7 октября 2025 г.

Рынок телемедицины в России начал формироваться во времена пандемии и с тех пор продолжает стремительно расти, трансформируясь в важный и устойчивый сегмент здравоохранения. Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор аналитической компании MAR CONSULT, выделил ключевые тренды этого года в телемедицине.

Развитие телемедицинских сервисов влияет на интенсивный рост рынка

С 2020 по 2024 годы объем телемедицинских услуг в России вырос в три раза — с 5,6 до 15,8 млрд рублей, по данным BusinessStat. Согласно данным Smart Ranking, в I полугодии 2025 года самым крупным сегментом рынка медицинских технологий стала телемедицина объемом 9,9 млрд рублей, с долей 35,87%.

Среди ключевых драйверов рост можно выделить включение телемедицинских услуг не только в ОМС, но и в программы добровольного медицинского страхования, помимо этого в системе ОМС доступ к телемедицинским сервисам стал проще (через разные платформы, такие как Гостелемед, ЕГИСЗ, ЕМИАС). Расширилась и региональная география доступа, благодаря чему удаленные населенные пункты получили возможность консультироваться у специалистов федерального уровня.

Рынок усложняется за счет новых сервисов: телемониторинга хронических заболеваний, телеконсилиумов между врачами и дистанционной записи к специалистам. Государство принимает различные меры для стимулирования цифровизации здравоохранения, в том числе долгосрочного развития телемедицинского сегмента. В 2025 году ужесточились требования к телемедицинским сервисам, в том числе введены новые ограничения и меры контроля для обеспечения защиты пациентов и их данных.

Стабильный рост рынка, развитие технологической и программной базы, а также долгосрочная господдержка формируют устойчивый интерес среди венчурных и корпоративных инвесторов.

Преимущества дистанционного формата влияют на рост спроса

Продолжающийся рост рынка телемедицины свидетельствует о том, что онлайн-консультации становятся не просто привычными для россиян, но и массовыми.

59% россиян в той или иной степени осведомлены о возможности получить консультацию врача дистанционно, при этом доля пользователей телемедицины за последние пять лет увеличилась с 8 до 22%, среди информированной аудитории, по данным ВЦИОМ.

По данным аналитической компании MAR CONSULT, почти каждый десятый регулярно использует дистанционные консультации (9%) для психологической помощи и еще половина готова попробовать телемедицину для поддержки ментального здоровья (48%). Сервисы психологической помощи («Ясно», Alter, SmartMental) занимают в I полугодии 2025 года практически половину рынка телемедицины, по данным Smart Ranking.

Таким образом, пациенты выбирают телемедицину не только за удобство, экономию времени и отсутствие необходимости покидать дом, но отсутствие барьеров при обращении за психологической помощью, так как в очных консультациях четверть опрошенных (23%) отметила чувство стыда и неловкости, треть (29%) страх осуждения, а каждый десятый (12%) полагается на самостоятельное решение проблем, по данным MAR CONSULT. Эти преимущества телемедицины повышают готовность людей самостоятельно оплачивать дистанционные консультации.

Сегодня телемедицина стала неотъемлемой частью национальной системы здравоохранения. Рынок телемедицины постепенно переходит от стадии бурного роста к зрелой фазе: становятся важным не только развитие технологической базы и правового регулирования, но глубокая интеграция в медицинские процессы и высокий уровень качества услуг. По прогнозам аналитиков MAR CONSULT, рост российского рынка телемедицины по итогам 2025 года может составить 30-35% и достигнет 20,5-21,3 млрд рублей.

Источник: Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT