26 ноября 2012 г.

Заглядывая в будущее…

ИТ-отрасль развивается с головокружительной быстротой, и Массачусетский технологический институт (MIT) - на переднем крае этого развития.

С открытием новой исследовательской лаборатории, нацеленной на разработку беспроводных и мобильных технологий следующего поколения, MIT готовит к внедрению ряд новых решений и подходов, цель которых - сделать нашу жизнь удобнее и безопаснее. Прокладывая дорогу новому поколению автомобилей, которые будут сами собой управлять, или находя новые применения для всё более распространенных в мире смартфонов, MIT готовит более комфортное будущее для всех и для каждого.

Вот беглый взгляд на некоторые из решений, которые разрабатываются в одном из самых престижных учебных заведений и крупных исследовательских центров в США.

Питание без батарей

Аккумуляторы могут скоро стать воспоминанием прошлого, если профессор MIT Ананта Чандракасан (Anantha Chandrakasan) сумеет реализовать задуманное.

Выступая на торжественном открытии Wireless@MIT, новой исследовательской лаборатории университета, которая будет заниматься разработкой беспроводных и мобильных технологий следующего поколения, он рассказал о прогрессе в создании носимых на теле датчиков с функцией радиосвязи, получающих питание не от батарей, а за счет тепла, выделяемого телом человека.

Одна из идей в основе нескольких «систем сбора энергии», исследуемых в MIT, - что такие «находящиеся на самообеспечении» системы снизят общее потребление электроэнергии, а возможно, позволят обходиться совсем без батарей. В частности, «радиодатчики» Чандракасана могли бы использоваться как приемопередатчик для беспроводной связи или как минисистема мониторирования для сбора биомедицинской информации, такой как уровень сахара в крови или частота пульса.

SignalGuru

А что, если вы могли бы знать, когда включится красный сигнал светофора, за несколько секунд до этого? Благодаря MIT эта идея не столь уж далека от воплощения.

SignalGuru - новое приложение, разработкой которого руководит профессор MIT Ли-Шиуань Бэй (Li-Shiuan Peh), предупреждает водителя через смартфон, что светофор впереди вот-вот переключится. Преимущество, говорит Бэй, не только в том, что водитель может сделать более удачный маневр; расход топлива также снижается, позволяя сэкономить на бензине. Приложение подсказывает скорость, с которой должен двигаться водитель, чтобы избежать полной остановки на светофоре, который вот-вот переключится на зеленый; это позволит не тратить зря топливо на новый разгон.

Приложение SignalGuru уже тестировалось в Кеймбридже, шт. Массачусетс (где расположен MIT), и в Сингапуре и продемонстрировало снижение расхода бензина на 20%.

CountMe!

Нет ничего хуже, чем, уже опаздывая, пытаться влезть в вагон метро, набитый людьми. Вот почему новое мобильное приложение CountMe!, разрабатываемое в MIT, может стать одним из самых часто используемых в вашем смартфоне.

Его разработкой также руководит профессор MIT Ли-Шиуань Бэй. CountMe! может оценить, сколько людей находится в конкретном месте, измеряя уровень шума через встроенный микрофон смартфона.

Бэй считает, что приложение может быть особенно полезно для транспортных компаний или организаторов мероприятий. Например, водители такси могли бы знать места большого скопления людей, где будет выше спрос на их услуги, а организаторы мероприятий смогут лучше оценить, сколько собралось присутствующих.

Приложение настраивается для работы в помещении или на улице и уже тестировалось на 25 смартфонах, показав точность определения 90%.

DIPLOMA

Во всем мире используются сейчас свыше 5 миллиардов мобильных телефонов, и полоса пропускания сотовых сетей на пределе. Чтобы облегчить это бремя, MIT предлагает новый подход к организации связи, Distributed Programming Layer Over Mobile Agents (DIPLOMA), который позволит мобильным телефонам обрабатывать больше данных локально, а не отправлять их по сотовой сети для обработки на сервер.

Как пояснил профессор MIT Ли-Шиуань Бэй, DIPLOMA позволяет смартфонам иметь общую память с другими ближайшими смартфонами, используя радиосвязь ближнего действия, так что они получают достаточно ресурсов, чтобы обрабатывать данные локально, не посылая их через сеть. Иными словами, это вариант использования модели разделяемой памяти при параллельной обработке данных в приложении к мобильным устройствам.

DIPLOMA тестировалась на 10 телефонах с Android, которые показали время отклика почти в 10 раз меньше, чем телефоны, использующие традиционную клиент-серверную архитектуру.

Shield

Устройства медицинского назначения, такие как вживленный кардиостимулятор, позволяют врачам непрерывно контролировать состояние здоровья пациента на расстоянии. Но, как и все устройства, использующие ПО, они могут подвергнуться атаке.

Хакеры могут получить доступ к такому устройству, чтобы узнать состояние человека или, еще хуже, нанести вред - например, инициировать стимулирующий импульс.

Сейчас созданы новые вживляемые устройства, использующие шифрование, чтобы исключить этот опасный риск, но в одних лишь США кардиостимуляторы уже носят более 300 тыс. чел. Что же, им придется заново прооперироваться, чтобы обезопасить себя?

Можно обойтись без этого, говорит Шиям Голлакота (Shyam Gollakota), бывший выпускник MIT, а ныне доцент Вашингтонского университета в Сиэтле. Он разработал носимое на шее устройство Shield (оно выглядит почти как ожерелье), которое защищает такие интеллектуальные имплантанты от атак, не требуя вмешательства в само устройство. Shield создает помехи передаче данных самим вживленным устройством, так что злоумышленники не могут их декодировать, а врачи и кардиостимулятор пациента - по-прежнему могут.

Телематика на базе смартфона

Идея использовать ИТ, чтобы следить за безопасностью вождения автомобиля, не нова. Ряд страховых компаний предлагают специальные датчики, которые монтируются на борту, в рамках новой, «реалистичной» модели страхования.

Водители получают даже денежное вознаграждение, если страховая компания довольна их стилем вождения.

А почему бы не встроить такие функции в устройство, которое все мы знаем, любим и уже имеем - смартфон, - чтобы побудить к безопасной езде еще больше населения? Из такой идеи исходил профессор MIT Хари Балакришнан (Hari Balakrishnan), под руководством которого в MIT изучают телематику на базе смартфона, чтобы побудить водителей быть осторожнее на дорогах.

Сейчас тестируется приложение, которое загружается в смартфон и служит по сути той же цели, что и указанные датчики. Приложение продемонстрировало уровень точности 97% и работает настолько эффективно, что это практически не сказывается на скорости разряда батареи. Если всё пойдет, как задумано, то новинка может стать «ключом к гораздо более широкому использованию телематики», - считает Балакришнан.

CarSpeak

Аспирант MIT Сауран Кумар (Sawrun Kumar), хотя и не автор самой идеи подлинного АВТОмобиля, но является одним из ведущих разработчиков в этой области.

Благодаря новой технологии CarSpeak, говорит он, такой автомобиль с автоуправлением будет иметь достаточно широкое «поле зрения», чтобы быть действительно безопасным средством передвижения.

Используя CarSpeak, автомобили будущего смогут «видеть» окружающую обстановку в 3D, включая зоны плохой обзорности и другие препятствия, совсем как обычный водитель.

Быть может, это похоже на что-то, взятое из «Джетсонов», но такие автоматические авто не столь уж далеко - Google уже начал испытания собственной модели, и General Motors ожидает, что она появится на дорогах уже в 2020 году.

Источник: Кристин Бент, CRN/США