13 сентября 2010 г.

Увеличить
Владимир Старков, iTrack
Увеличить
Рейтинг платных тиражных CMS. Июль 2010.
Увеличить
Рейтинг бесплатных CMS. Июль 2010
Увеличить
Динамика долей платных тиражных CMS январь-июль 2010
Увеличить
Рейтинг CMS по наиболее посещаемым сайтам. Июль 2010.
О том, как появился рейтинг систем управления сайтами, кому и для чего он нужен, рассказывает исполнительный директор компании iTrack Владимир Старков.

CRN/RE: iTrack оказывает услуги по разработке и поддержке интернет-сайтов. Разработка систем управления сайтами – совсем другой рынок. Почему вы решили  взяться за  рейтинг вендоров с другого рынка?

Владимир Старков: Начнем с того, что рынок систем управления сайтами нам очень близок. Создание любого интернет-проекта в техническом плане начинается с выбора платформы. А в сегменте разработки веб-сайтов платформы – это CMS, или как их ещё называют системы управления содержимым (Content Management System, CMS). В ходе разработки сайта мы рекомендуем нашим клиентам ту или иную систему. Идея создать рейтинг – результат активного желания дать службам маркетинга  наших  клиентов простой инструмент для сравнения вендоров.  Сложность самостоятельного выбора CMS состоит в том, что только российских разработок, претендующих на звание универсального коммерческого продукта, набирается больше десяти, а если прибавить к ним системы, написанные веб-студиями, а также зарубежные open source продукты, то таких систем можно насчитать более двухсот. Разобраться в них неспециалисту очень сложно. А понять какую систему лучше использовать в данном конкретном случае еще сложней.

CRN/RE: «Дорос» ли рынок CMS до того, чтобы его начали считать?

В.С.: Последние несколько лет рынок активно развивался, усилилась конкуренция, появились новые игроки, которые сумели повлиять на расстановку сил. Однако ещё пять лет назад наметились лидеры рынка, и к настоящему моменту эта ситуация изменилась несильно.  Важно, что уже наблюдается сегментация, например, продуктовые линейки сегментированы по целям применения: универсальные системы, системы для электронной торговли, для социально-ориентированных проектов и так далее.  По мере развития лидеров, повысился порог входа на рынок действительно универсальных решений. Интерес к нашему рейтингу, который мы наблюдаем со стороны клиентов, позволяет с уверенностью говорить о том, что сейчас он востребован, и заинтересованность будет расти.

CRN/RE: Чем рейтинг iTrack выделяется среди прочих?

В.С.:  У нас наиболее понятная и прозрачная методика. Мы просто берем все домены в зоне .ru (на момент публикации их около 3 млн.) и в автоматическом режиме проверяем, какая система установлена на каждом из них.  У большинства систем есть индивидуальные признаки, как отпечатки пальцев, по которым их можно опознать. Сейчас в Рунете средний жизненный цикл корпоративного сайта составляет 2-3 года. Через 2-3 года владелец, как правило, решает обновить дизайн, и часто меняет программную платформу.  Таким образом, наш рейтинг отражает текущую ситуацию, которая складывалась на рынке годами. В рейтинге нет голосований или экспертных оценок, поэтому, он избавлен от человеческого фактора.

CRN/RE:  Как отреагировали участники рынка на появление вашего рейтинга?

В.С.: Предварительный отчет о первом пробном исследовании вызвал реакцию вендоров и бурные обсуждения на профильных площадках. Мы получили хороший отклик, получили оценки  методики и стали готовиться к следующему исследованию.

В целом, реакция рынка была позитивной, т.к. придраться к методике сложно. В ней отсутствуют сложные формулы, коэффициенты, зависящие от ответов экспертов, мы просто собрали статистику и представили её в виде рейтинга. Сейчас мы видим, что участники рынка все чаще и чаще ссылаются на него.

CRN/RE:  Был прецедент, когда вы отзывали результаты рейтинга. С чем это было связано?

В.С.:  Действительно, был такой эпизод. Дело в том, что система сбора данных – это распределенная структура, причем программа – это десктопное, а не веб-приложение.
Это был наш первый опыт создания десктопного приложения, работающего сразу на многих компьютерах, все-таки это не наш профиль. Именно поэтому при подготовке одного из наших первых исследований произошел сбой на нескольких компьютерах, в результате чего была искажена часть данных.  Но мы смогли оперативно исправить ситуацию. Опять же не без помощи участников рынка CMS.

CRN/RE: Можно ли по вашему рейтингу судить о качестве и функциональности CMS?

В.С.:  Клиенты регулярно задают нам этот вопрос. Напрямую, конечно нельзя. Косвенно – безусловно. Если система качественная, обладает мощной и гибкой функциональностью, если у вендора все в порядке со службой поддержки и партнерской сетью, то такая система закономерно набирает популярность и со временем выходит вперед. Но, чтобы наш рейтинг отразил позитивную динамику в развитии бизнеса вендора, должно пройти 2-3 года, в течение которых средний владелец корпоративного сайта принимает решение о смене платформы.

