В январе этого года японская компания Konica Minolta объявила о намерении отказаться от своего традиционного бизнеса, связанного с производством фотооборудования и фотоматериалов, которым она занималась более 100 лет. Руководство компании мотивирует это решение быстрым сокращением рынка пленочных фотокамер и фотоматериалов под натиском цифровых технологий, а также очень высокой конкуренцией на рынке цифровых фотокамер. Компания намерена полностью уйти с потребительского рынка и сосредоточиться на более прибыльных и перспективных видах оборудования и программно-аппаратных решений, прежде всего для обработки и воспроизведения изображений в сфере бизнеса, медицины и др.
Уже в конце I квартала прекращено производство пленочных и цифровых фотокамер. Часть активов, связанная с выпуском компонентов для цифровых зеркальных камер, передается компании Sony, с которой у Konica Minolta есть соглашение о совместной разработке таких устройств.

Также в I квартале прекращен выпуск минифотолабораторий, а производство фотопленки и фотобумаги закончится в I квартале 2007 г. К октябрю будущего года Konica Minolta намерена прекратить все операции, связанные с фотобизнесом. В связи с этим планируется «рационализация» структуры компании: в течение ближайших полутора лет численность персонала сократится более чем на 10% — будут уволены 3,7 тыс. человек из 33 тыс. занятых в настоящее время.

Konica Minolta — не первая и не единственная из компаний — ветеранов традиционной фотоиндустрии, принявших решение выйти из этого бизнеса или сконцентрироваться лишь на отдельных наиболее прибыльных его сегментах. Так, в 2004 г. продала свое фотоподразделение компания Agfa-Gevaert, отказались от производства пленочных фотокамер компании Eastmen Kodak и Fuji Photo Film, компания Pentax намерена сосредоточиться только на выпуске более дорогих цифровых зеркальных аппаратов.

Кстати, уже по итогам 2005 г. самым крупным производителем фотокамер оказалась финская Nokia, выпустившая 100 млн. мобильных телефонов с этими встроенными устройствами, так что стремительное развитие технологий угрожает и поставщикам цифровых «мыльниц».

***
О некоторых последствиях этого решения Konica Minolta для российского рынка читателям CRN/RE рассказал глава московского представительства компании Ко Хасегава:

«В России на долю бизнеса, связанного с поставками фотолабораторий и фотокамер, приходится около 75% всех продаж Konica Minolta.

Самый важный актив нашего фотобизнеса в России — это существующая сеть фотолабораторий, насчитывающая в настоящее время 1111 точек. Эти фотолаборатории не принадлежат Konica Minolta, у каждой из них есть свой владелец. Там установлено довольно дорогое оборудование, которое может использоваться еще долго.

В России фотобизнес для нас вполне успешен, однако в целом в мире он нестабилен и не растет, и наши российские партнеры опасаются, что со временем это произойдет и в России. Одна из возможностей для них сохранить и развить свое дело — выйти за рамки традиционного фотобизнеса, опираясь на возможности работы с цветом и с документами.

Естественно, мы хотим использовать потенциал нашей партнерской сети и продолжить сотрудничество с владельцами фотолабораторий, распространив его на бизнес, связанный с офисной техникой. Поэтому Konica Minolta будет и далее поддерживать этих партнеров, обеспечивая эксплуатацию нашего фотооборудования. Мы также будем устанавливать у них наши полноцветные печатающие системы С450, что позволит партнерам значительно расширить спектр предлагаемых услуг. Для нас это новый нишевый канал продаж, поэтому соответствующий отдел в московском офисе Konica Minolta, работающий с этими партнерами, сохраняется. Более того, мы привлекаем других сотрудников, чтобы научить партнеров работать с новым оборудованием и развивать с его помощью свой бизнес».