4 сентября 2009 г.

Максим Фролов, директор по продажам Seagate в России и СНГ
В начале января 2009 г. Совет директоров Seagate Technology объявил о назначении  Стивена Дж. Лусо президентом и главным управляющим компании, сменившего Уильяма Д. Уоткинса, а затем последовали новые назначения в высшем руководстве компании. О том, как эти перемены в руководстве компании отразились на деятельности компании в России, обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказал Максим Фролов, директор по продажам Seagate в России и СНГ.

CRN/RE: Что послужило причиной смены руководства компании?

Максим Фролов: Основной причиной смены руководства стал кризис. Стивен Лусо, который проработал в Seagate 15 лет, известен как лучший «кризис-менеджер». Так, в период 1998-2004 гг., будучи главным управляющим Seagate Technology Inc., он успешно провел процесс приватизации компании в 2000 г., а в 2002 г. сделал компанию публичной.

CRN/RE: В отчете за I квартал 2009 г. (III квартал для компании) в сравнении с предыдущим кварталом валовая прибыль понизилась на 700 базисных пунктов. Это стало первым результатом перемен в руководстве компании?

М.Ф.: Нет, основным результатом смены руководства стало изменение стратегии компании. Если еще в конце 2007 г. Seagate намеревалась поставлять жесткие диски (ЖД) на любые сегменты рынка, где были устройства, куда можно было встроить ЖД, то теперь мы сосредоточились на поставках традиционных накопителей для компьютеров и бытовой электроники. При этом компания прежде всего заботится о сохранении прибыльности и финансовой устойчивости.

В I календарном квартале прибыль компании снизилась, прежде всего, за счет того, что в затраты, которые составили около 380 млн. долл., был включен остаток долга после покупки компании Maxtor. Ликвидировав долг, во II календарном квартале мы увеличили свою прибыль не менее, чем на 300-400 базовых пунктов. В целях экономии мы также закрыли одну из двух своих фабрик в Ирландии в Лимавади, которая производила пластины для ЖД, поскольку ее продукция сейчас на рынке не востребована. Мы проводим сокращение персонала, добиваясь большей эффективности работы компании в целом. Наконец, мы повышаем свою прибыльность за счет увеличения доли продаж наиболее рентабельных ЖД.

CRN/RE: Выросли или уменьшились продажи накопителей Seagate в первой половине 2009 г. в России? И какова доля Seagate на отечественном рынке в настоящее время?

М.Ф.: Продажи ЖД Seagate в России сократились, поскольку здесь сократился рынок накопителей в целом – по нашим прогнозам, объем продаж ЖД за 2009 г. по сравнению с предыдущим годом снизится на 40%.

В середине 2008 г., по данным IDC, в сегменте ЖД для настольных ПК у Seagate в России было 54%, а по окончанию II календарного квартала 2009 г. наша доля составила 44%. Мы считаем, что если компания будет финансово здоровой, обладать релевантным пулом технологий и инфраструктуры для их развития, то вернуть потерянные 10% доли рынка – вопрос одного квартала.

Мы намеренно не стремимся увеличивать свою долю, прежде всего в сегменте наименее рентабельных ЖД - 2,5-дюймовых дисков объемом меньше 250 Гбайт и 3,5-дюймовых накопителей емкостью ниже 500 Гбайт, поскольку продажи таких накопителей приводят к потере прибыли. В сегменте ЖД для настольных ПК мы ориентируемся на поставки дисков емкостью 500-1000 Гбайт, и продажи 500-Гбайт накопителей уже заняли 25% в нашем объеме.

CRN/RE: Seagate сообщила, что спрос на корпоративные продукты в I-II кварталах 2009 г. на мировом рынке понизился на 20%. Наблюдается ли такая тенденция на российском рынке?
М.Ф.: В России ситуация отличается – снижение спроса на ЖД класса «enterprise» (для серверов и систем хранения) в первом полугодии 2009 г. было незначительным.

CRN/RE: На каком сегменте российского рынка (настольные ПК, ноутбуки, серверы) продажи ЖД Seagate в первом полугодии 2009 г. были наибольшими?

