Так называлась презентация, с которой директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Илья Массух в ноябре 2022 г. выступил в Самаре на практической ИТ-конференции АРПП «Отечественный софт». Из презентации следует, что динамика закупок отечественно ПО, полученная на основании данных мониторинга закупок, осуществляемых в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, выглядит (рис. 1) впечатляюще: если за первые 9 месяцев минувшего года на отечественное ПО пришлось лишь 31,8% от общего объема в 111,38 млрд. руб.; то аналогичный показатель, вычисленный по итогам первых 9 месяцев нынешнего года, достиг 52,5% при общем объеме закупок 127,32 млрд руб.

В то же время доля зарубежного ПО за этот же период уменьшилась почти вдвое: с 40,3% до 21%. Что лишний раз подтверждает слова одного из спикеров недавней конференции Visiology «Новый виток эволюции российского BI»: «Беспрецедентные санкции недружественных стран стимулируют спрос на отечественное ПО значительно сильнее, чем разного рода законы, постановления и распоряжения, изданные за последние несколько лет федеральными, региональными и муниципальными властями».

А вот что во время упомянутой выше конференции сказал на этот счет глава Минцифры Максут Шадаев: «Российские программные продукты являются достаточно перспективными и уже сегодня применяются на предприятиях, а ИТ-компании, промышленные предприятия и бизнес в целом начали работать в кооперации, которая в дальнейшем будет усиливаться. Нашим крупным заказчикам ничего не остается, кроме как работать либо на уже купленных зарубежных решениях и „консервировать“ процессы, либо выбирать пусть не всегда полностью зрелые, но перспективные российские решения, которые точно будут развиваться».

Однако необходимо отметить, что ситуация с использованием отечественного ПО сильно зависит от того, к какому классу ПО соответствующие программные продукты относятся. Из рис. 2 видно, что наиболее благополучно дела обстоят со «Средствами обеспечения информационной безопасности». В нем по состоянию на первое полугодие 2022 г. доля отечественного ПО составила (на основании данных компаний, включенных в Перечень № 91-р) 80-90%,увеличившись, по сравнению с первым полугодием 2021 г., менее чем на 5%.

Близок к этим показателям (80-85% и менее чем на 5%, соответственно) такой класс ПО, как «Системы электронного документооборота». Далее, в порядке убывания доли, идут «Геоинформационные и навигационные системы» (75-80%); «Системы управления отношениями с клиентами» (70-75%) и другие категории программного обеспечения. Замыкают список СУБД (35-40%); «Офисные приложения» (30-40%) и «Операционные системы» (25-30%).

Впрочем, «доля использования отечественного ПО» — не самоцель. «В ИТ-сфере нужно добиться не только импортозамещения, основная задача состоит в том, чтобы уровень эффективности и производительности труда на предприятиях страны с помощью цифровизации, отечественного софта был как можно выше. Для того, чтобы иметь будущее в стране, необходимо иметь свою аппаратно-программную, технологически независимую платформу. У нас есть достаточно развитая индустрия, большое количество компаний, хорошая научная математическая школа, что позволяет нам уверенно развивать разработку и внедрение программного обеспечения с целью повышения эффективности работы наших промышленных предприятий», — сказал на самарской конференции АРПП «Отечественный софт» заместитель руководителя Минпромторга РФ Василий Шпак.

О барьерах на пути к светлому импортонезависимому софтверному будущему председатель Правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская говорит так: «В России много талантливых разработчиков, которые делают отличные продукты, но не все об этом знают... Разработчики открыты к диалогу, готовы улучшать свои решения, подстраиваться под требования заказчиков и современные реалии. Мы впервые проводим такую конференцию. Опыт будем тиражировать в стране, надеюсь, что нашу инициативу поддержит Минцифры и Минпромторг, и все вместе мы преодолеем этот путь к импортонезависимости».

Однозначного ответа на вопрос, как следует вести маркетинг программных продуктов в современных реалиях, видимо, нет и быть не может. Очень многое зависит как от продукта, так и от его потенциальных потребителей. Однако в любом деле главное — не переборщить. Впрочем, ещё хуже — «недоборщить». Директор по развитию Pronline.ru Дмитрий Трепольский недавно отмечал: «Потребители завалены маркетинговыми сообщениями из множества каналов до такой степени, что начинают их игнорировать. Традиционная реклама теряет свою эффективность, а персонализированные маркетинговые сообщения, которые создают реальную связь между брендом и целевым рынком, позволяют привлечь внимание».



Источник: Владимир Митин

Версия для печати (без изображений)   Все новости