10 октября 2022 г.

Сентябрьский отчёт iKS-Consulting о рынке коммерческих ЦОД в России наглядно демонстрирует сохранение чрезвычайно высокой заинтересованности отечественных заказчиков в расширении доступных ёмкостей дата-центров. По итогам текущего года, уверены аналитики, число стойко-мест в российских ЦОДах вырастет на 6,0% год к году. Отметим, что в 2021-м этот показатель был лишь немногим выше — 8,5%, а плавный понижательный тренд на 1,5-3,0% в год здесь вполне долгосрочный и наблюдается ещё с 2017-го.

Единство противоположностей

Сегодня явно активизировалась переориентация и российских облачных провайдеров, и широкого заказчика как на российских вендоров серверного оборудования, так и на поставщиков из игнорирующих (или находящих способы обойти) санкции стран. Расширяется география ЦОДостроительства — в том числе в северных и восточных регионах страны, где климатические условия позволяют обходиться меньшими инвестициями в особо дефицитное сегодня холодильное оборудование. МикроЦОДы получают дополнительный импульс как инструмент для обеспечения периферийных вычислений, актуальность которых растёт на фоне снижения доступности больших облаков. Словом, российский рынок ЦОД жив и активно развивается, претерпевая притом довольно значимые трансформации.

Модульные ИБП «Связь инжиниринг» для критической инфраструктуры

Текущая ситуация на российском рынке ЦОД, вызванная прекращением деятельности иностранных вендоров, требует новых решений, не уступающих им по качеству и надежности, но исключающих риски отказа в обслуживании. Компания «Парус электро» — российский разработчик и производитель ИБП под брендом «Связь инжиниринг» предлагает полноценную замену, включая комплекс сервисных услуг от производителя.

Линейка модульных ИБП серии СИП380А МД — это отказоустойчивые системы бесперебойного питания мощностью от 150 кВА до нескольких мегаватт на базе силовых модулей 20, 50 и 60 кВт. Резервирование и «горячая» замена модулей ИБП повышает надежность системы и исключает наличие единой точки отказа. Силовые и байпасные модули, а также блоки управления в СИП380А МД заменяются без отключения питания нагрузки и перевода системы на обходную линию байпас. Замена модулей может производиться обслуживающим персоналом ЦОД, что значительно сокращает эксплуатационные издержки и время устранения неисправностей.

Применение технологии двойного преобразования исключает все проблемы входной электросети. ИБП формирует выходное напряжение с минимальными искажениями, обеспечивая ответственную нагрузку кондиционированным питанием. Трехуровневая схема инвертора позволяет достигать КПД системы до 96.5%, что снижает потери энергии и выброс тепла, сокращая эксплуатационные издержки. Кроме того, широкий диапазон входных напряжений уменьшает количество переходов на работу от аккумуляторов, продлевая их срок службы.

Модели ИБП «Связь инжиниринг», включая 3х фазные системы, внесены в реестр российской радиоэлектронной продукции и получают все меры государственной поддержки импортозамещения. Благодаря отечественному производству продукция выгоднее по стоимости и имеет меньшие эксплуатационные издержки. Постоянно в наличии модели до 500 кВА, а также аккумуляторы емкостью до 250 Ач, в том числе для ИБП других производителей.

Партнерская программа «Парус электро» предлагает совместную работу над проектами, проведение мероприятий для заказчиков и развитие компетенции в области сервисных услуг. Комплекс технической и маркетинговой поддержки для дилеров открывает возможности предложить решения для инфраструктуры заказчиков на современном высокотехнологичном оборудовании отечественного производства.

Присоединяйтесь к нам: ВК, Телеграм, Rutube, Дзен.

На правах рекламы

После 24 февраля в России резко сократилось предложение со стороны глобальных брендов во многих секторах ИТ-рынка, включая как серверную, так и инженерную инфраструктуру ЦОДов/микроЦОДов. Отечественная продукция по этим направлениям на рынке присутствует далеко не первый год, — однако и она в значительной мере зависит от поставок важнейших компонентов из-за рубежа. «В феврале-марте мы проделали большую работу по замене в нашей продукции комплектующих из недружественных стран, — говорит в этой связи Алексей Морозов, руководитель отдела маркетинга компании „Парус электро“. — Сейчас можем с уверенностью говорить о её санкционной устойчивости».

С точки зрения дистрибьютора важнейшей задачей на момент начала СВО стала помощь партнёрам в закрытии неисполненных проектов: надо было найти замены среди доступного оборудования, помочь переконфигуровать решение (если вариантов выполнить его по первоначальному ТЗ не осталось), либо вообще выйти из проекта максимально «красиво». «Поскольку ситуация с остановкой поставок свалилась буквально как снег на голову, а объём активных проектов был достаточно большим, мы кое-где до сох пор имеем дело с „хвостами“ различной величины, — констатирует Анна Чернякова, вице-президент OCS Distribution. — Ну и, конечно, поддержка. Одномоментное прекращение вендорской поддержки практически по всем направлениям зачастую потребовало консолидации усилий не только партнёров, но и дистрибутора».