М.Ф.: Конечно же, в сегменте ЖД для настольных ПК, потому что в общем объеме рынка накопителей в России они занимают около 80%. ЖД для ноутбуков составляют довольно малую часть нашего бизнеса (наша доля в этом сегменте около 20%), в связи с тем, что это небольшой рынок – в среднем за квартал 2,5-дюймовых ЖД для ноутбуков продается всего лишь 130-150 тыс. штук, в то время как продажи накопителей для настольных ПК достигают 1,5 млн. единиц в текущем квартале.

CRN/RE: В последний год на рынке появились накопители разных производителей на базе флэш-памяти. Полтора года назад Seagate заявила, что также разрабатывает такие накопители. Когда можно ожидать их появления на рынке?

М.Ф.: Мы продолжаем разработки этих накопителей. Но Seagate – компания, которая стремится быть не только технологическим лидером, но и оставаться прибыльной. То, что такие накопители появились в портфеле продукции ряда компаний, является лишь показателем возможности их применения для определенных приложениях и работает на повышение имиджа вендоров. Мы считаем, что сегодня производство таких накопителей в промышленных объемах, сопоставимых с объемами выпуска ЖД, экономически не обосновано. Поэтому мы планируем начать выпуск собственных накопителей на флэш-памяти не ранее, чем будут созданы соответствующие объективные условия их массового спроса.

CRN/RE: Каковы планы Seagate по продвижению на российском рынке внешних ЖД?

М.Ф.: Как руководство Seagate, так и я лично, отвечая за продажи в России и СНГ, делаем самую большую ставку на расширение присутствия компании на этом сегменте рынка. Это объясняется как тем, что при упавшем почти на 40% спросе на внутренние ЖД, рынок внешних ЖД даже в условиях кризиса динамично развивается и за первое полугодие 2009 г. вырос почти на 30%, так и тем, что это наиболее перспективный рынок с точки зрения дальнейших перспектив развития (как с точки зрения объема рынка, так и с точки зрения расширения продуктовой линейки). По нашим оценкам, объем продаж внешних ЖД (только брендовых!) в текущем году составит около 1 млн. штук. Кроме того, продажи внешних ЖД позволяют повышать узнаваемость торговой марки Seagate даже у тех пользователей, которые весьма далеки от понимания того, что находится внутри ПК или ноутбука.

Этот рынок весьма далек от насыщения и является весьма прибыльным для компании. Сейчас на этом сегменте рынка доля Seagate составляет около 33%, и мы планируем увеличить ее к концу года до 40%.

CRN/RE: В мае 2009 г. Seagate объявила о начале действия бонусной программы для своих партнеров. Увеличилось ли с введением этой программы число партнеров на нашем рынке и привела ли она к росту продаж продукции Seagate?

М.Ф.: Объявляя бонусную программу, мы стремились повысить лояльность нашей партнерской сети, это была ее основная цель. Последние пять лет доля Seagate на рынке ЖД в России составляла около 50%, что свидетельствовало о высокой эффективности нашего партнерского канала по сравнению с каналами продаж других производителей. За счет объявления бонусной программы мы не стремились привлечь новых партнеров, хотя это должно произойти в силу привлекательности данной программы для ее участников.

За прошедшие три месяца число наших партнеров, включившихся в программу, несомненно возросло. К реальному увеличению объемов продаж продукции Seagate введение программы пока не привело, поскольку она еще находится в стадии развертывания. Ведь партнерам нужно сначала накопить баллы, необходимо создать объем запросов, достаточный для получения бонусов. Я думаю, что первые итоги этой программы мы подведем к концу 2009 г.

В этом году мы стремились соблюдать разумный баланс между нашей долей и прибыльностью при продаже своей продукции. Мы намерены по мере улучшения экономической ситуации в мире и в России расширить поддержку своего канала, предлагая партнерам через своих дистрибьюторов в виде бонусов, дополнительных сервисов, услуг технической и маркетинговой поддержки, а также генерируя дополнительный спрос на свою продукцию. Кроме того, своим ключевым партнерам – дистрибьюторам и ведущим производителям компьютеров мы готовы поставлять  продукты по специальным ценам. Все это позволит нам как увеличить объемы продаж ЖД, так и восстановить свою долю на российском рынке.

Источник: CRN/RE