28 августа 2025 г.
Мир меняется в очередной раз. Обычно новому состоянию, как считают классики, предшествует кризис. Но несколько лет назад я сделала открытие для себя — что кризисов нет, а есть несоответствие скоростей. Банальные сравнения: от появления первых автомобилей до их массового использования в быту прошло
Причины цикличности давно определёнены многими уважаемыми учеными (классики: Вико Дж., Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, А. Дж. Тойнби; современники: В. И. Пантиин, Ю. Ш. Капкаев, Дж. Шумпетер, Дж. Моделски и др.).
- пределы накопления знаний: когда объём информации становится чрезмерным, возникает потребность в новых способах её структурирования;
- социальные и культурные факторы: запрос на гибкость и скорость изменений сменяет эпоху стабильности и бюрократизации, смена ценностей приводят к утрате или переосмыслению накопленных знаний;
- технологические инновации и сжатие фаз: рост числа инноваций выражается геометрической прогрессией, а длительность каждого цикла сокращается: это отражает «закон ускорения научно-технического развития»; каждый новый технологический уклад не только повторяет основные этапы предыдущего (внедрение — расцвет — насыщение — кризис — смена), но и сокращает временные интервалы между ними. Например, если инструментальный этап длился сотни тысяч лет, то автоматизация заняла всего несколько десятилетий;
- психологические закономерности: человек склонен возвращаться к проверенным стратегиям в условиях неопределённости или перегрузки.
Дебаты о том, надо ли пугаться ИИ, будут идти еще пару лет, но вряд ли что-либо изменят принципиально. Да и людям, имеющим консервативную модель восприятия нового, надо рефлексировать и как-то мириться с изменениями. Кроме того, закон «отрицания отрицания» никто не отменял. Если рассмотреть, как смена эпох влияла на изменение когнитивных процессов, вывод напрашивается сам собой — одно изменение влечет за собой другие, меняется подход к получению знаний, типу мышлению, запоминанию и хранению информации.
Ниже сравнительная таблица, иллюстрирующая изменения в когнитивной деятельности и сохранении знаний — периоды бурного развития сменяются застоями или даже регрессом, а затем вновь наступает фаза обновления и роста.
Таблица 1. Эволюция познавательных стратегий в исторической ретроспективе
Эпоха | Тип мышления | Познавательная деятельность | Сохранение знаний | Передача знаний | Когнитивные риски |
---|---|---|---|---|---|
Дописьменная (до 4 тыс. до н.э.) | Мифопоэтическое, ассоциативное | Устная мнемотехники, ритмизация, эпические повествования, наблюдение, подражание, ритуальное повторение | Артефакты (насечки, рисунки), устные эпосы | Социальная память через ритуалы и мифы. Сказители, старейшины | Потеря информации при отсутствии носителей |
Возникновение письменности и материальных носителей |
Визуально-символическое, аналитическое | Запись, фиксация, систематизация информации | Материальные носители (глина, камень, папирус) | Письменные кодексы, религиозные практики | Фрагментация знаний, зависимость от материальных носителей |
Античность (4 тыс. до н.э. — 5 в.) | Логико-философское, абстрактное, критическое | Философия, логика, научные классификации мнемотехники, диалоги | Глиняные таблички, папирусы, библиотеки (Александрия) | Философские школы | Элитарность знаний |
Средневековье |
Символическое, схоластическое | Заучивание, комментирование, синтез науки и религии | Манускрипты, монастырские архивы | Монастыри, университеты, церковные диспуты | Догматизация мышления |
Эпоха Возрождения |
Гуманистическое, визуальное | Эксперимент, изобретения, картография | Печатные книги, атласы, наброски | Печатные издания, академии, научные сообщества | Конфликт традиции и инноваций |
Эпоха печати |
Аналитическое, системное | Эксперименты, классификация | Печатные книги | Библиотеки, переписка | Стандартизация мышления. Фиксация авторства и плагиата |
Научная революция |
Гипотетико-дедуктивное, эмпирическое | Эксперимент, математизация, стандартизация | Научные журналы, лабораторные записи | Научные общества, университеты, международный обмен | Редукционизм в познании |
Индустриальная |
Техническое, стандартизированное | Обработка, поиск, стандартизация | Архивы, книги, учебники, специализированные журналы | Массовое образование, научные институты, печатные издания | Конформизм |
Когнитивная революция и информационная эпоха (кон. 20 в.) | Гиперсвязное, мультимодальное, критическое | Поиск информации, адаптация к потокам данных Анализ, моделирование | Цифровые носители (облака, базы данных) | Интернет, социальные сети, искусственный интеллект | Информационная перегрузка |
Цифровая (21 в.) | Клиповое, нелинейное | Мультитаскинг, поиск, поверхностное чтение | Облачные хранилища | Соцсети, мессенджеры | Цифровая амнезия, Потеря мнемонических навыков |
