В августе прошлого года «НКА-Групп», выпускавшая ноутбуки под торговой маркой iRU, объявила о прекращении поставок. В распространенном тогда заявлении говорилось: «В сложившейся рыночной ситуации с целью оптимизации расходов было принято решение об объединении компании «НКА-Групп» с компанией Merlion, закрытии сборки на территории РФ и переносе производства под торговой маркой iRU в Азию. Стратегическое управление брэндом iRU будет передано в компанию Merlion. Самостоятельного департамента или компании на базе «НКА-Групп» создавать не планируется».

В итоге, если производство ноутбуков и было перенесено в Азию, то масштаб его стал явно другим: ноутбуки iRU практически исчезли с рынка. Но торговая марка осталась. Теперь Merlion предлагает под этим брендом ПК собственного производства.

Вперед, в прошлое

Может быть, не все помнят, но у «НКА-Групп» был опыт сборки настольных ПК. Речь идет о проекте Genius iRU, который активно продвигался в начале XXI в. Тогда компания рассматривала этот проект как своеобразный полигон, на котором отрабатывались действия, необходимые для последующего активного вывода на рынок портативных ПК.

Причем марка Genius iRU не принадлежала полностью «НКА-Групп». И чтобы избавиться от этой зависимости, компания приняла решение о создании самостоятельного проекта iRU, в рамках которого первым шагом и стал выпуск портативных компьютеров.

Возможно, со стороны компании это было верное решение. Рынок ноутбуков рос довольно динамично, компания вышла в лидеры. Но этот результат дался дорогой ценой. Компания потратила значительные средства на маркетинг. И удалось ли окупить затраты — вопрос открытый. В «НКА-Групп» и Merlion утверждают, что да. Но у некоторых наблюдателей есть другое мнение.

А мы пойдем на север

В прошлом году, комментируя решение «НКА-Групп», Михаил Фечин, директор компании Intel по развитию рынка мобильных и беспроводных решений в России и СНГ, отмечал: «До сих пор стоимость бренда iRU достаточно высокая, и я не удивлюсь, если Merlion продаст эту торговую марку».

В свое время рекламная компания iRU вызвала неоднозначную реакцию: от резкого неприятия (особенно после выхода рекламного ролика «Закажи друга»), до если не восторга, то хотя бы положительного восприятия выбранной концепции. В любом случае «НКА-Групп» удалось добиться многого — марку запомнили, причем настолько хорошо, что сейчас, спустя девять месяцев после прекращения поставок ноутбуков iRU, при анкетировании реселлеров в рамках проекта «Чемпионы канала» мы получаем оценки работы этого вендора.

И тем не менее успешно продать ее довольно сложно. Ведь у многих она ассоциируется либо с определенным товаром, либо с людьми, стоящими за ней. Пытаться дважды войти в одну и ту же реку и опять начать выпуск ноутбуков вряд ли кто рискнет. В этой ситуации в Merlion приняли, наверное, единственно верное решение — начать выпуск ПК iRU. Более того, можно предположить, что если бы у дистрибьютора не «завалялась» торговая марка iRU, то ему бы срочно пришлось выдумывать что-то новое, так как собственные ПК компания все равно бы начала поставлять. И тому есть несколько причин.

Причина первая. Прозаическая

Merlion — один из немногих крупных широкопрофильных дистрибьюторов, в чьем портфеле нет ПК отечественного производства. А эта продукция сейчас все более и более востребована региональными реселлерами.

Но при всем богатстве выбора на нашем ИТ-рынке подходящей кандидатуры нет. Судите сами: у «Аквариуса» канал сбыта создан давно, и многие поговаривают, что партнеров там и так слишком много. Kraftway не планирует сотрудничать с крупными московскими дистрибьюторами, по крайней мере, в данный момент. Depo Computers самостоятельно формирует дилерскую сеть и отдает предпочтение только одному, родственному дистрибьютору — «Дилайну». «Формоза» и R-Style Computers также предпочитают не связываться с дистрибьюторами...

Выходит, выбирать-то не из кого. Остается сборщик второго эшелона, которого надо раскручивать за свои же деньги без гарантии, что эксперимент удастся. Или начать сборку ПК самостоятельно.

Тем более что торговая марка уже есть...

Причина вторая. Интеграторская

За пару месяцев перед объявлением о прекращении сборки ноутбуков iRU Merlion сообщила о создании департамента проектной дистрибуции (Merlion System Solution). Тогда наблюдатели отмечали, что в товарном ассортименте дистрибьютора нет ряда позиций, составляющих «джентльменский набор» корпоративной поставки. В частности, речь шла о сетевом оборудовании. Но и ассортимент ПК оставлял желать лучшего. По сути, Merlion имела только дистрибьюторский контракт с Dell. А современные «правила хорошего тона» предполагают, что дистрибьютор должен предложить своим дилерам пару зарубежных и одного отечественного поставщика ПК.

Но вот с отечественными у Merlion проблема...

В таком случае действительно проще заняться самостоятельной сборкой. Тем более что у этого дистрибьютора есть на складе весь необходимый набор компонентов, да еще и по нормальным ценам.

Причина третья. Розничная

В конце осени прошлого года Merlion объявила о старте проекта по созданию франчайзинговой розничной сети «Позитроника» (см. CRN/RE №7/2006). Напрямую связывать эти два проекта не стоит. Еще в апреле в Merlion утверждали, что не требуют от партнеров присутствия на полках ПК iRU. И участники проекта «Позитроника» это подтверждали. Более того, некоторые из них говорили, что и не собираются выставлять у себя ПК iRU.

Но в перерыве между майскими праздниками на сайте iRU появилась новость о том, что отныне эти ПК будут представлены во всех магазинах «Позитроника». Более того, утверждается, что iRU станет «партнером открытия» новых магазинов «Позитроника» в этом году.

Видимо, неслучайно в рассылаемой информации о новых компьютерах в Merlion делают акцент на розничных моделях.

Как это ни банально звучит, но на рынке ПК конкуренция растет день ото дня. А учитывая то, что аналитики предрекают постепенное вытеснение настольных устройств ноутбуками, можно сказать, что в этом сегменте рынка становится очень тесно. Так найдется ли тут место для еще одного игрока с претензиями на федеральный масштаб? Свободных мест нет, но существующим игрокам придется потесниться. Вспомните, с каким скепсисом было встречено появление на рынке Depo Computers. Сейчас ситуация чем-то похожа. За сборку берется дистрибьютор, главным плюсом которого является налаженный канал поставки компонентов и одна из самых больших в России дилерских сетей.

При этом Merlion не надо тратить много усилий для раскрутки торговой марки, которая достаточно хорошо известна как дилерам, так и потребителям.