Компания Xerox, ветеран мирового рынка офисной техники и ИТ-услуг с более чем вековой историей (основана в 1906 г. как Haloid Company, название Xerox Corp. получила в 1961 г.), а также один из старожилов российского рынка (офис в Москве был открыт в 1974 г.), к концу этого года перестанет существовать.

29 января 2016 г. Xerox объявила о разделении на две компании, а также о намерении сэкономить, в том числе благодаря реструктуризации, в общей сложности 2,4 млрд. долл. за три года.

Первая компания — Document Technology (название предварительное) — займётся выпуском офисной техники и средств управления документами и, кроме того, будет оказывать сопутствующие услуги. Вторая сосредоточится на аутсорсинге документоемких бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO).

К сожалению, пока доступна только самая общая информация о будущих «половинках» вендора. Какова будет их стратегия? Как изменится товарное предложение? Кто возглавит новые компании? Какую партнерскую политику они возьмут на вооружение? Будет ли сокращаться персонал? И т. д. Все это должно проясниться до конца 2016 г. Когда, как ожидается, после окончательного утверждения советом директоров Xerox и получения соответствующих разрешений регулирующих органов разделение завершится.

К компании Document Technology, по сути, переходит то направление, с которым у большинства людей и ассоциируется название Xerox. Останется ли у ее продуктов этот логотип, пока неясно. По итогам 2015 г. доход направления составил 11 млрд. долл. Более 70% всей суммы — это регулярно поступающие платежи, при этом 40% приходится на заказчиков среднего сегмента. Аутсорсинговая часть бизнеса принесла 31% дохода. В целом на направлении Document Technology сейчас занято около 40 тыс. человек.

Часть бизнеса, которая перейдет в компанию, ориентированную на услуги BPO, в прошлом году принесла Xerox 7 млрд. долл. Более 90% — это регулярно поступающие платежи, причем 44% приходится на коммерческий сектор. На этом поприще сейчас занято около 104 тыс. человек.

В последние годы компания активно развивала аутсорсинг, прежде всего управление печатными процессами, аутсорсинг процессов производства и обработки документов, услуги по управлению офисной инфраструктурой печати, аутсорсинг документоемких бизнес-процессов, услуги по обработке разнообразных первичных документов и пр. Напомним, что в 2010 г. Xerox купила компанию аутсорсинга и услуг Affiliated Computer Services (ACS) за 6,4 млрд. долл.

Услуги по управлению бизнес-процессами в сфере финансов, бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения для клиентов из различных отраслей оказывают имеющиеся у компании 19 центров обслуживания в 10 странах мира.

Ведущие аналитические агентства не раз отводили Xerox первое место в отдельных сегментах рынка аутсорсинга, связанных с обработкой и управлением документами. Так, в 2015 г. компания Gartner в своем ежегодном отчете Magic Quadrant шестой раз подряд назвала Xerox лидером рынка аутсорсинга в сфере финансов и бухгалтерского учета.

Также в прошлом году компания Quocirca, специализирующаяся на изучении влияния ИТ и коммуникаций на бизнес, на основе оценки восьми основных поставщиков MPS-услуг шестой раз подряд признала Xerox лидером мирового рынка этих услуг.

Однако финансовые итоги бизнеса вендора в последнее время не радовали.

По итогам 2015 г. ее выручка сократилась на 8%, до 18 млрд. долл. Чистая прибыль упала вдвое — 488 млн. долл. против 1 млрд. долл. годом ранее, частично из-за неблагоприятных изменений курсов валют.

В IV квартале прошлого года выручка снизилась на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (с учетом изменений валютных курсов на 5%). В том числе в сегменте, относящемся к Document Technology, она стала меньше на 13% (с учетом изменений валютных курсов на 10%), в сегменте услуг — на 3% (с учетом изменений валютных курсов сохранилась на уровне IV квартала 2014 г.). На подразделения услуг приходилось 57% всей выручки компании.

Неблагополучными были и результаты III квартала 2015 г. После этого, похоже, все и началось.

В конце октября, в ходе пресс-конференции по итогам квартала, Урсула Бёрнс, председатель правления и главный управляющий Xerox, сказала, что совет директоров компании одобрил проведение анализа операционной деятельности — в том числе бизнес-портфеля и распределения капитала — в попытке добиться роста продаж.

