1 октября 2025 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил комплекс запланированных до 2027 г. финансовых стимулов развития промышленной робототехники в России по стадиям жизненного цикла мер поддержки.
Для достижения национальной цели по вхождению России к 2030 г. в топ-25 стран по показателю плотности роботизации с текущего года был запущен федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства». ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал данный документ с учетом входящих в него 12 мер. Общий набор инструментов по стимулированию развития промышленной робототехники в стране на данный момент охватывает порядка 77 мер, из которых 57 — прямое финансирование и 20 — косвенное в виде налоговых льгот.
Справочно: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ ведет базу данных по мерам поддержки науки и технологий и развития промышленности, в которой содержится порядка 400 инструментов, действующих с 2020 г. и распределенных по стадиям жизненного цикла, целевым направлениям, уровням готовности технологий, распорядителям и типам получателей, ожидаемым результатам и т. д. База данных постоянно актуализируется и служит основой для получения информации на разных уровнях управления (ведомства, отрасли, технологические направления, критические технологии, компании) и проведения оценки эффективности выделенных средств.
За три года объем прямого финансирования отрасли промышленной робототехники планируется увеличить двукратно: с 31,3 млрд руб. в 2024 г. до 69,3 млрд руб. в 2027 г. Эта сумма включает как специальные, так и общесистемные меры. Объем налоговой поддержки за этот же период возрастет на 40% — с 17,4 до 24,3 млрд руб. (рис. 1).
Таким образом, финансовая поддержка (включая прямые и налоговые меры) робототехники к 2027 г. удвоится относительно уровня 2024 г. и приблизится к 100 млрд руб., а совокупные расходы за
Приоритеты поддержки в разрезе стадий жизненного цикла в трехлетней перспективе более фокусируются на масштабировании существующих производств роботов, чем разработке новых. Наиболее масштабные финансовые меры ориентированы на ускорение производства (рост в 5 раз) и внедрение робототехники в промышленности (для стадии «эксплуатация» рост в 2,4 раза). Расходы на исследования и разработки увеличатся за
Планируемая на
«Исследования» — 38,5 млрд руб., или 18,9% общего объема прямой поддержки: средства на такие меры, как: «Приоритет-2030» (ПП729), НОЦ (ПП537), гранты РНФ (ПП180, ПП1701), госзадания на НИОКР, в том числе с индустриальными партнерами, др.
«Разработки» — 50,1 млрд руб. (24,6%): субсидии на НИОКР в рамках инновационных проектов (ПП1649), госзакупки НИОКР по
«Производство» — 68,1 млрд руб. (33,5%): промышленная ипотека (23-60109-00982-Р), субсидия Университету «Иннополис» на создание центров робототехники (25-60982-01911-Р), субсидии компаниям на создание центров промышленной робототехники (25-67495-01912-Р), льготные займы ФРП и РФРП (ПП1388), субсидии на разработку и производство новых видов продукции (22-60293-00659-Р), субсидии производителям робототехники для предоставления скидки (25-60703-01899-Р) и на уплату процентов по кредитам (25-60708-01900-Р), технологический кредит на крупные проекты (ПП2064), др.
«Эксплуатация» — 45,8 млрд руб. (22,6%): субсидии на возмещение затрат по роботизации производства «Промышленный кэшбэк» (25-60987-01963-Р), субсидии лизинговым организациям на оказание компаниям льготных услуг (25-67415-01910-Р), субсидии компаниям на популяризацию промышленной робототехники (25-67418-01962-Р) и на создание центров испытания и сертификации робототехники (25-67419-01908-Р), субсидии банкам на выдачу льготных кредитов компаниям для покупки роботов (25-67414-01909-Р), закупку робототехники и ее компонентов госкомпаниями и госкорпорациями по
Что касается налоговых стимулов в сфере промышленной робототехники, основная их часть в
В текущем ландшафте финансовых инструментов, направленных на развитие промышленной робототехники в России, объем налоговых льгот более чем вдвое меньше, чем прямой финансовой поддержки. В то же время налоговые меры обладают рядом преимуществ: стимулируют все стадии жизненного цикла робототехники и распространяются на всех участников инновационной цепочки. При этом данный тип мер преимущественно более востребован действующими производствами и зрелыми компаниями. Для вновь создаваемых и масштабируемых производств приоритетной является прямая бюджетная поддержка с учетом спроса и предложения на рынке робототехники.
Комментирует Виталий Дементьев, заведующий отделом правовых исследований в сфере науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Для обеспечения технологического лидерства в области промышленной робототехники требуется комплексный учет мер, связанных с развитием всех стадий жизненного цикла и нацеленных на поддержку всех участников инновационной цепочки в данной отрасли. Сейчас за рамки федерального проекта по робототехнике выходят меры поддержки малых технологических компаний, вузов и научных организаций. В этой связи наряду со стимулами для компаний, которые осуществляют выпуск и эксплуатацию продукции, крайне важны меры для организаций, которые ведут исследования и разработки, отвечают за интеграцию, инжиниринг, подготовку кадров. Также динамику развития отрасли может в целом подстегнуть расширение линейки налоговых мер, особенно на этапах разработки, внедрения и производства промышленной робототехники».
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Федерального казначейства, федеральных законов: об исполнении федерального бюджета за 2024 г. от 23.07.2025 №
Источник: Виталий Дементьев, Софья Приворотская, Ольга Демидкина, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