Что такое абак? Это древние счеты — далекий предок современных компьютеров. Этим загадочным словом 15 лет назад решил назвать свою компанию ее нынешний генеральный директор Феликс Маркман, вдохновившись прочитанной ранее книгой «От абака до компьютера».

Созданию собственного бизнеса предшествовал продолжительный этап работы выпускника физфака Казанского университета в Казанском НИИ радиоэлектроники, где за 20 лет он прошел путь от рядового инженера до начальника вычислительного центра. Фактически Феликс Маркман был управленцем-менеджером, хотя в те времена должностей с такими названиями не существовало, не было и бизнеса как такового, хотя некие экономические отношения, конечно, существовали. Они основывались на бартере: нужно было чинить технику, приобретать запчасти, расходные материалы — бумагу, перфокарты, перфоленты. «Все это приходилось «доставать», хотя все взаимодействия с другими организациями — а у нас в Казани одних НИИ было 54 штуки — происходили на безденежной основе», — вспоминает сегодня Маркман. Так у сотрудников НИИ появился опыт практической хозяйственной деятельности, предпринимательства. Было и немного экономической теории — в 1989 г. Маркмана направили на курсы повышения квалификации, и два месяца он учился в институте им. Плеханова в Москве.

В 1990 г. семь человек ушли из института и решили создать собственное предприятие — и через год появилась компания «Абак». Первоначально в компании не планировали заниматься продажами компьютерной техники: хотели попробовать себя в разработке ПО для бухгалтерского и складского учета. Но поскольку клиенты (первые из них появились в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге) просили «Абак» «достать» им и компьютеры, то в начале 1991 г. решили привезти в Казань партию ПК. Для этого необходимо было получить кредит в банке. Банк попросил у компании бизнес-план, и не очень хорошо понимавшие тогда, что это такое, сотрудники «Абака» принесли листок бумаги с двумя числами — ценой, по которой предполагали купить ПК, и ценой продажи. И кредит был получен! «Как ни странно, несмотря на «дикое время», нас не обманули и поставили нам эти машины, при этом достаточно хорошие. Но привезли их в Киев. Мы арендовали на день самолет Ту-154, я собрал знакомых, которые могли помочь с погрузкой, и мы полетели в Киев за компьютерами», — вспоминает Маркман. 286-е машины с цветными мониторами и принтерами оказались очень выгодным товаром... Компанию заметили.

Первый офис «Абака» располагался в арендованной однокомнатной квартире около вокзала. «Сотрудники работали в комнате, бухгалтерия расположилась на кухне, а в ванной у нас был склад, — рассказывает Маркман. — И нам казалось, что это нормально. Никакой конкуренции на рынке тогда не было, курс доллара рос».

В 1992 г. «Абак» посетили представители датской фирмы Arche, и хотя бизнес-отношения со скандинавскими коллегами не сложились, те провели для сотрудников казанской компании мастер-класс, обучая основам бизнес-культуры, принятой на Западе, — от внешнего вида сотрудников до формирования корпоративного духа и умения продавать. Это знакомство с западным опытом не прошло даром — Феликс Маркман полагает, что советы датчан не устарели и сегодня, а тогда помогли компании найти свое лицо.

В 1992/93 годах «Абак» начала продавать копировальные аппараты, параллельно осваивая и рынок ремонта техники. Первая партия копиров пришла из Японии. Когда возникла необходимость получить консультацию у фирмы-производителя, пришлось звонить в Токио, но объясниться с японцами оказалось непросто. Так в компании поняли, что работать лучше с теми поставщиками, которые имеют свои представительства в России. «Абак» начала сотрудничество с Xerox. Сервис копировальной техники оказался не менее успешным, чем ее продажа. Кроме того, технику, которая морально устаревала или выходила из строя, клиенты возвращали в «Абак», и в компании решили, что ее можно использовать снова. Открыли несколько копи-центров. Это, в свою очередь, привело к появлению еще одного направления — продажи бумаги. В России всегда были сложности с хорошей бумагой, а после дефолта продукция западных поставщиков стала стоить слишком дорого. В «Абакe» решили попробовать изготавливать бумагу самостоятельно — покупали рулоны и резали станками-ножами. Оказалось, что это очень выгодно. Сейчас в «Абаке» используется чешская поточная линия мощностью до 100 т бумаги в месяц.

