10 октября 2008 г.

«Я не хочу быть оракулом, говорить о судьбах мира и отдаленных последствиях. Буду говорить только об ИТ-рынке России сегодня и завтра. При этом хочу отметить, что всё меняется очень быстро, и слова, сказанные сейчас, могут устареть через несколько дней.

Делим рынок на две части: розница и корпоратив.

Розница просела еще в августе, после истории с «Мечелом», British Petroleum, войной в Осетии. В неспокойные времена люди менее охотно тратят деньги на ИТ, особенно класса «лакшери». Проседание неравномерно с точки зрения географии. Скорее всего, в регионах оно меньше. «Просадка» в августе в Питере и Москве в целом по рознице 10—15%. В дорогих сегментах падение больше, в дешевых — меньше. Мы наблюдаем «перетекание», но дешевые сегменты не заместили полностью падения в дорогих. В сентябре ситуация как минимум не выправилась. Что будет завтра в рознице? Все зависит от развития ситуации в стране и в мире. В начале сентября розничные сети надеялись на восстановление роста и даже говорили об эффекте отложенного спроса. Сейчас они не так оптимистичны. Удивительно, что часть вендоров ведет себя, а, точнее, пытается вести себя так, будто ничего не происходит. Но это ненадолго. Пытаясь выполнить нереальные планы, они просто потеряют контроль над ситуацией. Многие вендоры вполне адекватно реагируют на изменение ситуации.
Корпоратив сегодня просядет меньше, чем розница. Этот рынок во многом живет давно утвержденными бюджетами. Кроме того, автоматизацию мгновенно остановить невозможно. Продолжаются новые проекты во всех сегментах: и в госсекторе, и в коммерческом корпоративе. А вот бюджеты 2009 г. скорее всего будут консервативными. В неспокойные времена традиционно экономят на развитии, т. е. на маркетинге, ИТ.

Думаю, что наиболее серьезные проблемы возникнут у крупнейших федеральных розничных сетей и тех дистрибьюторов, чей бизнес на них сильно завязан. Причем западные сети переживут кризис легче за счет «материнского» финансирования, а вот российским придется сложнее. Дело в том, что слишком большой расчет был сделан на дальнейший гиперрост, который покрывает отрицательные денежные потоки. Они покрывались различными видами финансирования как от поставщиков, так и займами в банках, облигационными инструментами. Сейчас со всем этим станет много сложнее.

Интеграторам будет легче, так как у них нет неликвидных и «тухнущих» товарных запасов, они лучше приспособлены временно «сдуваться» и «раздуваться» в зависимости от рынка. Хотя, конечно, придется начать экономить, а тут важно «не выплеснуть» с водой ребенка, то есть не потерять в процессе экономии именно тот актив, который делает их уникальными в смысле умений, экспертизы. Я имею в виду людей, тех профессионалов, которые являются носителями специализаций.

Схожие проблемы появятся и у дистрибьюторов, но к ним добавится проблема излишних товарных запасов. Хотя она не критична, так как сегодняшний кризис не привел к драматичному падению рынка в разы за несколько дней, как это было в 1998 г. Все очень плавно, и, возможно, нас ждет даже не спад, а уменьшение роста. У дистрибьюторов есть время прореагировать и сократить свои товарные запасы.

Ситуация на финансовых рынках на наш бизнес, конечно, повлияла. Некоторые банки стали резко консервативнее, пытаются сокращать кредитные линии и менять условия. К счастью, OCS имеет сильно диверсифицированный кредитный портфель, работает более чем с десятью банками, около половины из которых воспринимаются нами как опорные. Вообще у OCS, к счастью, очень диверсифицированный, со всех точек зрения, бизнес: 18 региональных филиалов, высочайшая диверсификация по продуктовым сегментам и каналам сбыта».

Источник: CRN