Угроза доминированию Microsoft на рынке массового ПО может возникнуть с неожиданной стороны

Действия лидеров индустрии всегда в центре внимания. И начавшееся летом этого года судебное разбирательство между Microsoft и Google не стало исключением. Возможно, само по себе оно не столь и важно, в конце концов судебные иски одних ИТ-компаний к другим — дело нередкое, особенно в США. Но факты, ставшие известными в ходе процесса, дали многим наблюдателям повод для довольно серьезных обобщений и прогнозов.

Все началось с того, что Кай Фу Ли, вице-президент Microsoft, поменял место работы. С июля 2005 г. он трудится в компании Google, создает ее исследовательский центр в Китае. В Microsoft этот переход сочли нарушением трудового контракта, запрещавшего Ли в случае ухода в другую фирму выполнять для нее ту же работу, которую он ранее вел в Microsoft, включая разработку поисковых технологий и бизнес-стратегий, а также анализ рынка поисковых услуг в Китае. Microsoft подала в суд на Ли и на компанию Google, требуя запретить ему исполнять те функции, для которых его наняли.

Слушания состоялись в сентябре. Постановление суда оказалось вполне дипломатичным: разрешить Ли работать на Google, но ограничить сферу его деятельности только кадровой работой в Китае, а заниматься разработкой поисковых технологий и распознаванием естественных языков — запретить. Что, конечно, должно быть очень неприятно для Google, поскольку именно ради решения последних задач Кай Фу Ли в основном и пригласили. Видимо, его уникальной квалификацией в этой области и отличным знанием местных китайских условий объясняется и аномально высокая даже для Кремниевой долины зарплата. Но запрет наложен только до января 2006 г., когда состоятся повторные слушания в суде, и в любом случае через год после увольнения из Microsoft Ли сможет полностью посвятить себя любой работе.

Судьям непросто было разобраться, чем же именно Ли занимался в Microsoft и что он делает сейчас в Google. Были приглашены многочисленные свидетели от обеих фирм. Некоторые из них тоже не так давно перекочевали из Сиэтла, где находится штаб-квартира Microsoft, в Маунтин-Вью, где размещается головной офис Google.

Показания этих людей и дали обильную пищу разнообразным толкам, а некоторые просто вызвали публичный скандал. В частности, Марк Луковский, один из создателей Internet Explorer, еще несколько лет назад ведущий инженер Microsoft, а ныне сотрудник Google, рассказал на суде следующее.

Однажды он пришел к своему непосредственному начальнику, главному управляющему Стиву Баллмеру, чтобы сообщить о созревшем намерении покинуть компанию. Баллмера, естественно, эта информация не порадовала, и он поинтересовался, куда же уходит его достаточно ценный подчиненный. Когда выяснилось, что в Google, эмоции сдержать не удалось. Луковский утверждает, что Баллмер ругал и его, и Google, и топ-менеджеров Google нецензурными словами, кидался стульями и в результате разломал часть мебели в своем кабинете. Сам Баллмер подтверждает, что разговор место имел, но его обстоятельства и детали Луковский сильно преувеличил.

Ли объясняет свой уход из Microsoft тем, что деловая практика компании, в том числе неэффективность работы в Китае, его разочаровала, а последней каплей, подтолкнувшей к уходу, был разговор с Биллом Гейтсом, который накричал на него.

Ломались стулья или нет — не так и принципиально. Но постоянная миграция сотрудников Microsoft в Google — факт, подтвержденный в том числе и судебным процессом. До сих пор «весовые категории» Microsoft и Google были столь различны, а сферы их деятельности настолько мало пересекались, что о прямой конкуренции на любом поле, кроме поисковых технологий, или о какой-либо серьезной угрозе общепризнанному лидеру разработки пользовательских приложений со стороны Интернет-компании просто не могло идти и речи. Но как обстоит дело и сейчас? Может ли Google реально угрожать «империи Билла Гейтса», если может, то чем именно? А через несколько лет? Эти вопросы как раз и породили бурные дискуссии среди аналитиков и экспертов американского ИТ-рынка. Поскольку и продукты Microsoft, и сервисы Google используются повсеместно, то и смена лидера, если она произойдет или станет реальной, коснется всех.

Microsoft сдает позиции?

Пока никакие известные экономические факты не дают почвы для подобного утверждения. Но отток персонала из компании заставил проницательных старожилов вспомнить обстоятельства заката знаменитой в свое время компании Digital Equipment. Аналогии проводят такие: обе компании (и Digital, и Microsoft) были созданы и практически держались на одном «отце-основателе» — Кене Ольсене и Билле Гейтсе соответственно. Что, возможно, еще более существенно, бизнес обеих фирм опирался и принципиально зависел от одного или двух продуктов (системы VAX — у Digital, Windows и Microsoft Office — у Microsoft). Обе фирмы вели похожую биржевую игру: считали свои акции недооцененными и тратили миллиарды, скупая их и поддерживая таким образом курс. Обе проводили множество реорганизаций. Одну из них Microsoft начала совсем недавно. В результате вместо семи подразделений будут действовать три, сформированные в результате объединения ресурсов, их руководители поменяют на дверях таблички, а принятие решений должно ускориться.

