1 сентября 2025 г.
Искусственный интеллект в последние годы преобразует бизнес-процессы по множеству направлений, и рынок офисной печати — не исключение. Исследование Quocirca State of the Industry Survey 2025 ставит своей целью суммировать и осмыслить происходящие перемены — и сформулировать для всех участников канала, от вендоров до интеграторов, как новые вызовы, встающие перед индустрией печати, так и наиболее выигрышные стратегии реагирования на них.
Первое, что подчёркивают эксперты в своём обзоре, — это очередная констатация давно ставшего бесспорным факта: объёмы офисной печати, т. е. классического перевода документов из цифрового вида в бумажный, снижаются. Среди участников проведённого Quocirca опроса 73% подтвердили этот факт для своих организаций, и в среднем сокращение количества отправляемых на печать стандартных листов составило за минувший с прошлого аналогичного исследования год 8,4%.
Означает ли это, что принтеры становятся всё более бесполезными элементами офисной обстановки? Вовсе нет, если рассматривать не устройства печати по отдельности, а всю систему документооборота в целом. Принтер сам по себе действительно используется реже, однако он в такой системе — лишь органичная её часть; в условиях же нарастающей цифровизации документооборота центр тяжести повседневной эксплуатации смещается на другие элементы — на сканеры, в частности (обособленные либо интегрированные с устройствами печати в МФУ). Количество отсканированных документов, опять-таки в среднем по охваченной обзором базе, выросло примерно на ту же величину, на которую сократился объём печати, — 8,3%.
Сдвиг парадигмы восприятия заказчиком с продуктоориентированной на сервис-ориентированную — характерный для всей ИТ-отрасли в целом — аналитики фиксируют и по направлению офисной печати: 36% участников опроса подтвердили, что для них такое смещение акцентов входит в число ключевых приоритетов. Вместе с тем в Quocirca отмечают тревожную тенденцию: хотя заказчики прекрасно понимают важность сервисной модели организации печати, всерьёз озабочены поиском и подбором сведущих в этой области специалистов лишь 12% респондентов. А это означает потенциальное — отложенное на уже не самое отдалённое будущее, когда переход к офисной печати как услуге в целом уже состоится, — проявление целого вороха проблем, прежде всего связанных с информационной безопасностью и конфиденциальностью доверенных контрактным операторам печати данных.
Впрочем, невзирая на сокращение объёмов печати и трудности с организацией надёжной сервисной модели, вендоры печатной техники ожидают, по свидетельству Quocirca, роста своей выручки и по итогам текущего года: если в
Тем более, подчеркнём опять, в индустрии практически сложился консенсус по поводу постепенного снижения объёмов отправляемых на печать документов. Интересно, что хотя уверенность экспертов в параллельном росте объёмов сканирования тоже сильна, монетизация этой процедуры в рамках сервис-ориентированной модели офисного документооборота, как указывают аналитики, пока что откровенно недостаточна. А ведь оцифрованный по старинке, в виде изображения, документ сегодня мало кому нужен: сканирование в хорошо налаженной системе MPS/MDS должно сопровождаться распознаванием текста, в том числе с адекватным воспроизведением сложного форматирования, автоматической архивацией, рассылкой по указанным адресам, при необходимости переводом и прочими услугами — которые могут и должны оказываться весьма прибыльными для поставщиков соответствующих сервисов.
В итоге аналитики Quocirca дают следующие советы участникам ИТ-канала, имеющим дело с системами офисной печати:
- поддерживать и углублять цифровую трансформацию бизнесов; как собственных, так и клиентских — что позволит оптимизировать расходы и сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях (а заодно и наиболее выпукло продемонстрирует достоинства цельных систем MPS/MDS),
- сфокусироваться на ИИ и облачных услугах как наиболее перспективных и высокомаржинальных элементах трансформации офисного документооборота,
- деятельнее монетизировать сканирование документов, предлагая заказчикам расширенный спектр сопутствующих услуг,
- укреплять связи с заказчиками, становясь для них на длительное время заведомо предпочтительными поставщиками (в случае вендоров принтеров, сканеров и МФУ, а также разработчиков MPS/MDS) либо интеграторами передовых и эффективных систем документооборота; особенно это важно для тех участников канала, которые вдобавок к повседневной циркуляции документов по структурам клиента берут на себя ещё и долговременное хранение их цифровых копий в локальном либо глобальном облаке, — завоевавший такой уровень доверия партнёр наверняка останется с заказчиком на долгие годы;
- постоянно совершенствовать экспертизу своих сотрудников и искать новые таланты — поскольку даже с учётом всё более активного проникновения ИИ во все сферы без живых, опытных, знающих профессионалов на ключевых позициях любой бизнес начнёт пробуксовывать. А с учётом того, что в ближайшие годы в сфере офисного документооборота продолжится смещение центра тяжести с создания бумажных копий на сканирование и оказание иных цифровых услуг, значимость тщательно подобранной и эффективно слаженной команды будет только нарастать.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News