Впервые в постсоветской истории наша страна оказалась в условиях масштабной финансовой и экономической изоляции. И спустя полгода после начала конфликта становится очевидным, что наложенные на Россию санкции быстро не снимут. Поэтому все чаще в риторике о будущем нашей экономики говорится об «иранском сценарии» развития событий. Одни экономисты пугают этими прогнозами, другие наоборот считают, что это не худший вариант, в том числе и для ИТ-рынка.

Напомним, что первые санкции на эту страну были наложены еще в начале 1950-х, когда был объявлен британский бойкот на иранские нефтепродукты, поддержанный США. С тех пор каждое десятилетие санкции только усиливались, что привело страну к изоляции от мировой экономики.

И кажется, что в условиях «полного отключения» от внешнего рынка развитие высоких технологий невозможно. Тем не менее, в Иране есть собственный ИТ-рынок. И о том, как он развивается, какие у него перспективы, мы решили узнать из первых уст. Амир Х. Шариф, генеральный директор и член правления компании Fanara (Тегеран) рассказал нашим читателям о реалиях, в которых работают ИТ-компании Ирана.

IT Channel News: Иран живет под санкциями уже более 70 лет. Как в таких экономических условиях развивается ИТ-рынок в стране? Каковы его объем, структура, динамика? Какие направления представлены?

Амир Х. Шариф: Конечно, изоляция от внешнего мира привносит определенные сложности в развитие нашего рынка. Но после введения санкций жизнь не заканчивается! Информационные технологии — это стимулирующий и инфраструктурный сегмент экономики, поэтому мы не остановили его развитие, несмотря на санкции. Мы начали приспосабливаться, учиться и делать внутри страны все что нам было нужно.

По данным Frost & Sullivan, ИТ-рынок Ирана (не включая Telecom) составляет около 10 млрд долл. в год. Из них 6 млрд долл. приходится на аппаратное обеспечение, 2 млрд долл. — на ПО и 2 млрд долл. — на услуги. Эти цифры, конечно, меньше, чем в России, но все же достаточно внушительные по сравнению с многими другими странами. Замечу также, что в последние 10 лет ежегодный рост нашего рынка составлял от 10 до 15%.

Иран действительно высокотехнологичная страна с большим количеством инженеров на душу населения (наши показатели немного ниже, чем в России, но выше, чем, например, в Японии), в которой темпы развития некоторых технологий (например, робототехника) опережают динамику многих стран. У нас есть разработка программного обеспечения, систем искусственного интеллекта, решения для Интернета вещей, электронной коммерции, функционирования электронного правительства, производства, банковского дела (пожалуй, это самый быстроразвивающийся в нашей стране сегмент ИТ) и т. д. И самое приятное, что по некоторым из этих направлений наша страна уже сотрудничает с Россией.

При этом иранские ИТ-компании в основном сосредоточены на разработке ПО и оказании услуг, в то время как большая часть аппаратного обеспечения импортируется.

Что касается ИТ-канала, то в нашей стране он формально не разделен на два уровня (дистрибьютор — реселлер), как в России. Многие производители продают свою продукцию напрямую конечным пользователям.

IT Channel News: А кто является основными клиентами иранских ИТ-компаний? Работаете ли вы только на внутренний рынок или есть возможность поставлять свою продукцию за рубеж? Возможна ли поставка ИТ-продукции в Иран из-за границы? Что именно импортируется в страну?

А. Х. Ш.: Несмотря на санкции и «изоляцию», рынок сбыта иранских технологий не ограничивается только нашей страной. Мы работаем на разных континентах: в Америке, Европе, Азии, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. То же самое и с импортом. Мы поставляем ИТ-продукты из других стран и дополняем их собственными продуктами и услугами. Так, компания Fanara, например, особенно сильна в сегменте кибербезопасности, а также выступает в качестве разработчика или исполнителя при создании ПО и оказании услуг по всему стеку софта: от инфраструктуры (VMware, Unix и т. д.) до уровня приложений (Oracle, Microsoft и т. д.). Мы поддерживаем всех клиентов с наших сайтов в Иране и из других стран, когда это необходимо.

