«Событие года» в сегменте «цифровой трансформации» (DX или DT) по итогам 2020 должно быть присуждено однозначно, хотя победитель и выглядит необычно. Процессы DX выстраивать в рейтинг достаточно сложно из-за их значительной протяженности и существенной закрытости. Последнее легко объяснимо — детали и даже ключевые результаты «цифровой трансформации», представляющей собой слияние цифровых технологий и операционной деятельности компании, раскрыть проблематично, так как это сделает трансформируемую компанию практически прозрачной для конкурентов. Однако в данном случае это и не нужно: по итогам прошлого года бесспорным лидером в сегменте DX стал весь российский рынок.

Что произошло?

За год, который по понятным причинам был непростым для всех, более половины (!) российских компаний изменили свои digital-стратегии, по данным исследования Abbyy. Изменение digital-стратегии были вынуждены сделать 57% опрошенных компаний, а 20% принявших участие в исследовании — то есть каждая пятая фирма! — полностью поменяли технологические приоритеты. По данным исследователей, при этом выросла роль RPA, AI, «цифровых двойников» и других прорывных технологий. Однако велика роль и «старой доброй» классики — например, о планах по развитию CRM-систем сообщили 32% респондентов. Растет популярность относительно новых систем, например, ECM (Enterprise Content Management — решениями для управления собственными контентом корпораций) которые планируют развивать 22% российских компаний.

Акцент на ЕСМ весьма показателен. В глобальном плане некоторые аналитики говорят о смене парадигмы с «ИТ&телеком» на «ИТ, телеком и медиа». Про «размытие границ между телеком, медиа и технологическими игроками», в частности, говорил Сергей Салов, директор направления практика консалтинга EY, на декабрьском форуме «Телеком 2020: время изменений», проведенном РБК. Кроме роста популярности ЕСМ на смену парадигмы указывают и другие проявившиеся тенденции, которые весьма интересны, но о них поговорим в следующий раз.

На что это указывает?

Степень гибкости, продемонстрированная компаниями в коррекции стратегий, указывает на высочайшую зрелость российского В2В-рынка, а именно его российских корпоративных клиентов. О высокой зрелости игроков ИТ-рынка мы уже неоднократно говорили: участники рынка со стороны исполнителей/поставщиков — от интеграторов до cloud-провайдеров и от вендоров до собственных ИТ-департаментов компаний — за считанные дни и недели справлялись с масштабными задачами во времена первого локдауна, во многом обеспечив выживание всей национальной экономики.

Однако массовая смена стратегий демонстрирует зрелость российских заказчиков, и эта другая сторона столь же важна для развития! Заметим, что российские компании и раньше были весьма восприимчивы к новым технологиям и «цифровой трансформации», что показывал DT Index, обнародованный Dell, а в непростых условиях прошлого года и так бывший высоким акцент на «хай-тех» возрос у российского бизнеса еще более вырос. Порядка 80% компаний ускорили внедрение программ «цифровой трансформации», как отметил Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России, отвечая на вопросы CRN/RE.

Новая динамика — новые проблемы

Разумеется, ускоренное развитие создает множество проблем, как общих для рынка, так и в отдельных сегментах. Например, в конце прошлого года на петербургском Russoft Leadership Forum эксперты обсудили «цифровую трансформацию» финансового сектора и отметили возросшую неоднородность в развитии DX у финансистов. Неравномерность характерна для всех сегментов, не только для сферы финансов.

Финансовые институты весьма показательны. Это предсказуемо, так как речь идет о сегменте сложном, тонком и, что важно, во многих изменениях требующем участие регуляторов, как отметил Валентин Макаров, президент «Руссофт». Кроме того, происходящее в финансовом сегменте важно для всей национальной экономики. Представлен ряд проектов национального масштаба, которые обеспечивают DX для всего сегмента и для ряда смежных с ним.

