28 августа 2025 г.

Светлана Блохина

Мир меняется в очередной раз. Обычно новому состоянию, как считают классики, предшествует кризис. Но несколько лет назад я сделала открытие для себя — что кризисов нет, а есть несоответствие скоростей. Банальные сравнения: от появления первых автомобилей до их массового использования в быту прошло 30-50 лет, интернету понадобилось всего около 5 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн пользователей — гораздо быстрее, чем радио (38 лет) или телевидению (13 лет), а с ИИ будет еще быстрее. Это еще раз доказывает то что мир развивается циклично, и фишка № 1 — это сжатие временных циклов.

Причины цикличности давно определёнены многими уважаемыми учеными (классики: Вико Дж., Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, А. Дж. Тойнби; современники: В. И. Пантиин, Ю. Ш. Капкаев, Дж. Шумпетер, Дж. Моделски и др.).

  • пределы накопления знаний: когда объём информации становится чрезмерным, возникает потребность в новых способах её структурирования;
  • социальные и культурные факторы: запрос на гибкость и скорость изменений сменяет эпоху стабильности и бюрократизации, смена ценностей приводят к утрате или переосмыслению накопленных знаний;
  • технологические инновации и сжатие фаз: рост числа инноваций выражается геометрической прогрессией, а длительность каждого цикла сокращается: это отражает «закон ускорения научно-технического развития»; каждый новый технологический уклад не только повторяет основные этапы предыдущего (внедрение — расцвет — насыщение — кризис — смена), но и сокращает временные интервалы между ними. Например, если инструментальный этап длился сотни тысяч лет, то автоматизация заняла всего несколько десятилетий;
  • психологические закономерности: человек склонен возвращаться к проверенным стратегиям в условиях неопределённости или перегрузки.

Дебаты о том, надо ли пугаться ИИ, будут идти еще пару лет, но вряд ли что-либо изменят принципиально. Да и людям, имеющим консервативную модель восприятия нового, надо рефлексировать и как-то мириться с изменениями. Кроме того, закон «отрицания отрицания» никто не отменял. Если рассмотреть, как смена эпох влияла на изменение когнитивных процессов, вывод напрашивается сам собой — одно изменение влечет за собой другие, меняется подход к получению знаний, типу мышлению, запоминанию и хранению информации.

Ниже сравнительная таблица, иллюстрирующая изменения в когнитивной деятельности и сохранении знаний — периоды бурного развития сменяются застоями или даже регрессом, а затем вновь наступает фаза обновления и роста.

Таблица 1. Эволюция познавательных стратегий в исторической ретроспективе

Эпоха Тип мышления Познавательная деятельность Сохранение знаний Передача знаний Когнитивные риски
Дописьменная (до 4 тыс. до н.э.) Мифопоэтическое, ассоциативное Устная мнемотехники, ритмизация, эпические повествования, наблюдение, подражание, ритуальное повторение Артефакты (насечки, рисунки), устные эпосы Социальная память через ритуалы и мифы. Сказители, старейшины Потеря информации при отсутствии носителей
Возникновение письменности и материальных носителей (4-3 тыс. до н.э.) Визуально-символическое, аналитическое Запись, фиксация, систематизация информации Материальные носители (глина, камень, папирус) Письменные кодексы, религиозные практики Фрагментация знаний, зависимость от материальных носителей
Античность (4 тыс. до н.э. — 5 в.) Логико-философское, абстрактное, критическое Философия, логика, научные классификации мнемотехники, диалоги Глиняные таблички, папирусы, библиотеки (Александрия) Философские школы Элитарность знаний
Средневековье (5-15 вв.) Символическое, схоластическое Заучивание, комментирование, синтез науки и религии Манускрипты, монастырские архивы Монастыри, университеты, церковные диспуты Догматизация мышления
Эпоха Возрождения (14-16 вв.) Гуманистическое, визуальное Эксперимент, изобретения, картография Печатные книги, атласы, наброски Печатные издания, академии, научные сообщества Конфликт традиции и инноваций
Эпоха печати (15-18 вв.) Аналитическое, системное Эксперименты, классификация Печатные книги Библиотеки, переписка Стандартизация мышления. Фиксация авторства и плагиата
Научная революция (16-18 вв.) Гипотетико-дедуктивное, эмпирическое Эксперимент, математизация, стандартизация Научные журналы, лабораторные записи Научные общества, университеты, международный обмен Редукционизм в познании
Индустриальная (19-20 вв.) Техническое, стандартизированное Обработка, поиск, стандартизация Архивы, книги, учебники, специализированные журналы Массовое образование, научные институты, печатные издания Конформизм
Когнитивная революция и информационная эпоха (кон. 20 в.) Гиперсвязное, мультимодальное, критическое Поиск информации, адаптация к потокам данных Анализ, моделирование Цифровые носители (облака, базы данных) Интернет, социальные сети, искусственный интеллект Информационная перегрузка
Цифровая (21 в.) Клиповое, нелинейное Мультитаскинг, поиск, поверхностное чтение Облачные хранилища Соцсети, мессенджеры Цифровая амнезия, Потеря мнемонических навыков
Современные педагогические и когнитивные практики Активное, критическое, рефлексивное Активное обучение, самостоятельность, рефлексия Цифровые технологии, мультимедийные ресурсы Интерактивные платформы, цифровые ресурсы Поверхностное усвоение знаний