Современные педагогические и когнитивные практики | Активное, критическое, рефлексивное | Активное обучение, самостоятельность, рефлексия | Цифровые технологии, мультимедийные ресурсы | Интерактивные платформы, цифровые ресурсы | Поверхностное усвоение знаний |
Например, античность дала миру первые крупные библиотеки и систематизацию знаний, но после падения Римской империи многие достижения были утрачены, а Европа пережила «тёмные века». Информационная революция
Каждая технологическая революция (письменность, печать, интернет) приводила к перераспределению когнитивной нагрузки между человеком и внешними носителями и изменению структуры памяти и внимания. Каждый этап развития технологий хранения знаний (устная → письменная → цифровая) приводил к перестройке когнитивных процессов: от коллективной памяти к индивидуальному анализу, от локальных знаний к глобальным сетям, от линейного чтения к нелинейному скроллингу. Человек разумный в цифровую эпоху имеет сокращенное в среднем до 8 секунд время концентрации, и нелинейное восприятие информации, существует в гипертекстуальности и гиперсвязности, использует поиск информации вместо запоминания (эффект Google) и взаимодействует с ИИ как посредником. Это не плохо, не хорошо, просто надо учитывать. Есть еще одна банальность о развитии мира по спирали — то есть цикличные проявления в повторяющихся, но не идентичных фазах роста, зрелости, насыщения и кризиса, сменяющих друг друга на все более высоком уровне развития. Появление нового отодвигает что-то старое, упрощение одного заставляет усложняться другое. Это фишка № 2 убыстрение «созидательного разрушения».
Возвращаясь к теме мышления, создания, сохранения и передачи знания, цикл можно упростить до следующих фаз: цикличность «углубление → упрощение → обесценивание → новое прочтение», что отражает диалектику развития: каждый новый метод, рождаясь как прогрессивная сущность, со временем формализуется, теряет суть и требует следующего витка развития. Стоит также отметить, что история управления демонстрирует закономерность: каждое новое поколение сначала отвергает наработки предшественников, считая их устаревшими, а затем возвращается к ним с новыми смыслами, адаптируя под изменившийся контекст. Этот процесс напоминает философскую «триаду» Гегеля: «тезис → антитезис → синтез».
Интересно, что новые эпохи часто не просто отбрасывают старое, а интегрируют его в новом качестве. Так, традиция публичных дебатов древних философов сегодня возвращается в виде подкастов, сторителлинга и TED Talks, хотя технические средства и масштабы передачи информации изменились. Фишка № 3 — новые формы не всегда нового содержания.
Вот пример — отвержение бюрократии и её возрождение:
- Антитезис
(1950–1980): После Второй мировой войны молодые менеджеры критиковали бюрократию как «тормоз инноваций». Теория человеческих отношений (Мейо, Маслоу) подчёркивала важность эмоций и мотивации, а позже — Agile-подходы(1990-е) требовали отказа от жёстких регламентов. - Синтез (2000—настоящее время): В эпоху цифровой трансформации компании осознали, что без чёткой структуры (например, корпоративного governance) невозможно масштабировать ИИ-проекты или управлять данными. Современные методы, такие как OKR, сочетают гибкость с элементами бюрократии (формальной отчётностью).
- Кейс: Netflix в
2000-х отменил правила о количестве отпускных дней, но позже внедрил «принцип доверия с контролем» для баланса между свободой сотрудников и ответственностью.
Или пример полезного вклада цифрового HR в общий HR:
- Персонализация: ИИ позволяет адаптировать обучение, оценку и мотивацию под индивидуальные особенности сотрудников.
- Децентрализация: Платформы вроде МегаПлан или Битрикс 24 дают возможность командам самим ставить цели и распределять задачи.
- Прозрачность процессов — метрики и визуализация для того, что раньше считалось невозможным оцифровать
- Быстрая адаптация: Agile и Scrum в HR-процессах (например, в обучении) позволяют оперативно реагировать на изменения рынка.
Всплески технологических инноваций в различных странах рассеивают внимание и нарушают циклы лидерства, т. к мир стал многополярным, с участием не только государств, но и других акторов типа корпораций, различных сетевых обществ и глобальных НПО.
Китай — экономический претендент, но не идеологический гегемон. Россия — военный дестабилизатор, но не системный лидер. США переживают внутреннюю деградацию и потеряли волю к глобальному управлению. Евросоюз раздираем противоречиями.
Отсюда еще одна фишка (# 4) — из-за «размытия» классического цикла и перехода к единому циклическому комплексу, где одновременно участвуют несколько циклических переменных (экономические. политические и проч.), что влечет за собой иную структуру стратегирования и работы с рисками. Циклы не просто повторяются, они взаимодействуют и при наложении усиливают друг друга (суперпозиция), локальные сочетаются с глобальными, создавая системную турбулентность, не описываемую классическими моделями.