Digital и Microsoft в пору расцвета очень щедро вознаграждали своих сотрудников, в том числе в форме разного рода бонусов, вызывавших явную зависть у «соседей по рынку». Но как только пора благоденствия подошла к концу и акционеров перестал удовлетворять рост дивидендов, были приняты срочные меры к снижению издержек. Хотя суммы, которые можно сэкономить на бонусах сотрудникам, несопоставимы с тем, чего можно добиться, меняя бизнес-процессы или схемы продаж, урезать бонусы значительно проще. Что и было сделано в обоих случаях.

ИТ-бизнес, а особенно разработка ПО, держится в основном на людях — это общеизвестно. Практически каждая ИТ-компания заверяет, что люди — ее главный капитал, надежда и опора. Когда люди начинают уходить, фирма теряет будущее. Сначала уходят немногие, лучшие, яркие. За ними тянется основной рабочий костяк, а когда процесс становится массовым, на бизнесе можно ставить крест.

Именно так произошло в Digital, поскольку не были своевременно приняты меры по прекращению миграции персонала. Поэтому, когда Microsoft пытается наказать своего бывшего вице-президента через суд, а один из ее высших руководителей устраивает бурные сцены подчиненным, это воспринимается как многозначительный симптом. Специалисты по персоналу отмечают, что для крупных и долгое время успешных корпораций такие случаи нередки: потребность только в «хороших» новостях и подтверждении собственных ожиданий со временем полностью отрезает высших руководителей от реальной ситуации в компании. Когда разражается кризис, топ-менеджмент испытывает большое удивление, а фирма несет большие потери.

Так ли грозна Google?

Пока еще — нет. Более 90% своего дохода компания по-прежнему получает от продажи ключевых слов, иначе говоря, живет за счет контекстной Интернет-рекламы. Основным и до сих пор единственным готовым программным продуктом Google остается поисковая система. В последнее время ее функциональность быстро расширяется. В частности, уже доступен поиск по трехмерным картографическим изображениям, что стало результатом покупки сторонней компании на деньги, полученные после выхода на IPO. Это очень мощный инструмент, рекламные возможности которого трудно переоценить, но все равно это тот же поиск.

Приложения, например панель инструментов, тоже разрабатываются, хотя они пока слишком миниатюрные, прежде всего с точки зрения функциональности, чтобы их можно было назвать серьезным программным продуктом. В чем же тут угроза? Возможно, в том, что у Google есть деньги, свежие идеи и могущественные единомышленники.

Компания очень удачно закончила III квартал с рекордным оборотом 1,58 млрд. долл., рост составил 96% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и 14% по сравнению с предыдущим кварталом. Кроме того, в сентябре был анонсирован новый выпуск акций на сумму свыше 4 млрд. долл.

Направление, где отмечена нарастающая активность Google, — операторская деятельность. Компания оборудует Сан-Франциско сетью беспроводных точек доступа и намерена предоставить жителям города бесплатный беспроводной доступ в Интернет. При этом первоочередное внимание уделяется безопасности соединений, развиваются соответствующие технологии. Google скупает «темную оптику» — оптоволоконные каналы, созданные во времена Интернет-бума и сейчас не используемые, заброшенные владельцами. В США таких оптоволоконных сетей довольно много, и если собрать их в одних руках, можно «незаметно» стать оператором федерального масштаба. Пока сообщения о том, что ведется создание национальной широкополосной сети под кодовым названием GoogleNet с бесплатным доступом в Интернет для всех желающих, остаются только слухами. Однако слухи постоянно подкрепляются все новыми фактами вроде инвестиций в компанию, обеспечивающую доступ к Сети по электрическим сетям.

Не оставлена без внимания и классическая проблема «чем заполнить каналы» — в области «видео по запросу» Google тоже работает: переводит в цифровой формат содержимое библиотек, предоставляет доступ к телевизионным архивам и фильмам, все энергичнее занимается индексированием корпоративных данных. Недавняя покупка небольшой фирмы Android, разработчика ПО для мобильных телефонов, и заявления о развитии бизнесов, связанных с мгновенными сообщениями и Интернет-телефонией, еще раз подтвердили: было бы ошибкой по-прежнему рассматривать Google только как поисковый и рекламный сервис. Она стремительно превращается в многофункциональную компанию, действующую и стремящуюся к лидерству на нескольких смежных рынках.

