В рейтинге-2019 чуть больше 20% респондентов относят себя к сборщикам компьютеров. Напомним, что два года назад таких было около 18%.

Как и тогда, для большинства компаний, представители которых заполнили анкету в данной номинации, сборка ПК — «вспомогательное» направление бизнеса. Мало у кого из участников опроса производство — основная специализация компании. В этом году «чистых» сборщиков почти не осталось — менее 1% проголосовавших. Несмотря на это, общее количество анкет, в которых респонденты причисляют себя к производителям, оказалось даже больше, чем в предыдущем проекте.

А вот претендентов на звание лучшего ИТ-дистрибьютора для сборщиков в этом году заметно меньше — всего 17 компаний (см. список), тогда как в 2017 г. побороться за звание лучшего дистрибьютора для сборщика смогли 27 поставщиков.

Тем не менее стоит отметить, что вот уже третий рейтинг подряд наши респонденты включают в эту номинацию не только дистрибьюторов комплектующих, но и поставщиков ПО. Ничего удивительного в этом нет. Во-первых, сегодня, в 2019 г., корпоративные клиенты в очень редких случаях готовы брать голое «железо», а потом ломать голову над тем, что и как на него установить. В розничных продажах подобные примеры также встречаются не часто — массовый покупатель ищет «машину» с уже залитым ПО, а ИТ-энтузиасты скорее сами соберут «что-то стоящее» и поставят на это «стоящее» (во всех смыслах этого слова) правильное ПО, чем возьмут «пустую» стандартную модель с розничной полки.

Кроме того, все уже понимают, что на перепродаже софта можно заработать больше, чем на соединении отдельных деталей в единое целое. А при создании комплекса, в который наряду с «железом» входит не только стандартный набор (операционная система, офис, антивирус, может быть, бухгалтерская программа), но и «специальные» приложения или подписка на доступ к ПО из облака, необходимые конкретному заказчику, можно заложить маржу гораздо более высокую, чем при перепродаже всего перечисленного по отдельности.

Правда, ни тенденции рынка, ни тот факт, что за поставщиков ПО в данной номинации проголосовало не по одному партнеру второго уровня, не увеличили шансы софтовиков на получение звания «Лучший дистрибьютор для сборщиков». Но присутствие в данной номинации компаний, которые до 2015 г. не ассоциировались у наших респондентов с поставщиками для «производителей техники» — факт, заслуживающий внимания.

Напомним, что в 2017 г. семь компаний из 27 смогли перешагнуть порог канальности (подробнее об этом показателе см. «Методика рейтинга»), т. е. действительно претендовали и на место в призовой пятерке и на звание «Лучший ИТ-дистрибьютор для сборщика». Список финалистов двухлетней давности выглядел следующим образом: 3Logic, ELKO, MERLION, OCS Distribution, STATEN, Treolan, «Марвел-Дистрибуция» (компании перечислены в алфавитном порядке).

В этом году финалистов стало меньше. Реальных претендентов на звание «Лучший ИТ-дистрибьютор для сборщиков» осталось шестеро, как и в 2015 г.). Правда, в этой великолепной шестерке произошли изменения. В группу лидеров второй рейтинг подряд входит компания, которая до этого момента была финалистом только в 2009 г. И на этот раз она смогла вытеснить из группы финалистов дистрибьютора, не покидавшего её с 2011 г.

Стоит заметить, что сам факт возвращения (в 2017 г.) одного из дистрибьюторов стал хорошей иллюстрацией того, что сейчас происходит на нашем рынке сборки ПК. Ведь решение об уходе с этого рынка упомянутый дистрибьютор принял еще в 2008 г. Риски, связанные с ведением такого рода бизнеса, не устраивали руководство компании, а перепродажа комплектующих была ненадежным и низкоприбыльным занятием. Однако с 2015 г. ситуация кардинально изменилась. И хотя рынок комплектующих так и остался конкурентным и низкомаржинальным, сегодня здесь можно вести бизнес, не вынуждая импортеров нарушать законодательство. Кроме того, новые экономические реалии таковы, что местная сборка продолжает набирать обороты. А это, в свою очередь, заставляет поставщиков, когда-то отвернувшихся от этого сегмента рынка, вновь к нему присматриваться.