В 1997 г. компания приняла участие в тендере на создание компьютерных сетей в реконструирующемся Дворце спорта. В результате возникло еще одно направление деятельности. Заказчик хотел, чтобы, помимо компьютерных сетей, «Абак» взяла на себя создание всех слаботочных систем — пожарную сигнализацию, охранную и др. «Наши инженеры решили, что раз мы делаем компьютерные сети, почему бы нет?», — говорит Маркман. Позже компания освоила создание систем вентиляции и кондиционирования, а сейчас занимается и отоплением. Сегодня «Абак» стала одной из немногих компаний, которые могут самостоятельно создать «интеллектуальное здание». По мнению Маркмана, это одно из самых перспективных направлений деятельности. Интеллектуальные системы «Абака» работают в зданиях Минфина, Пенсионного фонда, Казначейства, Таттрансгаза, магазинов METRO и IKEA. А к 1000-летию Казани «Абак» сделала для нового казанского ипподрома помимо компьютерной сети уникальную систему фотофиниша.

В 1995 г. у «Абака» появился первый розничный магазин, затем еще один. Сейчас их пять в Казани и еще два в Йошкар-Оле и Альметьевске. Но, по мнению Маркмана, соперничать с федеральными розничными сетями становится все сложнее. Конкурентным преимуществом в компании считают высокую компетентность своих продавцов: «Именно это отличает нас от больших сетевых магазинов. Кроме того, в этом году мы открываем два магазина новой федеральной сети «Позитроника». Возможно, у нее есть перспективы, и она станет хорошей альтернативой московским сетям».

На сегодняшний день «Абак» занимается поставками и продажей ИТ-оборудования и ПО, расходных материалов, разрабатывает инженерные и телекоммуникационные системы, внедряет ERP-решения. В компании 12 департаментов.
В сервисном центре «Абака», который обслуживает различное ИТ-оборудование, работает более 40 инженеров. Эти услуги, по мнению Маркмана, всегда будут востребованы: «В данном случае выбор заказчиком партнера осуществляется по принципу «кто профессиональнее». Активно развивается направление полиграфии, и в частности «специальные виды печати», т. е. оборудование для производства пластиковых карт и упаковки. Наиболее высокие темпы роста показывают телекоммуникации и инженерные системы.

По объемам в общих доходах компании лидирует направление продаж техники корпоративным заказчикам. А по прибыльности самое успешное — внедрение информационных систем. Первое внедрение ERP-системы компания осуществила семь лет назад — тогда решили автоматизировать собственный бизнес. «Попробовать на себе» «Абак» решила ПО «Галактика», а через два года эту систему начали предлагать заказчикам. «Сейчас мы можем показать, как все работает, просто пригласив клиентов в наш офис», — говорит Маркман. Однако, по его мнению, далеко не все предприятия сегодня осознают необходимость внедрения ИТ в управление своим бизнесом: «Еще несколько лет назад директора крупных предприятий спрашивали — а зачем мне вообще компьютер? Даже сегодня подавляющая часть ПК используется в качестве пишущей машинки, а также в бухгалтерских целях. А вот то, что компьютер можно использовать для управления бизнес-процессами, понимают далеко не все». Однако в «Абаке» убеждены, что рано или поздно необходимость применения информационных систем для корпоративного управления станет очевидна всем, и готовятся к этому моменту, наращивая компетенции в этой области. Хотя основную ставку «Абак» собирается делать на отечественные ERP-системы (так как разработчики в этом случае находятся в пределах досягаемости, и с ними можно совместно решать возникающие проблемы), компания готова обучать своих специалистов и обслуживанию западных систем.

