Марина Никитина, заместитель управляющего директора по развитию бизнеса компании TreolanМарина Никитина, заместитель управляющего директора компании Treolan

Говорить о CRN/RE объективно мне очень непросто, но я постараюсь, хотя мне это сделать гораздо сложнее, чем абсолютному большинству читателей и почитателей этого издания, ведь более шести лет я была частью CRN/RE.

Шесть лет моей жизни — это совсем мало, а шесть лет из пятнадцати в истории CRN/RE — значительно, а если вспомнить, в какое стремительное, богатое на события время мы живем, то год за год считать неправильно, поэтому шесть лет превращаются в десяток, как минимум, а это уже не так и мало. И хотя ясно, что по этой причине объективности в отношении к CRN/RE от меня ждать трудно, но все же у меня есть оправдание, потому что мои отношения с этим изданием начались задолго до его появления в России и моей работы в нем.

Наша история началась в 1990 г., когда я приступила к работе в качестве эксперта-консультанта по маркетингу в совместном предприятии «Компьютерные технологии», которое в результате преобразований впоследствии стало компанией Verysell Distribution и совсем скоро станет частью Merlion. «Компьютерные технологии» были, пожалуй, первым дистрибьютором на тогда еще советском компьютерном рынке. С первых шагов СП стало выстраивать бизнес, ориентируясь на лучшие западные образцы, в число которых входила одна из крупнейших дистрибьюторских компаний мира — Merisel, с которой наше СП связывали родственные отношения (по линии одного из учредителей).

В те времена хорошей возможностью увидеть, как живет мировой рынок ИТ, почувствовать тренды и познакомиться с потенциальными партнерами с Запада, была выставка Comdex, ежегодно проводившаяся в Лас-Вегасе. Осенью 1990 г. мои старшие (по званию) коллеги по СП, среди которых, кстати, был и Николай Федулов, многолетний бессменный издатель ИТ-группы «СК Пресс» и первый издатель CRN в России, отправились в Неваду. Честно говоря, я не очень помню их рассказы и впечатления от выставки, Лас-Вегаса и США, но вот несколько неподъемных дорожных сумок, привезенных ими в офис, я хорошо запомнила, потому что мне доверили (и в этом нет иронии) их разбирать.

По тем временам содержимое этих сумок дорогого стоило — они были доверху набиты брошюрами, буклетами, проспектами мировых производителей «железа» и софта, о существовании которых в то время знали немногие (как это ни смешно звучит, но Интернета тогда не было), а также красочными ИТ-журналами, которых у нас еще не было. Трудно представить, сколько моим коллегам пришлось заплатить за перевес в аэропорту, потому что весило все это богатство немало. Раскладывая содержимое сумок по полочкам шкафов и составляя картотеку, я наткнулась на журнал (или газету?), необычный по формату, вес которого был сравним разве что с каталогом выставки, т. е. тянул килограмма на два. На первой полосе красовалось название Computer Reseller News.

Слово «реселлер» мне уже было известно, поэтому я догадалась, что это издание должно иметь прямое отношение к бизнесу, которым мы начали заниматься. Я открыла газету и... влюбилась в CRN с первого взгляда. Вообще, окажись в моих руках не спецвыпуск CRN к Comdex, а обычный номер, возможно, наши отношения могли сложиться по-другому, но, к нашему счастью, это действительно был необычный выпуск. По объему он превосходил любимые нами в то время «толстые» литературные журналы, а его содержание просто завораживало. В отличие от остальной компьютерной периодики в этом издании практически отсутствовали не слишком интересующие меня статьи о технике и софте, зато почти все материалы были посвящены взаимоотношениям компаний, истории продвижения тех или иных продуктов, людям, которые занимаются этим бизнесом. Существенную часть занимали итоги рейтинга top25 Executives, где подробно рассказывалось о каждой из 25 самых заметных персон американского и международного ИТ-бизнеса, в числе которых были и главы крупнейших дистрибьюторских компаний мира Марта Инграм (Ingram Micro) и Майкл Пикетт (Merisel). CRN было интересно даже листать — в то время в издании было много иллюстраций, причем не только фотографий, но и хорошей графики (жалею, что никогда не обращала внимания на фамилии художников, которые очень талантливо и остро иллюстрировали статьи, особенно если в них речь шла о каких-то конфликтах, противостояниях, проблемах).

Мои коллеги не только привезли из Лас-Вегаса это сразу полюбившееся мне издание, но и оформили подписку на него, поэтому относительно регулярно (в то время почта из-за рубежа приходила с большим опозданием) мы стали получать CRN, внимательно изучая, чем живет американский рынок, и стараясь найти то, что можно относительно легко перенести на нашу, тогда еще очень зыбкую рыночную почву.

В 1992 г. мне довелось самой побывать на выставке Comdex, где я не преминула зайти на стенд CRN и, отстояв в немалой очереди, получила выставочный спецвыпуск с очередным рейтингом top25. Среди посетителей выставки практически не было тех, кто обошел стороной стенд CRN, потому что и в выставочных павильонах, и в городе я регулярно встречала людей, заинтересованно листающих этот номер. Было видно, что издание популярно, а информация в нем интересует людей, работающих в индустрии.