Таким образом, итоговый список поставщиков, получивших реальные шансы стать «Лучшим ИТ-дистрибьютором для сборщиков — 2019», выглядит следующим образом: 3Logic, ELKO, MERLION, OCS Distribution, Treolan, «Марвел-Дистрибуция» (компании перечислены в алфавитном порядке).

Претенденты на звание «Лучший ИТ-дистрибьютор для сборщиков — 2019» (компании перечислены в алфавитном порядке):

3Logic, Asbis, Axoft, Comptek, ELKO, MERLION, MICS, MONT, MUST, Netlab, OCS Distribution, PRONET, Staten, Treolan, «АйтиПартнер», «Марвел-Дистрибуция», «Ресурс-Медиа».

Представляем победителей

Как и в других номинациях, получив репрезентативную выборку ответов, мы пытались предположить, кто же из претендентов не войдет в призовую пятерку рейтинга «Лучший ИТ-дистрибьютор для сборщиков». Но предсказать это до подведения первых промежуточных итогов нам так и не удалось. И, несмотря на то, что все финалисты — достойные игроки рынка, один из них, увы, должен остаться за пределами призовой пятерки. Правила есть правила. В этом году наименьшие итоговые оценки среди финалистов (подробнее о расчете этого показателя читайте в «Методике рейтинга») получила компания 3Logic: и это не первый рейтинг, когда, преодолев порог канальности, она, увы, не набирает достаточно баллов для того, чтобы оказаться в числе победителей.

Ну а теперь о том, какая компания признана «Лучшим ИТ-дистрибьютором для сборщика — 2019».

В этой номинации из года в год идет жесточайшая борьба за лидерство. Три нынешних финалиста уже хотя бы один раз поднимались на высшую ступень пьедестала в предыдущих рейтингах. Так, компания ELKO стала «Лучшим ИТ-дистрибьютором для сборщика» в 2011 г., Treolan — в 2015 г. Четыре раза (2007, 2009, 2013 и 2017 гг.) победа доставалась компании MERLION. Причем два года назад от ближайшего конкурента ее отделяло всего 2,273 балла. Но для данной номинации такая небольшая разница в оценках компаний, стоящих на первом и втором местах, — дело обычное. Зато пятому призеру, для того чтобы обогнать победителя 2017 г., нужно было улучшить свой результат более чем на 28,686 балла.

Напомним: список лучших ИТ-дистрибьюторов для сборщиков по версии 2017 г. выглядел так: ELKO, MERLION (первое место), OCS Distribution, Treolan, «Марвел-Дистрибуция» (компании перечислены в алфавитном порядке).

В рейтинге-2019 на первую строчку вышла компания, которой ранее данная вершина ни разу не покорялась. Это только подтверждает, что «Лучший ИТ-дистрибьютор для сборщиков» — одна из самых непредсказуемых номинаций рейтинга. Причем отрыв нового лидера от ближайшего конкурента оказался значительным — более 35 баллов. Что уж говорить о разнице в итоговых оценках с финалистом, занявшим пятое место. Она составила почти 60 баллов. Таким образом, компания «Марвел-Дистрибуция» (а именно о ней идет речь), вернувшись в данную номинацию два года назад, убедила партнеров в том, что имеет право играть на этом поле. Итоговая оценка победителя составила 811,845 балла. При этом партнеры признали его лучшим по 10 из 12 критериев работы дистрибьютора. Напомним, что в 2017 г. партнеры поставили компании MERLION всего два (из 12 возможных) высших балла.

В 2019 г. в итоговый список победителей номинации «Лучший ИТ-дистрибьютор для сборщика» вошли следующие компании (перечислены в алфавитном порядке): ELKO, MERLION, OCS Distribution, Treolan, «Марвел-Дистрибуция» (первое место).

Что же касается оценок важности критериев работы дистрибьюторов, то сборщики оказались самыми нетребовательными к своим поставщикам. Пяти критериям они выставили оценки ниже, чем их коллеги, участвовавшие в опросе по другим номинациям, т. е. они менее других участников канала заинтересованы в «Наличии формализованных правил», «Гибкости, индивидуальном подходе к партнерам», «Способности решать проблемы», «Консультациях, помощи в разработке проектов», «Маркетинговой поддержке». При этом последний критерий оказался для них, как и для большинства остальных респондентов, наименее значимым при работе с дистрибьютором. А вот что для этих партнеров действительно важно, так это «Цены». Как и другие участники опроса, сборщики при выборе поставщика в первую очередь обращают внимание на его прайс-лист.