И еще две понятные и всем известные фишки:
№ 5. Повторяемость этапов: развитие проходит через повторяющиеся фазы (подъём, кризис, спад, возрождение), образуя циклы разной длительности: короткие, средние и долгосрочные.
№ 6. Нелинейность процесса: развитие носит волновой характер с резкими изменениями и переходами между этапами.
История не топчется на месте, и каждый виток маскируется под новизну, но повторяет скрытые сценарии подъёма, избыточности и краха. Понимание этих закономерностей делает человека более устойчивым и психологически стабильным, т. к. позволяет видеть в хаосе закон, а в кризисе — точку входа в новую нормальность.
Что быть впереди, важным становится не только понимание общих закономерностей циклов развития и формирования знаний, но и умение управлять его скоростями. Самым простым способом убыстрения цикла является ослабление сопротивления — про это написано много и всякого. Но самое важное, что нужно целенаправленно создавать кризис для устаревших систем, чтобы приблизить их коллапс и высвободить ресурсы для нового. Цикл не ускорить, защищая вчерашний день.
Одновременно необходимо форсировать формирование и открытую конфронтацию новых моделей. Цикл ускорится, когда станет ясно, какая модель эффективнее решает проблемы и привлекает последователей. Т. о. ускорение цикла — это не только про быстрое устаревание устоявшихся подходов, а про более быстрое вызревание новых.
Недостаточно оценённой является технология формирования «элитных групп» или ускорение через синтез, когда необходимо и работать на опережение, целенаправленно выращивая новые культурные и ценностные образцы будущего. Хрестоматийным примером здесь является кейс Белой металлургии*.
Оптимальное ускорение — сознательная и одновременная работа на трех уровнях (экономическом, политическом, ценностном) и различными инструментами. Проблема сегодня в том, что эта работа ведется разрозненно и бессознательно, что и приводит к кризису
Таблица 2. От хайпа до разочарования: жизненный цикл управленческих трендов через призму страхов пользователей на примере ИИ
Фаза | Текущий статус ИИ |
Характеристика | Примеры | Страхи пользователей | Ключевые риски |
---|---|---|---|---|---|
Зарождение |
Первые успехи в узких задачах (распознавание изображений, NLP). Лабораторные эксперименты. |
Появление идеи как ответ на кризис. Эксперименты, локальное тестирование. |
AlphaGo (2016). GPT-2 (2019). |
«ИИ заменит людей». «Это слишком сложно для бизнеса». |
Низкая объяснимость. Высокая стоимость разработки. |
Углубление |
Появление специализированных ИИ-инструментов. Пилотные проекты в корпорациях. |
Детальная проработка. Школы мысли, первые кейсы. |
Tesla Autopilot. GitHub Copilot. |
«Наши данные утекут к ИИ-гигантам». «Решения будут несправедливыми» (bias). |
Этические скандалы. Зависимость от Big Tech. |
Хайп |
Массовый доступ к генеративному ИИ. Ажиотаж вокруг «ИИ-трансформации». |
Массовое внедрение. Тренинги, сертификации. |
ChatGPT. Midjourney v6. |
«ИИ сделает мою профессию ненужной». «Мы потеряем контроль над процессами». |
Поверхностное внедрение. Юридические риски (авторское право). |
Бюрократизация |
Обязательные ИИ-стандарты. «Галочные» внедрения в госсекторе. |
Чек-листы, ритуалы. Потеря сути. |
ИИ-чиновники в госуслугах. Корпоративные ChatGPT-политики. |
«ИИ-отчеты важнее реальных результатов» «Творчество умрет под алгоритмами» |
Потеря инновационности. Overfitting под регуляторику. |
Разочарование |
Критика «сырых» ИИ-решений. Возврат к гибридным моделям (человек+ИИ). |
Критика, откаты. Поиск виноватых. |
Судебные иски к ИИ-сервисам. Закрытие «пузыревых» стартапов. |
«Мы доверили ИИ то, что нельзя было автоматизировать». «ИИ усилил неравенство». |
Репутационные потери. Отток инвестиций. |
Трансформация (2030+) | ИИ как стандартный инструмент (как Excel). Фокус на domain-specific решениях. |
Адаптация или смерть. Синтез с новыми подходами. |
Медицинские ИИ-ассистенты. Персональные ИИ-агенты. |
«Как остаться востребованным в эпоху ИИ?». «Где границы автономности систем?». |
? |
* «Белая металлургия» — термин, введённый в 2010 году Группой ЧТПЗ (с 2021 года — в составе «Трубной металлургической компании»). Это стандарт металлургического производства, при котором продукция, технологии и квалификация сотрудников соответствуют высоким требованиям рынка и часто даже опережают их.
Источник: Светлана Блохина, к.с.н