«Мы изучаем, что мы можем делать по-другому», — сказала тогда Бёрнс, добавив, что будут рассмотрены многие варианты, но продажа компании среди них не фигурирует.

А спустя месяц компания Icahn Capital, принадлежащая известному частному инвестору Карлу Айкану, в своем отчете для Комиссии по ценным бумагам и биржам США сообщила о покупке 7,13% акций Xerox. Айкан стал вторым крупнейшим акционером Xerox после The Vanguard Group.

Пока неясно, кто был инициатором стратегического решения о разделении Xerox. Возможно, на этом настоял именно Айкан. Во всяком случае, обретя долю в Xerox, он заявил, что намерен провести переговоры с представителями компании о повышении ее операционной эффективности и стратегических альтернативах.

Агрессивный активист

80-летний Карл Айкан — финансовый магнат, чье состояние оценивается в 21,7 млрд. долл. (июль 2015 г.), — яркая фигура в американском бизнесе. Прежде всего благодаря своей чрезвычайной активности как инвестора в самых разных сегментах бизнеса, причем активности нередко противоречивой. Его заслуженно называют инвестором-активистом, ратующим и борющимся за улучшение корпоративного управления. Он приобретает существенные пакеты акций крупных компаний, а затем выдвигает требования по их реорганизации, таким образом увеличивая в них свое влияние. Еще его называют корпоративным рейдером и, видимо, для этого тоже есть основания.

Самый известный на ИТ-рынке эпизод — это схватка с Майклом Деллом в попытке воспрепятствовать приватизации компании Dell.

В декабре 2012 г. стало известно о намерении Делла, главного управляющего и основателя Dell, выкупить свою компанию и сделать ее частной. Это позволило бы ему быстрее, без оглядки на Уолл-стрит, трансформировать бизнес — перейти от выпуска сравнительно простого компьютерного оборудования к более сложным и прибыльным корпоративным продуктам и услугам.

Несколько крупных банков готовы были профинансировать эту сделку. В качестве основного источника средств рассматривалась инвестиционная компания Silver Lake Partners, управлявшая почти 14 млрд. долл. в инвестициях в различных ИТ-фирмах.

Карл Айкан, стремясь сохранить Dell как публичную компанию, возражал против выдвинутого Майклом Деллом и Silver Lake Partners плана выкупа бумаг у акционеров, при котором вендор оценивался в 24,4 млрд. долл. Он купил 9% акций Dell и летом 2013 г. заявил о намерении сместить главного управляющего Майкла Делла.

Интрига, связанная с приватизацией компании Dell и державшая в напряжении многих игроков мирового ИТ-рынка, продолжалась в течение почти всего 2013 г. В конечном счете Айкан отказался от своих намерений, сообщив, что он по-прежнему против предложения Майкла Делла/Silver Lake, но прекращает борьбу.

В следующем году Карл Айкан отметился своей активностью в компании eBay, в которой его инвестфонд владел 2,5% акций. В январе 2014 г. Айкан предложил eBay отделить ее быстрорастущий бизнес электронных платежей PayPal. Руководство eBay сначала сопротивлялось такому шагу, но спустя несколько месяцев все же согласилось. При этом Карл Айкан, считавший PayPal «бриллиантом», полагал, что уже в процессе разделения еВay нужно иметь в виду последующую продажу PayPal.

Урсула Бёрнс утверждает, что решение о разделении было принято не под нажимом Айкана, а стало результатом стратегического анализа бизнеса компании, сделанного по решению совета директоров.

В интервью на CNBC в день объявления о принятом решении она подчеркнула, что не Айкан вынудил компанию к разделению, а совет директоров решил сделать это по результатам анализа, начатого осенью. По ее словам, в начале января правление информировало Айкана о своем решении, и «он был „за“».

Спустя несколько дней сам Айкан в интервью на канале CNBC назвал это «большим шагом», который «значительно повысит доходность для акционеров», но о своей причастности или непричастности к принятию этого решения не упоминал. Он сообщил также, что провел несколько совещаний с главой Xerox Урсулой Бёрнс, и отметил: «Я... полон уважения и приветствую то, что она делает, зная, что этого хотят акционеры».

