы остались на прежнем уровне, 4% отметили увеличение бюджета более чем в два раза и 16% респондентов незначительно сократили свой бюджет.

Среди наиболее востребованных вариантов досуга во время летнего отпуска опрошенные управленцы назвали чтение книг в тишине (52%). Помимо этого, руководители готовы отправиться на экскурсии и посетить историко-культурные достопримечательности (61%), попробовать гастрономический туризм (57%), а также посетить фестивали и концерты (26%). Не менее популярны среди руководителей лечебно-восстановительные процедуры (спа, массажи) — 47%, а также медитация и йога — 10%. 39% управленцев отдают предпочтения во время летнего отдыха активным видам спорта (активностям на воде, велопрогулкам, пешим походам и др.). Вопрос предполагал множественный выбор вариантов ответов.

Методология исследования: В исследовании приняли участие топ-менеджеры более 220 российских компаний в возрасте от 35 до 65 лет. Опрос проходил посредством электронного анкетирования с 3 по 10 июня 2025 года. Респондентам предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенного списка.

Сферы деятельности опрашиваемых организаций: IT, медиа- и телекоммуникации, промышленность, нефтегазовая отрасль, профессиональные услуги, коммерческие банки, финансовый сектор, инвестиции и страхование, медицина и фармацевтика, строительство и девелопмент, транспорт и логистика, ритейл и потребительские товары (FMCG), торговля и потребительский сервис.

Источник: Пресс-служба Ассоциации менеджеров