20 апреля состоялась закладка первого камня в основание завода компании LG Electronics в Подмосковье. Группа LG инвестирует в его строительство 100 млн. долл.

Генеральный подрядчик — южнокорейская компания GS Engineering & Construction — должна построить на территории 50 гектаров в Рузском районе Подмосковья для завода LG Electronics шесть зданий: административный и инженерный корпуса, а также четыре производственных корпуса, в двух из которых будет собираться готовая продукция, а в двух — производиться комплектующие. Планируется, что уже в апреле 2006 г. завод освоит выпуск плоских телевизоров, а также плазменных панелей и ЖК-телевизоров, холодильников, стиральных машин и аудиотехники.

На второй год для наращивания объема выпускаемой продукции будет создана специальная линия по производству плазменных панелей, а на третий — специальная линия для ЖК-телевизоров.

Это будет 33-й завод LG Electronics, в том числе 21-й размещенный за пределами Южной Кореи. С одной стороны, строительство завода в России полностью соответствует выбранной LG еще в 80-е годы «стратегии глобализации», с другой, этот шаг подчеркивает то значение, которое компания придает работе на российском рынке, и ее стремление завоевать здесь лидирующие позиции.

Как отметил на церемонии закладки завода вице-председатель правления и старший исполнительный директор компании LG Electronics Ким Сан Су, за последние годы продукция компании LG получила признание у российских потребителей, которые назвали ее «народной маркой». «Мы уверены, что открытие завода LG поможет стать нашей продукции еще более близкой российским потребителям», — заявил он. С выходом на проектную мощность подмосковный завод LG Electronics сможет производить в год до 4 млн. единиц бытовой техники и электроники.

В то же время в процессе глобализации крупные компании сталкиваются с жесткой конкуренцией, и, по-видимому, LG также стала ощущать сильное давление со стороны конкурентов.

Так, на российском рынке телевизоров идет острая конкурентная борьба. Здесь работает не только давний соперник Samsung Electronics, но еще около дюжины производителей, среди которых такие известные, как Panasonic, Philips, Rolsen Electronics, Thomson, российские «Рубин» и «Сокол».

При этом, как отмечают эксперты Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), ряд зарубежных компаний уже имеют в России свои производства или используют свободные производственные мощности российских заводов. В апреле почти одновременно с LG о своих планах построить в России свои заводы по производству бытовой электроники объявили турецкие компании Vestel и Arcelik.

Президент РАТЭК Александр Пляцевой считает, что отечественный рынок бытовой техники еще далек от насыщения. По прогнозам РАТЭК, темпы роста этого рынка в ближайшие несколько лет будут сохраняться на уровне 20—25%. Создание собственного производства на территории России даст возможность LG не только снизить себестоимость продукции и еще прочнее утвердить здесь свой брэнд, но и позволит компании быстрее реагировать на происходящие на местном рынке изменения.

«Со временем строящийся завод станет истинно российским предприятием», — заявил Ким Сан Су.

Однако у некоторых специалистов иное мнение: в ряде сегментов российского рынка бытовой техники и электроники, считают они, уже ощущается избыток продуктов, и открытие завода LG в Подмосковье не даст компании ощутимых преимуществ.

Ввозить комплектующие и собирать из них готовые изделия непосредственно в России оказывается дешевле, чем ввозить готовые изделия, при этом экономия за счет более низких таможенных пошлин на компоненты может составлять до 10—15% стоимости продуктов, что позволяет производителю заметно снижать их цены.

Это и побуждает многих зарубежных производителей создавать собственные производства на территории нашей страны. В области бытовой техники пионером была, видимо, итальянская компания Merloni, вложившая 50 млн. евро в строительство завода в Новолипецке. По данным компании, первые партии продукции этого завода с маркой Indesit оказались на 10% дешевле аналогов, и уже в течение первого года спрос на продукцию Merloni возрос на 20%.

Наряду с производителями бытовой техники и электроники о намерении создать в России свои производства заявили и некоторые ведущие контрактные производители электронной техники — американская Sanmina-SCI, канадская Celestica и тайваньская Hon Hai Precision Industry (Foxconn Electronics). В 2004 г. руководители этих компаний посетили нашу страну и, по сообщениям печати, вели переговоры о возможности использования производственных мощностей АФК «Система» и Kraftway Computers.

Эти зарубежные компании хотели бы собирать в России компьютерную и телекоммуникационную технику для Hewlett-Packard, IBM, Dell, Cisco Systems.

Некоторые ведущие западные поставщики и сами предпринимали попытки наладить в России сборку своих ПК.
Так, в середине 90-х годов IBM создала сборочное производство на мощностях завода «Квант», но спустя пару лет от него отказалась. ПК Vectra Hewlett-Packard некоторое время собирались по контракту на производственной линии фирмы «Аквариус» в Москве, однако и эта инициатива вскоре заглохла.

Компания Fujitsu Siemens Computers также на заводе «Квант» наладила сборку своих ПК из поставляемых из Германии комплектующих.