В начале 1996 г. Николай Федулов сообщил мне, что Издательский дом «СК Пресс», в котором он в тогда уже работал, планирует издание русской версии CRN. С одной стороны, эта новость меня порадовала, с другой — привела в замешательство, так как я с трудом представляла, о чем в тот момент можно было писать в русском издании CRN — наш рынок был развит еще слабо. Тем не менее на апрельской выставке Comtek’96 состоялась премьера русской версии. Я до сих пор помню этот номер, заполненный переводными статьями, в котором было несколько рекламных полос российских компаний (мне запомнились две из них: от Dealine — на четвертой обложке и TopS — внутри издания). Честно говоря, первый номер меня разочаровал, потому что я ждала от CRN/RE, как обычно, чего-то особенного. Но дальше дело пошло гораздо лучше, и уже с третьего-четвертого номера появились материалы о российском рынке, интересные статьи и интервью, так что постепенно газета (а CRN/RE — это газета, а не журнал, как думают многие) становилась важной частью повседневной жизни рынка, росло и количество читателей.

Несколько лет спустя Евгений Адлеров и Николай Федулов предложили мне подумать о переходе в «СК Пресс», чтобы возглавить CRN/RE. Сначала это предложение показалось мне по меньшей мере странным. В тот момент я работала вице-президентом Verysell и была вполне довольна тем, чем занималась, так что о смене рода занятий, тем более столь кардинальной, даже не думала. Однако чем больше я размышляла, тем менее парадоксальной казалась мне эта идея. Конечно, опасений было много, начиная с того, что издательский бизнес был для меня тайной за семью печатями, и хотя с журналистами я, отвечая за маркетинг в Verysell, общалась регулярно, но о том, как функционирует редакция, практически ничего не знала. Одним словом, сомнений было много. Правда, Евгений и Николай убеждали меня в том, что все это наживное, главное заключается в том, что я человек из бизнеса, который и был нужен CRN/RE в тот момент.

Как бы там ни было, но в начале 1999 г. я рискнула, приняла предложение и стала главным редактором CRN/RE, а затем и издателем. Поначалу было трудно, не все получалось, но меня окружали замечательные люди, многие из них и сейчас продолжают работать в редакции, вместе с которыми мы сделали много интересного. Начали они с того, что отучили меня от индустриального сленга. В то время, например, авторы CRN/RE по возможности старались минимально использовать англоязычную терминологию. В частности, слово «вендор» старались заменять «поставщиком» или «фирмой-производителем». В борьбе за чистоту русского литературного языка нам помогали замечательные научные редакторы и корректоры с огромным стажем работы еще в советских издательствах. Благодаря этому, я считаю, что CRN/RE до сих пор отличает хороший русский язык, хотя слово «вендор» все-таки прижилось и поселилось на страницах газеты уже навсегда. Но мои трудности с лихвой окупались тем позитивом, который я едва ли не ежедневно получала, общаясь с участниками рынка, который открылся передо мной во всей своей широте.

До прихода в CRN/RE я была убеждена, что достаточно хорошо знаю, чем живет рынок, но как же здорово было открыть для себя (и не только для себя) то, что было скрыто границами дистрибьюторской ниши. Мои бывшие коллеги, конкуренты, партнеры открылись для меня новыми сторонами, и CRN/RE дал мне пропуск туда, куда раньше вход был закрыт. Я не только познакомилась, но и получила возможность регулярно общаться с замечательными талантливыми людьми, с нуля создавшими компании, теперь уже с многомиллионными и даже миллиардными оборотами, успешно работающие в России и за ее пределами.

Благодаря CRN/RE мне довелось познакомиться с топ-менеджерами компаний, входящих в элиту мировой ИТ-индустрии. Работать было необычайно интересно. После непростого послекризисного 1999 г. рынок начал постепенно подниматься, а вместе с ним стал развиваться CRN/RE. У нас появились новые проекты — в дополнение к уже существовавшим продуктовым спецвыпускам (которые со временем стали отдельным изданием «Бестселлеры IT-рынка») мы стали готовить спецвыпуски канальной тематики — «Чемпионы канала», «Тенденции и перспективы», «Розница», «ИТ-бизнес в российских регионах», в 2001 г. к 5-летию издания провели первый рейтинг «25 лучших управляющих российских ИТ-компаний», а годом позже — «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний».

Кстати, в те времена американское издание переживало не самые лучшие времена, постепенно теряя в объеме и числе рекламодателей, так что на этом фоне динамика русской версии была просто потрясающей. Отдельная страница истории CRN/RE — это IT-форум, ежегодная конференция, впервые организованная редакцией совместно с агентством «Алгоритм» в 2000 г. IT-форум стал заметным явлением в общественной жизни ИТ-рынка того времени. Вся эта работа, которую вело и продолжает вести издание в интересах рынка, сделало CRN/RE не просто одним из отраслевых СМИ, а полноправным участником российского рынка ИТ.

Уже 6 лет я не работаю в CRN/RE, в чем опять же немалая «заслуга» издания — общение с лучшими людьми отрасли в конце концов побудило меня «отложить в сторону перо» и вернуться в реальный бизнес, о чем я ни секунды не жалею. Однако знания и опыт, полученные в издании, люди, знакомству и дружбе с которыми я обязана CRN/RE, остались со мной, и за это я благодарна CRN/RE. Практически каждое мое утро и по сей день начинается с CRN/RE, правда, теперь я предпочитаю читать материалы в online. Я вижу, что издание много получило от рынка, но много ему и дало. И сегодня я с большим удовольствием поздравляю CRN/RE с очередной круглой датой и желаю всем, кто сегодня делает CRN/RE, интереса к тому, чем живет ИТ-бизнес, душевного непокоя, которые заставляют искать и находить ту информацию, что нужна рынку для постоянного развития.