8 сентября 2014 г.

Возрождение нетбуков произошло менее чем через месяц после того, как мы предположили, что именно этот ход будет ответом индустрии на бум «хромбуков».

Рыночная ситуация на момент возвращения нетбуков разительно отличается от существовавшей в 2007 году. Напомним, что именно в 2007 году был выпущен первый нетбук, сделал это тот же вендор, что и сейчас, — ASUS — под той же маркой Еее. Суб-бренд представляет собой сокращение от сочетания «Easy to learn, easy to work, easy to play» и была запущена компанией для нетбуков. Выпуск нетбуков под маркой ЕЕЕ был прекращен в 2012 году, и вот через год вендор выпускает под этой маркой нетбук нового поколения ЕееBook X205.

Есть ли шанс у новинки и у других устройств этого класса, которые обязательно последуют за «двести пятым», найти свое место под солнцем на современном рынке? Есть. В нетбуках заинтересованы пользователи, так как ниша, «зачищенная» от компьютеров этого типа, полностью так и не была занята другими устройствами. Выпуск нетбуков нужен вендорам, которые сейчас ни одной реальной нишей пренебречь не могут, есть заинтересованность в таких системах и у Microsoft. Наконец, в устройствах этого типа заинтересованы реселлеры, правда, им нужно соблюдать некоторую осторожность в продвижении этих новых-старых гаджетов.

Напомним основные характеристики X205: вес всего 980 грамм, время автономной работы до 12 часов, платформа Intel, четырехядерный процессор Atom Z3735/2 ГГц, «на борту» 2 Гб оперативной памяти и SSD емкостью 32 или 64 Гб в зависимости от модификации, дисплей привычной для нетбуков диагонали 11,6 дюйма с разрешением 1366×768 пикселей, рекомендованная розничная цена — 199 долл. Как видно, это старый добрый нетбук с характеристиками, обновленными соответственно произошедшему за это время развитию технологий.

Основное отличие нового нетбука от моделей прошлых лет — малый объем дисковой памяти. У Х205 ее на порядок меньше, чем у нетбуков четырех-пятилетней давности. Предоставляемого объема еле-еле хватит для установки необходимых приложений, а данным будет совсем уже тесно — даже средних размеров коллекцию аудио разместить на таком диске не получится. Новый нетбук оказывается плотно завязан на «облака» (Microsoft предоставляет 100 Гб в OneDrive, ASUS — 500 Гб в собственном фирменном WebStorage) или потребует использования дополнительных внешних носителей («флэшки» имеют ограниченный объем, внешний диск заметно уменьшит время автономной работы). Но иного варианта нет: увеличение объема твердотельного диска резко увеличит цену устройства, использование традиционного винчестера — увеличит вес и снизит время работы нетбука от аккумулятора.

Ниша для нетбуков есть. Х205 и его последователи — а таковые появятся в ближайшее время и вряд ли будут сильно отличаться от родоначальника «второй волны» — даже с учетом проблем из-за небольшой дисковой памяти, актуален для многих, поэтому покупатели на него найдутся. Конечно, сегодня такие системы будут иметь несколько меньший успех, чем нетбуки первой волны — хотя бы потому, что планшеты прошли значительное развитие и заняли свою долю рынка гаджетов «которые-всегда-с-собой» — но количество пользователей, для задач которых нетбук будет весьма хорош, достаточно много. Потенциальные пользователи у нетбуков второй волны ровно те же, что и у первой — журналисты, активные блоггеры, «продвинутые любители» фото и т. д. Заметим, что ASUS явно ориентирует новинку на массовый рынок изначально: компания будет поставлять на рынок «двести пятый» в корпусах четырех расцветок — кроме традиционного черного и белого доступны красный и бежевый варианты.

Работая под управление полноценной Windows и имея привычную аппаратную клавиатуру, а также вес менее килограмма и время автономной работы до полусуток, нетбук для многих категорий пользователей по-прежнему представляет собой более удобное и привычное мобильное устройство, чем планшет. Для потребления контента обычно бывает удобней планшет, а вот для создания и обработки — текстов, в большинстве случаев фото, а в некоторых даже видео — легкое и компактное устройство традиционного форм-фактора, то есть нетбук. Бесспорным преимуществом для пользователя с более серьезными задачами, чем позволит с комфортом решить современный планшет, в данном случае является совместимость windows-компьютера не только с огромным количеством приложений, созданных для Windows, но и практически со всей имеющейся периферией. Заметим, что при этом нетбук способен обеспечить работу «облачных» приложений, то есть заменяет «сетевой компьютер» полностью.

В продвижении нетбуков на массовый рынок весьма заинтересован Microsoft, так как на рынке мобильных систем корпорацию преследуют неудачи — доля смартфонов и планшетов на платформе Windows никак не хочет расти заметными темпами, да еще и доля windows-систем на рынке ноутбуков снижается из-за роста доли Chrome OS. Поэтому новинка для массового рынка, работающая под управлением Windows, будет пользоваться разнообразной поддержкой со стороны корпорации. Точнее, некоторой уже пользуется — на новинке установлена спец-верия Microsoft Windows 8.1 with Bing, «суффикс» в названии «означает, что в операционной системе браузером по умолчанию установлен Internet Explorer, а поисковой системой — Bing. Такую конфигурацию «операционки» для предустановки на новые компьютеры Microsoft предлагает по спец-цене, хотя пользователь, разумеется, может изменить настройки и для используемого по умолчанию браузера, и для поисковой машины.

Возникает вопрос: почему к «сетевым компьютерам» Microsoft у нас отношение несколько скептическое (на примере Steam 14), а нетбукам (на примере Х205) предрекаем рыночный успех? Потому, что «сетевой компьютер» — как в интерпретации хромбука, так и в максимально похожем варианте на платформе Microsoft — при сравнимой вычислительной мощности оказывается более чем вполовину тяжелее, чем нетбук, да и размеры «сетевого компьютера» из-за четырнадцатидюймового экрана мобильному использованию соответствуют меньше. В результате «сетевой компьютер» конкурирует с традиционными ноутбуками, которым проигрывает, прежде всего, по вычислительной мощности и функциональности. Хотя низкая цена в сочетании с немалыми возможностями, как показывают данные по рынку, приводят к тому, что традиционные ноутбуки «сетевые решения» все же теснят ноутбуки. Нетбук же, как мы уже отмечали, не претендует на роль основной системы, исполняет роль «второго компьютера» и он оптимально сбалансирован для такого применения в режиме мобильного использования, а поэтому имеет все шансы на успех, хотя свою нишу ему сейчас придется отвоевывать у планшетов.

Интересна политика компании ASUS, которая, судя по всему, совсем не боится конкуренции нетбуков с планшетами: в рамках IFA одновременно с Х205 вендор представил очередную версию бюджетного планшета MemoPad 7, которую будет продавать по той же цене, что и свой нетбук — 199 долл. Интересно, что и «умные часы», которым аналитики предрекали роль рыночных «убийц планшетов» — устройства являются не прямыми, но косвенными конкурентами: кошелек пользователя не бездонный, особенно во время кризиса — ASUS представил тут же и готов выпустить свои ZenWatch в продажу по цене все в те же 199 долл. Пусть пользователь сам решает, кому какое устройство сейчас нужно, вендор готов предложить гаджеты всех типов. Лучшую политику сложно придумать как для вендора, так и для реселлеров.

Рекомендации для ресселлеров в данном случае просты: как только нетбук до российского рынка доберется, начинать им активно торговать. При этом акцентируя внимание покупателей на классе этого устройства, то есть всячески подчеркивая, что Х205 именно нетбук, а не ноутбук. И при необходимости объясняя, чем одно устройство отличается от другого — новых отличий, конечно, не появилось, но за время отсутствия нетбуков на рынке среднестатистический массовый покупатель вполне мог забыть некоторые детали. Позиционирование нетбука не как альтернативы традиционным компьютерам — и стационарным, и мобильным — а как «гаджета» или «вашего-второго-ноутбука» поможет продвигать эти системы достаточно просто. Расстановка правильных акцентов позволит избежать и недовольства пользователей, понадеявшихся за две сотни долларов купить полноценный ноутбук, и снижения продаж более производительных — а поэтому более дорогих — мобильных компьютеров.

Источник: Александр Маляревский