Как я уже говорил, большая часть «железа» импортируется. Похожая ситуация и в сегменте Enterprise SW. А местные компании в основном сосредоточены на предоставлении услуг (внедрение, настройка, поддержка и т. д.) и локальном ПО, обычно адаптированном к потребностям местного рынка и конечных пользователей.

При этом я не вижу сегодня дефицита ИТ-товаров в нашей стране и надеюсь, что и в России его не будет, как только вы сможете наладить схемы параллельного импорта товаров. Так давайте вместе над этим работать!

IT Channel News: Тема параллельного импорта сейчас действительно актуальна для России. А как эти схемы организованы в вашей стране? И есть ли иностранные ИТ-компании, которые продолжают работать с Ираном напрямую?

А. Х. Ш.: В Иране представлена и используется продукция практически всех топовых мировых брендов. В большинстве случаев она доставляется в страну силами неофициальных представителей.

Схемы параллельного импорта в Иран схожи с теми, которые сейчас используют российские компании, покупая оборудование, которое было привезено в другую страну для локального конечного потребителя, но затем перепродано и направлено в Иран. Ключевым аспектом после установки оборудования уже в нашей стране является обслуживание и техническое обслуживание аппаратного обеспечения, а также исправление ошибок и обновление программного обеспечения. И мы научились справляться эффективно с этими задачами, это действительно является ключевым элементом нашего ИТ-предложения.

IT Channel News: Чем иранские ИТ-компании могут быть интересны российскому ИТ-рынку? Чем российские производители и разработчики могут заинтересовать иранских коллег? Представлены ли сейчас иранские компании на российском рынке?

А. Х. Ш.: После многих лет санкций мы приобрели большой опыт. Мы научились разрабатывать и поддерживать различные ОС, СУБД, Firewall, ERP и т. д. Мы можем поддерживать все с нуля. Мы можем предложить российскому рынку новые проекты и поддерживать существующую ИТ-инфраструктуру. Также мы можем проконсультировать и помочь в организации стабильного параллельного импорта при покупке дополнительного оборудования и программного обеспечения.

Если российские клиенты хотят пользоваться стабильным сервисом и обеспечить безопасное функционирование и развитие своей инфраструктуры, иранские коллеги могут им помочь. У Fanara на российском рынке уже есть партнер. Его функции выполняет Люк Брюне, имеющий около 30 лет опыта работы в области ИТ в России. Мы особенно заинтересованы в сотрудничестве с российскими ИТ-компаниями, которые реализуют проекты для крупных заказчиков, а также с компаниями-разработчиками ПО и услуг.

С другой стороны, иранский рынок может быть заинтересован в покупке российской ИТ-продукции как в области ПО, так и в сегменте «железа». Российские компании в настоящее время производят устройства, которые не используют американские технологии, и такие продукты могут быть очень интересны для наших клиентов, особенно из критически важных отраслей, таких как телеком или банки. Поставки такого оборудования в нашу страну позволят установить стабильные и доверительные отношения с производителями, чего всегда не хватает при работе на основе схем параллельного импорта.

IT Channel News: Имея опыт длительного нахождения под санкциями, что вы можете посоветовать российским компаниям? На что обратить внимание, к чему готовиться, о чем подумать заранее, а что не надо делать?

А. Х. Ш.: Во-первых, не тратьте время на ожидание, что санкции снимут. Европейцы и американцы не думают о наших проблемах, и вряд ли политическая ситуация изменится в ближайшие несколько лет.

Любая критически важная ИТ-инфраструктура нуждается в эффективной поддержке, сопровождении и развитии, в том числе через обновления программного обеспечения или создание индивидуальных разработок на протяжении всего ее жизненного цикла. Российские клиенты должны действовать и принимать решения быстро. Любые задержки будут создавать проблемы, которые будут накапливаться как снежный ком, и в результате все это может перерасти в очень серьезную ситуацию, исправить которую потом будет очень трудно.

Вы должны быть готовы объективно определить свои проблемы и решить их в новой среде и имеющимися у вас инструментами. Ваша цель номер один — обеспечить качество обслуживания для решений, которые вы внедрили ранее или будете внедрять. Время имеет решающее значение. Если вы не будете действовать сейчас, все проблемы будут становиться все больше и больше, пока вы полностью не потеряете контроль.

Редакция IT Channel News благодарит Люка Брюне за помощь в подготовке интервью.

Источник: Светлана Белова, IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости