20 августа 2014 г.

Корпорация Microsoft, обеспокоенная быстрым и бурным ростом продаж «хромбуков», обещала совместно с партнерами создать достойный ответ, но на платформе Windows. Первая модель, созданная в качестве «убийцы хромбуков», выпущена... но вряд ли она создаст серьезную конкуренцию системам на платформе Google.

«Первая ласточка» обещанной серии недорогих ноутбуков выпущена НР. Модель Stream 14, работающая под управлением Windows 8.1, для американского пользователя обойдется всего в 180 долл, что сопоставимо с ценой на самые дешевые «хромбуки». Модель получила дисплей с диагональю в 14 дюймов (что отражено в названии модели) со странным разрешением 1366×768 точек, построена на процессоре AMD A4 Micro-6400T, имеет «на борту» 2 Гб оперативной памяти и хорошую систему встроенную аудиосистему из 4 динамиков, но предусмотренная емкость SSD-накопителя составляет в зависимости от модификации 32 или 64 Гб. Пользователю предоставлено 100 Гб в «облаке» Microsoft OneDrive бесплатно на два года. Может показаться, что система представляет собой лобового конкурента «хромбука» и поэтому может потеснить на рынке решения на платформе Google, однако, это не совсем так.

Во-первых, предлагаемый рынку «интернет-компьютер» с Windows по своим параметрам ничем не лучше, чем уже присутствующие на рынке «хромбуки», а поэтому вряд ли он способен потеснить их, особенно если учесть, что он выйдет в продажу с опозданием сезона на три по сравнению с конкурентами.

Во-вторых, концепцию «ноутбук-для-работы-с-облачными-приложениями» система в своем имеющимся качестве не развивает, а лишь копирует, что лишает новинку серьезных перспектив на завоевание рынка. Кроме того, Microsoft, конечно, предоставляет облачный Office — Word Online, Excel Online, PowerPoint Online и OneNote Online, а также облачный Календарь, почту и диск OneDrive, но для платформы Chrome OS доступно гораздо больше облачных приложений. Конечно, windows-компьютер позволяет получить доступ к сотням облачных приложений третьих фирм и сервисов, доступных через браузер, а можно даже установить Chrome получить доступ ко всей экосистеме платформы Google, но это явно не то, что хочет Microsoft.

В-третьих, наличие Windows вместо Chrome OS при данной конфигурации ноутбука не является преимуществом, а, скорее, может быть расценено как недостаток. Chrome OS имеет большое количество приложений, простых в использовании и компактных, некоторые из них могут быть установлены на локальный компьютер и запущены без наличия широкополосного интернет-доступа (да, это отступление от классической идеи «хромбука», но сделанное по желанию пользователей). А что делать пользователю ноутбука с Windows 8.1? Устанавливать обычные windows-приложения на локальный накопитель в 32 Гб? Это просто смешно — современным приложениям будет слишком тесно. Приобрести флэш-карту или USB-накопитель и устанавливать на него portable-версии приложений? Наверное, наилучший вариант, только все равно не оптимальный: доступен далеко не для всех windows-приложений, требует от пользователя некоторых специальных знаний и дополнительных действий, а также затрат на приобретение накопителей.

Как видно, выходом на рынок с таким «интернет-компьютером» Microsoft вряд ли сможет ослабить позиции Google. А вот усилить сможет — реагируя на появление конкурента (а в ближайшей перспективе — множества конкурентов) Google активизирует развитие «хромбуков» и маркетинговую активность по их продвижению, а также развитие облачных сервисов и всей соответствующей экосистемы. Между тем, «хромбукам» и без этого импульса со стороны Microsoft предрекали быстрый рост: по мнению Garthner в этом году будет продано на 79% «хромированных» ноутбуков больше (5,2 млн), чем в прошлом, а к 2017 году предрекают почти трехкратный рост продаж этих систем — до 14,4 млн.

Какое влияние это окажет на российский рынок? Никакого. Популярность «хромбуков» на локальном рынке РФ была невысокой по понятным причинам, а сейчас, в свете современных законодательных инициатив — перспектив получать доступ в через публичные хот-споты с подтверждением личности и двухуровневой авторизацией, возможных ограничений деятельности глобальных компаний на российском рынке и т. д. — перспективы на какой-либо рост продаж «интернет-компьютеров» становятся совсем туманны.

Но если «интернет-компьютеры» под управлением Windows в ходе эволюции вместо маленького SSD-накопителя получат большего объема традиционный винчестер, то цену это если увеличит совсем немного, а в такой конфигурации новинки вполне могут получить широкое распространение как на глобальном рынке, так и на локальных, в том числе, и на российском. Ведь в этом случае мы получим старые добрые нетбуки! Концепт таких систем продемонстрировали свою востребованность пользователями, но был принудительно свернут грандами индустрии для того, чтобы расчистить рынок для более мощных, но и более дорогостоящих решений. Однако, ожидания не оправдались, и на расчищенное место пришли «хромбуки», что было неожиданностью для вендоров и крайне раздражало Microsoft — под давлением внезапного конкурента стала падать рыночная для Windows. Придут ли на рынок «новые нетбуки», когда это произойдет, станут ли они достаточно успешны в новых условиях и как будет развиваться их конкуренция с занявшими сегмент «хромбуками» — покажет время.

Источник: Александр Маляревский