3 апреля 2012 г.

Российский разработчик программного обеспечения в области САПР компания АСКОН подвела итоги 2011 года.

По словам генерального директора Максима Богданова, выручка компании составила 707 млн. руб. Он считает, что отрасль постепенно выходит на докризисные показатели и, если в 2010 году рост носил  в основном восстановительный характер, то 2011-й стал  для АСКОН уже годом роста показателей.

В прошлом году компания заключила контракты с  рядом крупных заказчиков, в числе которых: корпорация «Росатом», концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», ЦКБ ТМ, «Газпром Трансгаз Югорск», концерн «Океанприбор» и ряд других. Общее количество корпоративных заказчиков достигло 7 тыс.

По  словам  Богданова, со своими задачами справились оба основных канала распространения. Собственная сбытовая сеть обеспечила 71% выручки компании, а партнерский канал – 29%.

Что касается структуры сбыта по отраслям, то основной рост был отмечен в машиностроении. При этом, отметил Максим Богданов, наблюдается снижение закупок в такой  важной  подотрасли, как «Производство машин и оборудования». Положительным моментом можно считать возврат к докризисному уровню закупки конструкторскими бюро,  также отмечено увеличение  сбыта  в металлургии – на 69,5 %.

По словам представителей  компании, рост рынка и повышение интереса  к продукции АСКОН во многом связаны с изменением парадигмы в машиностроительном проектировании – сегодня уже на начальных этапах работы проект строится  в 3D. Поэтому крайне востребованными становятся полнофункциональные 3D-инструменты, такие, например, как система КОМПАС-3D.

Значительную часть выручки компании составила продажа пакетов обновлений, что, по мнению руководства АСКОН, говорит «о высокой лояльности потребителей и удовлетворенности качеством поставляемых программ и их сопровождением».

В 2011 году произошли и другие важные для компании (да и для рынка САПР в целом) события.

По оценке специалистов компании, сформировался рынок домашнего проектирования. Причем пользователи, занимающиеся таким проектированием в некоммерческих целях, предъявляют достаточно высокие требования к продуктам, которые они используют для своего хобби. Максим Богданов привел в качестве  примера авиамоделирование, где детализация и точность чертежей сопоставима с промышленными аналогами.

В связи с этим компания АСКОН вышла на рынок «коробочного» софта для частных пользователей. Коробочные версии существуют  и для корпоративных пользователей, но их стоимость составляет 93 тыс. руб. , тогда как полнофункциональная система трехмерного моделирования «КОМПАС-3D Home» стоит  1490 рублей. Единственное  ограничение этой  программы:  ее нельзя использовать  в коммерческих целях. Совместно с компанией «1С: Дистрибуция» запущен проект розничных продаж пакета КОМПАС-3D Home. На данный момент Максим Богданов считает проект перспективным и успешным, поскольку в его задачи входят не только непосредственно продажи, но и повышение узнаваемости бренда на новом рынке.

Второе значительное событие – выход АСКОН на международный рынок и открытие офиса в Германии. Находится офис в Мюнхене, столице Баварии – наиболее промышленно развитом регионе Германии. Основными его задачами на данный момент является поддержка локальных клиентов и партнеров в Германии, Австрии и Швейцарии.

В целом АСКОН достаточно сдержанно оценивает перспективы развития рынка САПР в России. Специалисты компании видят стагнацию во многих отраслях и связывают это с ограниченным внутренним спросом на продукцию отечественного машиностроения и отстутствием крупных государственных программ в этой отрасли. В развитие вкладываю деньги  предприятия, обладающие собственными ресурсами  (а таких немного), либо получающие госзаказ.

В связи с этим АСКОН планирует двигаться на смежные рынки, например, поставлять программное обеспечение для управления производством. В первую очередь это предложение рассчитано на уже существующих клиентов, хорошо знающих продукты АСКОН.

Компания продолжит  инвестировать в развитие собственных продуктов, маркетинг, персонал и развитие внутренней  структуры.

Правда, от части проектов, которые не вышли на  запланированные результаты, компания отказалась. Так был закрыт проект облачного сервиса cloud4business.com, осуществлявшийся совместно с компанией Cloud4Business. В рамках этого проекта клиентам предоставлялся доступ к инструментам САПР из «облака» по модели SaaS.  За время работы сервиса им воспользовалось более 1,5 тыс. человек, однако он так и не окупился. По словам руководителя перспективных проектов Департамента маркетинга ГК АСКОН Олега Зыкова, это связано с целым рядом причин.

Главных из них две. «Если говорить о публичных облаках, то нам не удалось преодолеть паническую боязнь клиентов отдавать свои данные на сторону. Многие компании, не связанные условиями госконтракта, пока считают, что данные в облаках — это угроза их безопасности. По нашему мнению,  это  миф. Провайдер будет беречь данные клиента с большим усердием, чем собственная ИТ-служба. Вторая проблема связана уже со спецификой деятельности АСКОН: публичное облако идеально для предприятий малого и среднего бизнеса, а в российском машиностроении, с которым мы, в основном, работаем, таких очень мало. Именно малые, инновационные предприятия восприимчивы к новым технологиям, позволяющим экономить деньги, ресурсы и  работать мобильно из любого места с любого устройства».

Несмотря на то, что проект был закрыт, в целом компания оценивает его итоги как достаточно успешные. «Получив хороший опыт, мы продолжаем работы  над своими облачными решениями, которые будут уже другими, отражающими реалии и востребованными на быстро меняющемся рынке», - говорит Олег Зыков.

Источник: Максим Макаренков, CRN/RE