Он достиг договоренности с правлением Xerox, что получит право назначить трех членов в совет директоров (всего их девять) новой компании, занимающейся оказанием услуг BPO, и будет участвовать в выборе главного управляющего.

Разделиться, чтобы стать сильнее

Приняв решение о разделении, Xerox пошла по стопам ряда других ведущих компаний, ветеранов ИТ-бизнеса, недавно предпринявших решительные шаги по реструктуризации бизнеса, — они уменьшились в размерах, чтобы стать более гибкими и целеустремленными.

Во второй половине 2014 г. три из них решили разделить свой бизнес на части.

Из Hewlett-Packard (основана в 1939 г.) выделились компании HP Inc. (работает на рынке клиентских устройств, главным образом средств персональных вычислений и печати) и HP Enterprise (ориентирована на инфраструктурные корпоративные решения).

Компания Symantec (основана в 1982 г.) тоже решила разделиться на две независимые. Первая, сохранившая название Symantec, сосредоточена на решениях в сфере ИБ. Вторая (подразделение Veritas) — на ПО для управления информацией. В августе 2015 г. Symantec объявила о продаже Veritas группе инвесторов за 8 млрд. долл.

Компания eBay (основана в 1995 г.) отделила быстрорастущий бизнес электронных платежей PayPal (который она купила в 2002 г. за 1,4 млрд. долл.) от своего традиционного онлайнового, который развивается существенно медленнее.

Тогда же, во второй половине 2014 г., еще три крупных игрока избавились от отдельных подразделений, признанных недостаточно прибыльными или не очень перспективными с точки зрения выбранной долгосрочной стратегии.

Корпорация IBM (основана в 1911 г.) закрыла сделку по продаже (за 2,1 млрд. долл.) Lenovo своего бизнеса по производству серверов стандартной архитектуры (вместе с сопутствующим сетевым оборудованием и ПО).

Компания CA Technologies (основана в 1976 г.) объявила об уступке подразделения Arcserve (резервное копирование и восстановление данных) частной инвестиционной фирме — чтобы сфокусироваться, как когда-то, преимущественно на решениях для мэйнфреймов, ориентированных на крупные корпорации. Вскоре Arcserve (персонал около 600 человек) стала независимой компанией.

А что ждет саму Урсулу Бёрнс? Пока неясно, останется ли она во главе одной или другой новой компании. Вопрос о ее дальнейшей роли пока не решался, и состав руководства новых компаний будет обсуждаться в процессе разделения.

В эксклюзивном интервью изданию CRN/США Джон Корли, президент Xerox по операциям с партнерами, сказал, что разделение на две компании позволит полнее использовать возможности роста через канал, добавит гибкости и будет способствовать тому, чтобы более успешно отвечать на ускорившийся темп развития бизнеса.

Решение о разделении Xerox стало неожиданным (или кажется таковым) и в то же время не вызывает удивления.

Xerox — одна из тех давно работающих на рынке ИТ-компаний, которым трудно отойти от традиционных методов ведения бизнеса. Но им нужно меняться и приспосабливаться, иначе их ждет незавидная судьба. Конкурирующие вендоры, в том числе HP Inc. и Sharp, сталкиваются с теми же проблемами, прежде всего со снижением цен на оборудование.

Безусловно, еще слишком рано оценивать правильность принятого Xerox решения. Пока поступают первые, весьма противоречивые комментарии.

Российские дистрибьюторы о разделении Xerox

  1. Повлияет ли планируемое разделение Xerox на канал сбыта и на бизнес крупнейших российских партнеров вендора?
  2. Что должен сделать вендор, чтобы минимизировать возможные негативные последствия этого шага? 

Вот мнения дистрибьюторов.

Лада Белан, коммерческий директор ГК A1TIS (партнер Xerox с 1991 г.):

«Про аутсорсинг. Возможно, в мире победившего капитализма услуги и приносят компаниям по 7 млрд. долл., но не у нас. Революционность, необходимость и неизбежность покупки услуг в каждом офисе — это утопия. Безусловно, представительства иностранных компаний и банков — благодатная почва для этого. Но сколько их в стране? Величина, которой можно пренебречь. Наши же соотечественники идут на это крайне неохотно, а все же идущих вместе с мировой тенденцией столько же, сколько компаний из предыдущего предложения.