Например, античность дала миру первые крупные библиотеки и систематизацию знаний, но после падения Римской империи многие достижения были утрачены, а Европа пережила «тёмные века». Информационная революция XX–XXI веков в чём-то повторяет по масштабу и последствиям изобретение письменности или книгопечатания: резкое увеличение объёма знаний, новые методы их обработки и передачи, а также переосмысление самого процесса познания. И человек успешный в эпоху возрождения вряд ли сможет чего-то добиться в цифровом мире, просто потому что думает по-другому. Возврат к «устаревшим» формам часто происходит через синтез нового и старого.

Каждая технологическая революция (письменность, печать, интернет) приводила к перераспределению когнитивной нагрузки между человеком и внешними носителями и изменению структуры памяти и внимания. Каждый этап развития технологий хранения знаний (устная → письменная → цифровая) приводил к перестройке когнитивных процессов: от коллективной памяти к индивидуальному анализу, от локальных знаний к глобальным сетям, от линейного чтения к нелинейному скроллингу. Человек разумный в цифровую эпоху имеет сокращенное в среднем до 8 секунд время концентрации, и нелинейное восприятие информации, существует в гипертекстуальности и гиперсвязности, использует поиск информации вместо запоминания (эффект Google) и взаимодействует с ИИ как посредником. Это не плохо, не хорошо, просто надо учитывать. Есть еще одна банальность о развитии мира по спирали — то есть цикличные проявления в повторяющихся, но не идентичных фазах роста, зрелости, насыщения и кризиса, сменяющих друг друга на все более высоком уровне развития. Появление нового отодвигает что-то старое, упрощение одного заставляет усложняться другое. Это фишка № 2 убыстрение «созидательного разрушения».

Возвращаясь к теме мышления, создания, сохранения и передачи знания, цикл можно упростить до следующих фаз: цикличность «углубление → упрощение → обесценивание → новое прочтение», что отражает диалектику развития: каждый новый метод, рождаясь как прогрессивная сущность, со временем формализуется, теряет суть и требует следующего витка развития. Стоит также отметить, что история управления демонстрирует закономерность: каждое новое поколение сначала отвергает наработки предшественников, считая их устаревшими, а затем возвращается к ним с новыми смыслами, адаптируя под изменившийся контекст. Этот процесс напоминает философскую «триаду» Гегеля: «тезис → антитезис → синтез».

Интересно, что новые эпохи часто не просто отбрасывают старое, а интегрируют его в новом качестве. Так, традиция публичных дебатов древних философов сегодня возвращается в виде подкастов, сторителлинга и TED Talks, хотя технические средства и масштабы передачи информации изменились. Фишка № 3 — новые формы не всегда нового содержания.

Вот пример — отвержение бюрократии и её возрождение:

  • Антитезис (1950–1980): После Второй мировой войны молодые менеджеры критиковали бюрократию как «тормоз инноваций». Теория человеческих отношений (Мейо, Маслоу) подчёркивала важность эмоций и мотивации, а позже — Agile-подходы (1990-е) требовали отказа от жёстких регламентов.
  • Синтез (2000—настоящее время): В эпоху цифровой трансформации компании осознали, что без чёткой структуры (например, корпоративного governance) невозможно масштабировать ИИ-проекты или управлять данными. Современные методы, такие как OKR, сочетают гибкость с элементами бюрократии (формальной отчётностью).
  • Кейс: Netflix в 2000-х отменил правила о количестве отпускных дней, но позже внедрил «принцип доверия с контролем» для баланса между свободой сотрудников и ответственностью.

Или пример полезного вклада цифрового HR в общий HR:

  • Персонализация: ИИ позволяет адаптировать обучение, оценку и мотивацию под индивидуальные особенности сотрудников.
  • Децентрализация: Платформы вроде МегаПлан или Битрикс 24 дают возможность командам самим ставить цели и распределять задачи.
  • Прозрачность процессов — метрики и визуализация для того, что раньше считалось невозможным оцифровать
  • Быстрая адаптация: Agile и Scrum в HR-процессах (например, в обучении) позволяют оперативно реагировать на изменения рынка.

Всплески технологических инноваций в различных странах рассеивают внимание и нарушают циклы лидерства, т. к мир стал многополярным, с участием не только государств, но и других акторов типа корпораций, различных сетевых обществ и глобальных НПО.

Китай — экономический претендент, но не идеологический гегемон. Россия — военный дестабилизатор, но не системный лидер. США переживают внутреннюю деградацию и потеряли волю к глобальному управлению. Евросоюз раздираем противоречиями.

