3 февраля 2023 г.

Увеличить
Рис. 1 Использование СУБД в компаниях отрасли
Увеличить
Рис. 2 Системы согласования слотов
Увеличить
Рис. 3 Системы AODB
Увеличить
Рис. 4 Системы оперативного управления полетами
Увеличить
Рис. 5 Системы планирования расписания

Поставщик ИТ-решений для гражданской авиации «РИВЦ-Пулково» подготовил обзор текущего состояния и перспектив внедрения российских ИТ-разработок в авиационной отрасли. В исследовании приняли участие ИТ-директора, главные инженеры, системные администраторы аэропортов и авиакомпаний.

Об исследовании

В декабре 2022 — январе 2023 АО «РИВЦ-Пулково» при поддержке отраслевого агентства «АвиаПорт» было проведено аналитическое исследование на тему использования ИТ-систем на предприятиях гражданской авиации. Среди респондентов сотрудники аэропортов и авиакомпаний, включая крупнейших авиаперевозчиков: ПАО «Аэрофлот», АО «Авиакомпания «Россия», АО «Авиакомпания «Сибирь» и крупные аэропорты: международный аэропорт Внуково, международный аэропорт Краснодар, международный аэропорт Уфа. Участникам было предложено ответить на ряд вопросов про импортозамещение, а также об используемом ПО, как общесистемном, так предназначенном для управления производственными процессами.

Общая ситуация на рынке ИТ-решений в области гражданской авиации

В настоящее время на ИТ-рынке в гражданской авиации происходят кардинальные перемены, вызванные отключением информационных систем западных вендеров, санкции, хакерские и DDOS атаки. В марте 2022 наблюдался стремительный уход с рынка зарубежных ИТ-поставщиков: Sabre (США), SAP (Германия), Lufthansa Systems (Германия), Jeppesen (США), IBM (США), Arinc (США), Inform (Германия), SITA (ES) ACARS. Исходя из хронологии событий, крупнейшие поставщики либо уже полностью ушли с российского рынка, либо прекратили поддержку своих сервисов.

Респонденты выделили ряд проблем, с которыми столкнулась гражданская авиация из-за санкций:

  1. Прекращение оказания услуг иностранными провайдерами, при этом ACARS и сервис оценки топливной эффективности компании не имеют отечественных аналогов.
  2. Отказ от использования, специализированного ПО (ПО для планирования экипажей, BRS-системы, CUTTS-системы).
  3. Отказ ПО (антивирусное ПО, офисное ПО, СУБД) и переход на альтернативы, например, Linux.
  4. Трудности с обновлением используемого ПО или невозможность обновления.
  5. Трудности с приобретением оборудования.

При этом 42% респондентов отметили, что в их компаниях разработана стратегия цифровой трансформации и импортозамещения ПО, а 38% находятся в процессе разработки стратегии.

Общесистемное ПО

Большинство представителей авиационной отрасли продолжают использовать иностранные системы. Например, среди клиентских операционных систем лидирующие позиции занимает MS Windows. Иностранные СУБД MS SQL Server и ORACLE также используются у большинства опрошенных. (Рис.1)

Использование ИТ систем в аэропортах

По сравнению с общесистемным ПО, отечественные специальные ИТ-системы используются большинством респондентов. Среди лидеров автоматизированных систем согласования слотов можно выделить «РИВЦ-Пулково». Также 39% опрошенных отметили, что не используют автоматизированные системы согласования слотов и взаимодействие между аэропортами и авиакомпаниями производится вручную.

Респонденты отметили, что отдают предпочтение отечественным системам AODB — операционная база данных аэропорта. Только 4% опрошенных из аэропортов используют продукты от Inform Software. (Рис. 2 и 3)

Использование ИТ систем в авиакомпаниях

Положительную динамику в выборе отечественных поставщиков ИТ-решений можно проследить и у авиакомпаний. Так 84% участников исследования выбрали отечественных поставщиков систем планирования расписания.

Также опрошенные отметили, что отдают предпочтение отечественным поставщикам систем планирования расписания рейсов. Только 18% респондентов используют системы от иностранных вендоров. (Рис. 4 и 5)

Ожидаемо, что иностранные вендоры постепенно покидают рынок, это касается также и авиационного ПО. При этом, процесс импортозамещения в области ИТ в гражданской авиации постепенно развивается, что благоприятно сказывается безопасности и стабильности производственных процессов отечественных предприятий гражданской авиации.

Генеральный директор «РИВЦ-Пулково» Глеб Головченко отметил: «Данное исследование показало нам текущее состояние рынка, какие иностранные системы все еще используются в гражданской авиации и где еще остались неавтоматизированные процессы. Мы стремимся помочь нашим клиентам автоматизировать процессы и предоставить им лучший пользовательский опыт, чтобы они без страха переходили на отечественные системы. Наши продукты обеспечивают удобство и скорость работы. Мы всегда находимся на связи и готовы прийти на помощь пользователями систем „РИВЦ-Пулково“».

Источник: Пресс-служба компании «РИВЦ-Пулково»