Про канал сбыта. На него влияет только адекватность цен на оборудование, его конкурентоспособность и репутация вендора в проектном бизнесе. Каналу абсолютно все равно, что будет происходить в далекой Америке в будущем: если российское представительство поможет заработать дистрибьюторам и дилерам на продаже в первую очередь оборудования и расходных материалов, то все будет хорошо, и слияние это или разделение — не важно.

На наш бизнес как дистрибьютора это никак не повлияет. А вот какое воздействие окажет разделение на нашу компанию как на сервис- и премьер-партнера — не знаю; по Конфуцию — не слишком большое, но ведь не всегда перемены бывают к худшему.

P. S. Вдогонку: разделение будет происходить в течение года, к 2017 г. формулировки и стратегию, наверное, просчитают и озвучат, но никто же не знает, кто „жить в эту пору прекрасную“ останется...»

Андрей Блинов, коммерческий директор компании ТЕКО (партнер Xerox с 2002 г.):

«1. По моему мнению, повлияет. Вполне может быть, что и у нас в стране появятся две компании Xerox, одна из которых будет заниматься классической дистрибуцией „коробок“, а другая — сервисом. На мой взгляд, ситуация уже назрела, потому что совмещать дальше два подхода — коробочный и сервисный — в одном пакете в одной компании было очень сложно. На бизнес нашей компании разделение Xerox вряд ли повлияет, потому что мы выделили проекты, связанные с сервисом. Мы понимаем, что продажа сервисов, проектные поставки сильно отличаются от коробочного дистрибьюторского бизнеса. Мы традиционно не работаем с розницей, а имеем дело в основном с сервисными компаниями, поэтому TEKO проектный подход изначально ближе.

2. Достаточно четко разделить правила игры для одних и других игроков — для тех, кто играет в „коробки“, например для розницы, и для тех, кто продает „коробки“, но под эгидой сервисов, под маркой таких проектов, как покопийное обслуживание, MPS и пр. Однако, насколько мне известно, Xerox мыслит шире: под сервисом подразумевается аутсорсинг в самом широком смысле слова, выходящий за рамки ИТ. Поэтому, я думаю, стоит дождаться комментариев от российских коллег и посмотреть, какой именно аутсорсинг будет оказываться представительством вендора».

Николай Тюрин, коммерческий директор Дистрибьюторской компании MICS (партнер Xerox с 1995 г.):

«Наши взаимоотношения после разделения Xerox на две компании не изменятся. Мы, будучи прежде всего дистрибьютором техники и расходных материалов, поставляем на рынок товар, а к услугам, которые выводятся в отдельный бизнес, отношения фактически не имеем. Пока нет понимания сервисной политики, которая может нас затронуть. Ждем анонсов от официальных представителей Xerox в РФ.

Изменится ли ситуация в представительстве Xerox в связи с этой новостью? Думаю, вряд ли. Поэтому если мы и ожидаем изменений, то только позитивных — больше фокуса на продвижение товаров, которые мы дистрибутируем».

По мнению Кена Стюарта, аналитика рынка услуг печати из фирмы Photizo Group, столь радикальное решение — «плохой ход». «Я думаю, это кончится плохо по крайней мере для одной из частей, а, может, и для обеих. Вот если бы они не нашли покупателя, — тогда это была бы другая история», — сказал Стюарт. Он полагает, что лучше продать отдельные подразделения бизнеса, как это было с продажей аутсорсингового направления французской компании ИТ-услуг Atos в 2014 г.

Планируемое разделение по сути отменяет покупку (в 2010 г.) компании Affiliated Computer Services, отмечает он. «Я думаю, стратегия была верной, — сказал Стюарт. — Но реализация хромала с самого начала». В то же время некоторые опрошенные изданием CRN/США партнеры Xerox одобряют принятое решение. «Старые вендоры держатся за модель динозавров. Они всё еще хотят „толкать коробки“ и заключать сделки. Им нужно кардинально измениться. Единственный путь для Xerox — разделиться на две компании, что они и делают. Этот правильный ход позволит опередить события», — сказал один из крупных американских партнеров вендора.