1 октября 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Общий объем поддержки отрасли робототехники в России в 2024-2027 гг., млрд руб. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Динамика объемов прямой поддержки робототехники по стадиям жизненного цикла, млрд руб. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Динамика объемов налоговой поддержки робототехники в России в 2024-2027 гг., млрд руб. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил комплекс запланированных до 2027 г. финансовых стимулов развития промышленной робототехники в России по стадиям жизненного цикла мер поддержки.

Для достижения национальной цели по вхождению России к 2030 г. в топ-25 стран по показателю плотности роботизации с текущего года был запущен федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства». ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал данный документ с учетом входящих в него 12 мер. Общий набор инструментов по стимулированию развития промышленной робототехники в стране на данный момент охватывает порядка 77 мер, из которых 57 — прямое финансирование и 20 — косвенное в виде налоговых льгот.

Справочно: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ ведет базу данных по мерам поддержки науки и технологий и развития промышленности, в которой содержится порядка 400 инструментов, действующих с 2020 г. и распределенных по стадиям жизненного цикла, целевым направлениям, уровням готовности технологий, распорядителям и типам получателей, ожидаемым результатам и т. д. База данных постоянно актуализируется и служит основой для получения информации на разных уровнях управления (ведомства, отрасли, технологические направления, критические технологии, компании) и проведения оценки эффективности выделенных средств.

За три года объем прямого финансирования отрасли промышленной робототехники планируется увеличить двукратно: с 31,3 млрд руб. в 2024 г. до 69,3 млрд руб. в 2027 г. Эта сумма включает как специальные, так и общесистемные меры. Объем налоговой поддержки за этот же период возрастет на 40% — с 17,4 до 24,3 млрд руб. (рис. 1).

Таким образом, финансовая поддержка (включая прямые и налоговые меры) робототехники к 2027 г. удвоится относительно уровня 2024 г. и приблизится к 100 млрд руб., а совокупные расходы за 2024–2027 гг. превысят 285 млрд. руб. При этом меры, предусмотренные непосредственно в федеральном проекте по робототехнике, составляют лишь 13% от общего объема финансовой поддержки данной отрасли за указанный период. Остальные 87% средств представляют собой по большей части сочетание прямых общесистемных и налоговых мер, входящих в разные госпрограммы, распорядителями которых являются Минпромторг России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Роспатент, Росстандарт, Федеральный центр компетенций, институты инновационного развития, научные фонды и др.

Приоритеты поддержки в разрезе стадий жизненного цикла в трехлетней перспективе более фокусируются на масштабировании существующих производств роботов, чем разработке новых. Наиболее масштабные финансовые меры ориентированы на ускорение производства (рост в 5 раз) и внедрение робототехники в промышленности (для стадии «эксплуатация» рост в 2,4 раза). Расходы на исследования и разработки увеличатся за 2024–2027 гг. лишь в 1,2–1,3 раза (рис. 2).

Планируемая на 2024–2027 гг. финансовая поддержка сферы промышленной робототехники по стадиям жизненного цикла в сумме составит:

«Исследования» — 38,5 млрд руб., или 18,9% общего объема прямой поддержки: средства на такие меры, как: «Приоритет-2030» (ПП729), НОЦ (ПП537), гранты РНФ (ПП180, ПП1701), госзадания на НИОКР, в том числе с индустриальными партнерами, др.

«Разработки» — 50,1 млрд руб. (24,6%): субсидии на НИОКР в рамках инновационных проектов (ПП1649), госзакупки НИОКР по 44-ФЗ, субсидии на НИОКР заказчикам робототехники (25-60464-01902-Р), субсидии на НИОКР в области средств производства электроники (ПП2136), передовые инженерные школы (ПП619), гранты на создание инжиниринговых центров (ПП209) и поддержку инвестирования крупных компаний в МТК (ПП2307), гранты МТК на НИОКР в области робототехники (25-075-0808/00168-1), субсидии МТК на доработку продукции в соответствии с требованиями крупных корпораций (ПП392), др.

«Производство» — 68,1 млрд руб. (33,5%): промышленная ипотека (23-60109-00982-Р), субсидия Университету «Иннополис» на создание центров робототехники (25-60982-01911-Р), субсидии компаниям на создание центров промышленной робототехники (25-67495-01912-Р), льготные займы ФРП и РФРП (ПП1388), субсидии на разработку и производство новых видов продукции (22-60293-00659-Р), субсидии производителям робототехники для предоставления скидки (25-60703-01899-Р) и на уплату процентов по кредитам (25-60708-01900-Р), технологический кредит на крупные проекты (ПП2064), др.

«Эксплуатация» — 45,8 млрд руб. (22,6%): субсидии на возмещение затрат по роботизации производства «Промышленный кэшбэк» (25-60987-01963-Р), субсидии лизинговым организациям на оказание компаниям льготных услуг (25-67415-01910-Р), субсидии компаниям на популяризацию промышленной робототехники (25-67418-01962-Р) и на создание центров испытания и сертификации робототехники (25-67419-01908-Р), субсидии банкам на выдачу льготных кредитов компаниям для покупки роботов (25-67414-01909-Р), закупку робототехники и ее компонентов госкомпаниями и госкорпорациями по 223-ФЗ, др.

Что касается налоговых стимулов в сфере промышленной робототехники, основная их часть в 2024–2027 гг. приходится на льготы по НДС — 66,1 млрд руб. (79,2% общей налоговой поддержки в указанный период) и по налогу на прибыль — 11,9 млрд руб. (14,3%) (рис. 3). На оставшиеся налоговые льготы — по страховым взносам на обязательное социальное страхование, на имущество организаций и на земельный налог для юридических лиц — приходится порядка 5,5 млрд руб. (6,5%).

В текущем ландшафте финансовых инструментов, направленных на развитие промышленной робототехники в России, объем налоговых льгот более чем вдвое меньше, чем прямой финансовой поддержки. В то же время налоговые меры обладают рядом преимуществ: стимулируют все стадии жизненного цикла робототехники и распространяются на всех участников инновационной цепочки. При этом данный тип мер преимущественно более востребован действующими производствами и зрелыми компаниями. Для вновь создаваемых и масштабируемых производств приоритетной является прямая бюджетная поддержка с учетом спроса и предложения на рынке робототехники.

Комментирует Виталий Дементьев, заведующий отделом правовых исследований в сфере науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Для обеспечения технологического лидерства в области промышленной робототехники требуется комплексный учет мер, связанных с развитием всех стадий жизненного цикла и нацеленных на поддержку всех участников инновационной цепочки в данной отрасли. Сейчас за рамки федерального проекта по робототехнике выходят меры поддержки малых технологических компаний, вузов и научных организаций. В этой связи наряду со стимулами для компаний, которые осуществляют выпуск и эксплуатацию продукции, крайне важны меры для организаций, которые ведут исследования и разработки, отвечают за интеграцию, инжиниринг, подготовку кадров. Также динамику развития отрасли может в целом подстегнуть расширение линейки налоговых мер, особенно на этапах разработки, внедрения и производства промышленной робототехники».

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Федерального казначейства, федеральных законов: об исполнении федерального бюджета за 2024 г. от 23.07.2025 № 220-ФЗ, о федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. от 30.11.2024 № 419-ФЗ (в ред. от 24.06.2025 № 152-ФЗ), паспорта федерального проекта «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства»; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 г.

Источник: Виталий Дементьев, Софья Приворотская, Ольга Демидкина, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