Команда Google постоянно пополняется, и не простыми разработчиками, а настоящими гуру, такими, как Винт Серф — один из авторов протокола TCP/IP, «отец Интернета». Одновременно нанимаются лоббисты для отстаивания интересов компании в Конгрессе.

Но принципиальным моментом остается разработка ПО. Возможно, речь идет о создании операционной системы, распространяемой через Интернет, действующей поверх Linux и способной составить конкуренцию Windows. Никаких официальных комментариев по этому поводу нет, однако известно, что компания систематически инвестирует в развитие и популяризацию ПО с открытым кодом, несколько архитекторов стратегии .Net уже работают в Google, и переманивание людей продолжается. Другой «конек» Microsoft — «браузер» — тоже под прицелом. Ведущие разработчики Firefox уже трудятся в Google в Маунтин-Вью.

Многие аналитики сходятся на том, что еще один весьма вероятный ход — разработка пакета приложений, в том числе офисных, редакторов и электронных таблиц, распространяемых через Сеть. Но достаточно известный «альтернативный» Office уже есть — это OpenOffice Sun Microsystems. Поскольку Google начинает позиционировать себя не только как поисковый сервис, а как сервисную компанию в широком понимании, возникает более оригинальный прогноз: если две компании (Google и Sun) договорятся, то Google может взять на себя распространение OpenOffice через Сеть. Речь не идет о том, чтобы продавать ПО онлайн, как это уже происходит во множестве Интернет-магазинов. Может принципиально измениться сам подход к бизнесу: вместо того чтобы покупать ПО и инсталлировать его, оплачивая лицензии, пользователи смогут обратиться к Google или другому подобному сервису и арендовать программы. И сделать это можно будет откуда угодно (через Интернет), а использовать ПО на любом подключенном к Сети устройстве, причем на условиях аренды — только на необходимое время и по мере реального использования ПО.

Заря новой эры?

Два фактора, значение которых все более усиливается, — глобализация бизнеса и мобильность сотрудников — делают этот подход не просто желательным, а жизненно необходимым для множества крупных компаний. Разнообразие мобильных устройств и гетерогенность ИТ-систем все чаще подталкивают заказчиков к переходу на платформно-независимые приложения, основанные на Java.

«Компьютер — это сеть», — твердит уже много лет Скотт Макнили, глава Sun Microsystems. Другой его тезис: ПО — это сервис. Руководители Google вполне разделяют и поддерживают эту точку зрения, тем более что один из них, председатель исполнительного комитета и главный управляющий Эрик Шмидт, в свое время работал в Sun. Если в один прекрасный день появятся Java-приложения, распространяемые так же легко, как панель инструментов Google, многое изменится в ИТ-бизнесе.

Поэтому соглашение между Sun Microsystems и Google, о котором сообщалось в начале октября, вызвало много толков. Это многолетнее соглашение о сотрудничестве в области разработки и распространения ПО, которое касается OpenOffice.org, Java и OpenSolaris от Sun и панели инструментов Google (Google Toolbar). Конечно, поклонникам обеих фирм хотелось бы услышать нечто большее, чем сообщение о том, что в 30-дневный срок панель инструментов Google станет стандартным компонентом, загружаемым с Web-сайта Sun вместе с Java, а Google будет помогать продвигать и распространять OpenOffice. Тем не менее это первый опыт совместной работы двух компаний, который, возможно, положит начало их более тесному сотрудничеству, а главное — может вызвать шквал разработок ПО, распространяемого через Сеть. Именно здесь и таится самая неприятная угроза Microsoft, ведь основа могущества компании, пока еще незыблемая, — распространенность ее ОС и приложений, а также армия независимых разработчиков, создающих совместимые продукты.

Скоро сказка сказывается...

Но нескоро пишется ПО, а прочные взаимосвязи в бизнес-сообществе выстраиваются еще дольше. Хотя нельзя не заметить, что к идее виртуализации приложений постепенно приближаются, пусть и с разных сторон, сразу несколько сил, формирующих мир ИТ.

Концепция «бизнеса по требованию» и «ИТ как электричество» обычно не сопровождаются детальным описанием перехода к этому грядущему будущему, когда ИТ-услуги будут оплачиваться «по счетчику». Подходы компании Citrix к виртуализации клиент-серверных приложений и «доставке» (streaming) приложений для ПК демонстрируют, как конкретно это может быть сделано, причем уже сейчас — практически независимо от вида устройств, будь то ПК или КПК. Развитие Web-приложений, что существенно — корпоративных, идет в том же направлении: использовать ПО только тогда, когда нужно, и там, где нужно.

Все это противоречит принципу лицензирования ПО, сложившемуся в эру «до Интернета». Будет очень интересно наблюдать за тем, как будет разрешено противоречие между желанием клиентов сокращать расходы и переходить к более гибким схемам использования ПО и нежеланием лидеров индустрии ПО отказываться от привычного и прибыльного подхода.