Именно поэтому так важны собственные интеллектуальные ресурсы. Сейчас в «Абаке» более 400 сотрудников. Ядро компании сохранилось с момента ее создания — 34 человека работают уже 10 лет. Компания пытается искать перспективных специалистов среди студентов 3—4 курса лучших казанских вузов, постоянно обучаются собственные сотрудники. «Мы понимаем: никакой гарантии, что все они спустя годы останутся с нами, нет, но нет и другого пути, кроме воспитания профессионалов своими силами», — говорит Маркман. И несмотря на высокую конкуренцию ИТ-компаний в борьбе за специалистов, «Абаку» удается сохранять костяк коллектива. Маркман отмечает, что «Абак» стала «кузницей кадров» для ряда других ИТ-компаний региона. «Конечно, когда выращиваешь специалиста, всегда есть вероятность, что он покинет компанию. Но мы стараемся создать у себя максимально комфортный климат для сотрудников, — говорит глава компании. — Причем одной зарплатой сегодня людей не удержишь. Чтобы сохранить фирму, надо делать все то, что делают уже десятилетиями на Западе».

Помимо ставших традиционными тренингов и обучения, в «Абаке» пришли к разработке планомерного построения плана карьеры вновь принимаемого сотрудника. Рост компании не мог не сказаться на корпоративной культуре — она формализована в ряде документов, с которыми новичок знакомится при приеме на работу. В компании поддерживаются и спортивные увлечения сотрудников — есть своя футбольная и хоккейная команды.

Понятно, что за 15 лет приходилось сталкиваться и с трудностями. Тяжело пришлось во время дефолта 1998 г., ведь компания работала с импортными товарами, но она выстояла, сократив на треть объемы работ. «Мы показали заказчикам, что живы, и научились минимизировать свои потери», — вспоминает генеральный директор. С другой стороны, дефолт заставил создать собственное бумажное производство, была даже идея начать изготовление порошка для копиров. Правда, ее реализовать не удалось.

В последние несколько лет «Абаку», как и многим другим региональным компаниям, пришлось столкнуться с конкуренцией со стороны федеральных розничных сетей. «Во-первых, они больше и мощнее, активно занимают региональные розничные рынки, а во-вторых, они «сманивают» наших людей», — говорит Маркман. Например, один из покинувших «Абак» сотрудников стал директором магазина московской розничной сети.

О своих перспективах в «Абаке» говорят так — будем делать ставку на интеллект. То есть на такие направления, как аутсорсинг, консалтинг, внедрение систем управления предприятием, бизнес-процессами, документооборотом. Феликс Маркман уверен, что аутсорсинг в регионе будет востребован в первую очередь малым и средним бизнесом, ведь у крупных предприятий есть свои ИТ-отделы, и экономия за счет аутсорсинга для них получается незначительной. А вот в небольших компаниях, где работает около десятка человек, свой ИТ-специалист и собственная ИТ-инфраструктура не нужны. К тому же цена ИТ-специалистов растет, и «Абак» готова предоставить свои технические мощности и специалистов тем, кому самостоятельно решать ИТ-вопросы невыгодно.

Еще одно перспективное направление развития — продвижение в соседние регионы. «Поначалу мы думали, что сможем работать в других городах из «центра», т. е. из Казани, но вскоре поняли, что это невозможно, и открыли филиалы в Альметьевске, Елабуге, в Марийской Республике. Планируем начать работу и в Мордовии, Удмуртии, Ульяновской области», — говорит Маркман.

Абак — простейшее устройство для счета, которым пользовались еще древние греки, служил людям более двух тысяч лет. Возраст казанской компании с таким же названием куда меньше — ей всего 15. Но за эти полтора десятилетия она прошла непростой путь становления, преодоления трудностей, наработки опыта и знаний, и сегодня «Абак» по праву считается одной из самых динамичных, компетентных и перспективных ИТ-компаний страны.