CRN/RE: Вы исследуете распространенность различных CMS. Дайте прогноз относительно популярности различных систем. Как в целом будет развиваться этот рынок?

В.С.: Хочется остановиться на сегменте платных тиражных систем. Этот сегмент наиболее интересен, т.к., во-первых, является отличительной особенностью российского рынка CMS, а, во-вторых, имидж платной тиражной системы как наиболее надежной платформы, постоянно укрепляется благодаря усилиям участников рынка. По нашим данным доля платных тиражных CMS составляет 14,9% от общей доли обнаруженных CMS, а доля сайтов, на которых в принципе обнаружена CMS – 12,4%. Мы прогнозируем увеличение доли платных тиражных систем, т.к. за последние три месяца этот показатель уже вырос на 15% - с 13% до 14,9%.  В целом, платные тиражные системы установлены менее чем на  двух процентах сайтов (14,9% х 12,4% = 1,8%).

На первый взгляд этот показатель должен со временем расти, т.к. число внедрений платных тиражных систем постоянно растет, однако на самом деле он уменьшается. Дело в том, что скорость появления новых внедрений CMS ниже, чем скорость регистрации новых доменов. Домены постоянно регистрируются в личных целях, для нужд поисковой оптимизации и просто «про запас», в то время как платные CMS обычно ставят на те домены, которые предназначены для корпоративных сайтов, интернет-магазинов, порталов, а таких, конечно, меньшинство.

Недавно мы включили в рейтинг отчет по популярным сайтам. Он строится на основе данных, полученных при проверке 1 тыс.  самых посещаемых сайтов по статистике LiveInternet. Мы выбрали по 100 сайтов из 10 разных тематик и получили любопытные результаты. Оказалось, что большинство самых посещаемых сайтов Рунета работают на неизвестных, т.е. скорее всего написанных на заказ движках.

Дело в том, что для создания сайтов с обширной функциональностью и высокой посещаемостью (от 100 тыс. уникальных посетителей в сутки и больше) несколько лет назад почти всегда использовались заказные решения, т.к. было мало удачных примеров реализации таких проектов при помощи тиражных систем. Сейчас ситуация изменилась, однако крупные интернет-ресурсы крайне инертны в плане серьезных модификаций и уж тем более смены платформы. Поэтому мы прогнозируем постепенное замещение заказных систем  тиражными среди посещаемых сайтов в течение нескольких лет.

В целом, мы считаем, что будет набирать популярность сервисная модель (SaaS, Software as a Service), причем эта модель будет реализовываться вендорами вместе с хостинг-провайдерами. У некоторых крупных хостинг-провайдеров уже можно приобрести тарифный план с арендой системы управления сайтом.

Кроме того, мы прогнозируем увеличение числа нишевых игроков. Тем, кто решится продолжить развитие в виде универсального коробочного продукта, нужно будет активно наращивать функциональность, т.к. у многих имеющихся на рынке систем наблюдается неоднородность в линейке модулей: что-то сделано отлично, а что-то явно не может удовлетворить требования среднего заказчика.

Появление крупных зарубежных игроков на рынке российских систем управления сайтами в рамках модели платных тиражных систем я не прогнозирую, т.к. эта модель вряд ли сможет их серьезно заинтересовать.

CRN/RE:  Как вы планируете развивать рейтинг?

В.С.:  Мы планируем построить рейтинг по итогам года, в котором покажем новые срезы. Вероятно, я на это очень надеюсь, расширится список участников, но это зависит скорее от активности и желания вендоров развивать свои продукты.  Мы планируем уделить внимание таким вопросам, как учет доменов третьего уровня, а также будем более подробно анализировать различные ниши.

Мнения участников рынка

Сергей Рыжиков, генеральный директор «1С-Битрикс»:  «Рейтинг iTrack - одна из самых объективных попыток понять, какова ситуация на рынке. Анализируя фактические установки, iTrack как бы отодвигает в сторону общемаркетинговые заявления и демонстрирует, кто и чего добился. Это, по-прежнему, не есть рейтинг по деньгам или рыночной доле. Тем не менее, это очень  полезный рейтинг для участников рынка. Представленный рейтинг iTrack показывает еще одну важную перспективу – потенциальное  число сайтов, на которых не установлена CMS или установлена бесплатная. Мы считаем, что это наша потенциальная клиентская база и доля коммерческих систем на рынке будет постоянно возрастать. Я очень рад, что iTrack ведет это исследование. Мы всячески готовы помогать и участвовать в расширении критериев анализа и построения выводов на основании полученных данных».

Дмитрий Васильев, генеральный директор компании, занимающейся разработкой CMS NetCat:  «Из всех существующих отечественных рейтингов систем управления
сайтами рейтинг компании iTrack - наиболее прозрачный и объективный,
потому что оценивает абсолютные и легко проверяемые показатели присутствия продуктов на рынке. А дополнительные отчеты исследования могут дать почву для размышления не только аналитикам рынка, но и производителям продуктов, в том числе и нашей компании».

Источник: CRN/RE