Отсюда еще одна фишка (# 4) — из-за «размытия» классического цикла и перехода к единому циклическому комплексу, где одновременно участвуют несколько циклических переменных (экономические. политические и проч.), что влечет за собой иную структуру стратегирования и работы с рисками. Циклы не просто повторяются, они взаимодействуют и при наложении усиливают друг друга (суперпозиция), локальные сочетаются с глобальными, создавая системную турбулентность, не описываемую классическими моделями.

И еще две понятные и всем известные фишки:

№ 5. Повторяемость этапов: развитие проходит через повторяющиеся фазы (подъём, кризис, спад, возрождение), образуя циклы разной длительности: короткие, средние и долгосрочные.

№ 6. Нелинейность процесса: развитие носит волновой характер с резкими изменениями и переходами между этапами.

История не топчется на месте, и каждый виток маскируется под новизну, но повторяет скрытые сценарии подъёма, избыточности и краха. Понимание этих закономерностей делает человека более устойчивым и психологически стабильным, т. к. позволяет видеть в хаосе закон, а в кризисе — точку входа в новую нормальность.

Что быть впереди, важным становится не только понимание общих закономерностей циклов развития и формирования знаний, но и умение управлять его скоростями. Самым простым способом убыстрения цикла является ослабление сопротивления — про это написано много и всякого. Но самое важное, что нужно целенаправленно создавать кризис для устаревших систем, чтобы приблизить их коллапс и высвободить ресурсы для нового. Цикл не ускорить, защищая вчерашний день.

Одновременно необходимо форсировать формирование и открытую конфронтацию новых моделей. Цикл ускорится, когда станет ясно, какая модель эффективнее решает проблемы и привлекает последователей. Т. о. ускорение цикла — это не только про быстрое устаревание устоявшихся подходов, а про более быстрое вызревание новых.

Недостаточно оценённой является технология формирования «элитных групп» или ускорение через синтез, когда необходимо и работать на опережение, целенаправленно выращивая новые культурные и ценностные образцы будущего. Хрестоматийным примером здесь является кейс Белой металлургии*.

Оптимальное ускорение — сознательная и одновременная работа на трех уровнях (экономическом, политическом, ценностном) и различными инструментами. Проблема сегодня в том, что эта работа ведется разрозненно и бессознательно, что и приводит к кризису

Таблица 2. От хайпа до разочарования: жизненный цикл управленческих трендов через призму страхов пользователей на примере ИИ

Фаза Текущий статус ИИ (2023-2024) Характеристика Примеры Страхи пользователей Ключевые риски
Зарождение (2010-е) Первые успехи в узких задачах (распознавание изображений, NLP).

Лабораторные эксперименты.
Появление идеи как ответ на кризис.

Эксперименты, локальное тестирование.
AlphaGo (2016).

GPT-2 (2019).
«ИИ заменит людей».

«Это слишком сложно для бизнеса».
Низкая объяснимость.

Высокая стоимость разработки.
Углубление (2020-2022) Появление специализированных ИИ-инструментов.

Пилотные проекты в корпорациях.
Детальная проработка.

Школы мысли, первые кейсы.
Tesla Autopilot.

GitHub Copilot.
«Наши данные утекут к ИИ-гигантам».

«Решения будут несправедливыми» (bias).
Этические скандалы.

Зависимость от Big Tech.
Хайп (2023-2024) Массовый доступ к генеративному ИИ.

Ажиотаж вокруг «ИИ-трансформации».
Массовое внедрение.

Тренинги, сертификации.
ChatGPT.

Midjourney v6.
«ИИ сделает мою профессию ненужной».

«Мы потеряем контроль над процессами».
Поверхностное внедрение.

Юридические риски (авторское право).
Бюрократизация (2025-2027?) Обязательные ИИ-стандарты.

«Галочные» внедрения в госсекторе.
Чек-листы, ритуалы.

Потеря сути.
ИИ-чиновники в госуслугах.

Корпоративные ChatGPT-политики.
«ИИ-отчеты важнее реальных результатов»

«Творчество умрет под алгоритмами»
Потеря инновационности.

Overfitting под регуляторику.
Разочарование (2028-2030?) Критика «сырых» ИИ-решений.

Возврат к гибридным моделям (человек+ИИ).
Критика, откаты.

Поиск виноватых.
Судебные иски к ИИ-сервисам.

Закрытие «пузыревых» стартапов.
«Мы доверили ИИ то, что нельзя было автоматизировать».

«ИИ усилил неравенство».
Репутационные потери.

Отток инвестиций.
Трансформация (2030+) ИИ как стандартный инструмент (как Excel).

Фокус на domain-specific решениях.
Адаптация или смерть.

Синтез с новыми подходами.
Медицинские ИИ-ассистенты.

Персональные ИИ-агенты.
«Как остаться востребованным в эпоху ИИ?».

«Где границы автономности систем?».
?

* «Белая металлургия» — термин, введённый в 2010 году Группой ЧТПЗ (с 2021 года — в составе «Трубной металлургической компании»). Это стандарт металлургического производства, при котором продукция, технологии и квалификация сотрудников соответствуют высоким требованиям рынка и часто даже опережают их.

Источник: Светлана Блохина, к.с.н