Сергей Холопов, главный инженер проекта центра компетенций по инженерной инфраструктуре «Т1 Интеграции», подчёркивает, что качественное инженерное решение ЦОД можно реализовать при наличии минимум двух основных факторов: квалифицированная команда и надёжное эффективное оборудование: «Практически всегда замена основного оборудования ведёт к изменениям в проекте и необходимости корректировки документации (габариты, масса, электропотребление и т. д). У многих крупных заказчиков были утверждённые на корпоративном уровне вендор-листы, которые внезапно стали неактуальными. В больших организациях пересогласование подобных документов может занимать значительное время. Первостепенная задача — это тщательный технический аудит имеющегося оборудования и выбор лучшего из доступного, и эта работа ещё не закончена».

Вне Москвы

Насколько сегодня объективно велик интерес к ЦОДам/микроЦОДам в регионах? По свидетельству Алексея Морозова, существует большой спрос на локальные дата-центры мощностью 100-300 кВА, которые обеспечивают потребности государственных учреждений и корпоративных заказчиков: «В развитии регионов мы опираемся на сеть наших региональных дилеров, предоставляя им не только партнёрские скидки, но и обучение на выполнение сервисных работы. Таким образом наши заказчики в регионе получают комплексные поставки оборудования вместе с сервисными услугами».

«Продвигать оборудование новых брендов сейчас просто: мы имеем дело с очень большим неудовлетворённым спросом, — отмечает Анна Чернякова. — Вот когда предложение превышает спрос, тут попробуй продвинь, а сейчас все наоборот. Сейчас мы ощутили в полной мере, что у нас очень вовремя появились подразделения, которые занимаются оказанием сервисного обслуживания для оборудования различных типов и проектным инжинирингом, а это совершенно необходимые в новом рыночном ландшафте навыки. Если говорить про классический ЦОД, то это сложная система из множества взаимоувязанных компонентов от десятков производителей, которая проектируется, а потом строится не один год».

У крупных предприятий наметилась тенденция размещения корпоративных ЦОДов в регионах присутствия, — об этом свидетельствует Сергей Холопов: «Рядом с мощными энергетическими узлами — электростанциями и распределительными подстанциями — строительство больших коммерческих ЦОД также будет эффективным и востребованным».

Устойчивость и сервис

Для ИТ-канала, ориентированного на дальнейшее уверенное развитие сегмента ЦОДов и микроЦОДов, принципиальное значение имею налаживание устойчивых каналов поставок, своевременное обеспечение компонентами для замены в ходе обслуживания, обучение специалистов. По словам Алексея Морозова, самые актуальные вопросы — это устойчивость поставок и гарантия дальнейшего сервисного обслуживания поставленного оборудования: «В этом плане оборудование, производимое в России, имеет неоспоримое преимущество перед импортным: сроки производства меньше, а ресурсов для качественной технической поддержки непосредственно от производителя намного больше, чем у представительства иностранной компании».

Как указывает Андрей Кондратьев, заместитель технического директора по комплексным проектам STEP LOGIC, уход западных вендоров первой величины с российского рынка оставил пустоту, которую предстоит заполнить отечественным производителям и иностранным вендорам второго эшелона: «Большая часть российских вендоров строит планы по увеличению объёма выпускаемой продукции, много внимания уделяется построению партнерской сети: формируются партнерские программы, программы по обучению и сертификации специалистов. Некоторые начинают усиленно развивать сервисную поддержку».

В то же время, отмечает эксперт, почувствовав снижение конкуренции, часть отечественных производителей существенно увеличила стоимость своей продукции: «В некоторых случаях она выросла в 2-3 раза. Из-за неопределённости с комплектующими существенно изменились сроки поставки. С иностранными вендорами, которые продолжили работать на российском рынке, также не всё гладко. Большинство из них не имеет представительств в России, поэтому вся нагрузка на организацию работы — размещение заказов, планирование и контроль сроков производства, логистика — легла на дистрибьюторов, которые не могут решать эти вопросы так же оперативно. На это ещё накладываются требования предоплаты, что, с учётом непредсказуемости сроков поставки, существенно усложняет работу. Постепенно все эти вопросы начинают решаться, но, очевидно, должно пройти ещё некоторое время, чтобы ситуация стала более предсказуемой».

«В отдельных случаях нам как интегратору не хватает высококлассной технической поддержки, — добавляет Сергей Холопов. — Иногда не очень добросовестные вендоры не налаживают техподдержку, надеясь, что заказчики все равно будут вынуждены купить их оборудование. Это заблуждение».

Анна Чернякова подтверждает, что сегодня для партнёров актуальна любая поддержка: «С одной стороны, у нас не на всё есть готовые ответы. С другой — абсолютно новая рыночная поляна открывает очень широкие возможности для развития, которых у нас без кардинальной перекройки рыночных ролей просто не было бы. Зачастую приходится подхватывать проблемы партнёров и учиться их решать прямо на ходу: это и сервисное обслуживание, и помощь в проектировании решения, и сборка оборудования, и даже защита сделки».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News