Например, Microsoft и «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ) представил сервис «Аналитическая песочница», помогающий банкам и другим структурам получать доступ к обезличенному массиву данных о кредитоспособности более 70 миллионов заемщиков-физлиц и более 2 миллионов заемщиков-юрлиц. Используя данные — а кроме накопленных Бюро доступна интегрированная информация из системы СПАРК — клиенты сервиса могут самостоятельно создавать собственные аналитические модели для решения собственных задач. Решение позволяет повысить эффективность банковских процессов, провести аудит работоспособности процедур, найти перспективные сегменты рынка, выявить новые возможности для развития бизнеса и т. д. Важно, что «Песочница», работу которой обеспечивают Azure Data Factory, Azure SQL DB и другие «облачные» инструменты от Microsoft, поможет финансовым организациям лучше понять их кредитные риски, а значит, нарастить кредитование либо предложить клиентам оптимизированные условия обслуживания. Использование инструментов может дает компаниям конкурентные преимущества, придавая импульс как отдельным проектам, так и всему финансовому сегменту страны. Как отмечает Александр Липкин, директор департамента по технологическому развитию и поддержке ключевых заказчиков Microsoft, современные технологии помогают по-новому взглянуть на бизнес и благодаря инсайтам, полученным в результате анализа массивов информации, трансформировать его.

Горячо будет и в других нишах, не только у финансистов. Например, в наступившем году ожидают бум в области биотехнологий. На базе технопарка «Якутия» собираются развернуть Биотехнологический центр, который, как отмечает Петр Габышев, и. о. директора технопарка, позволит проводить исследования и разрабатывать новые продукты в таких областях, как регенеративная медицина и клеточные технологии, биоинформатика, сельскохозяйственные биотехнологии, а также в других направлениях, входящих в Национальную технологическую инициативу. Разумеется, биотех, агротех, медтех и health-tech тоже имеют ряд специфик и также потребуют дополнительных компетенций и взаимодействий, в том числе, с регуляторами.

Деньги — есть!

В ИТ и в «цифровую трансформацию» готовы инвестировать сами компании, отмечает г-н Щербаков, которые понимают, что без этого невозможны ни развитие, ни современная конкуренция. Но в рассматриваемое нами направление поступают не только деньги бизнеса. В ряд сегментов особо активно входят инвесторы, в том числе венчурные. Например, об ускоренном развитии «цифровой трансформации» в сегменте решений для здравоохранения говорил Евгений Борисов, партнер Kama Flow, управляющей компании венчурного фонда НТИ, выступая на объявлении об инвестициях в платформу «Цельс», предназначенную для медицинской диагностики с использованием AI.

Заметим, что вопросы «цифровой трансформации» находятся под пристальным вниманием государства. Предварительно на мероприятия в данном направлении планируют выделить порядка полутриллиона рублей за период 2021-2022, как сообщал Константин Слыщенко, депутат Государственной Думы РФ и президент Национальной ассоциации цифровой экономики. «Цифровую трансформацию» как одну из ключевых национальных целей определяют на самом высоком уровне, как отметил Дмитрий Чернышенко, курирующий ИТ-отрасль вице-премьер Правительства РФ.

Что это значит для рынка?

Высочайшая степень динамики, судя по всему, будет характерна для российского рынка и в наступившем году. С одной стороны, для игроков рынка это означает появление ряда новых возможностей по налаживанию связей с новыми корпоративными клиентами — изменение запросов и стратегий с высокой степенью приводит к потребностям в новых инструментах и решениях, что позволяет с большей вероятностью предложить их заказчикам, давно и плотно сотрудничающим с конкурентами. С другой стороны, это создает дополнительные риски — каждый понимает, что таким образом и на его «делянку» могут проникнуть конкуренты, вовремя предложив нужные инструменты клиентам, которых вы давно привыкли считать своими.

Предсказуемое обострение конкуренции будет происходить на фоне активного подъема технологических инноваций, что будет проявляться как в развитии имеющихся технологий, так и в существенном расширении/обновлении всего стека. Новые задачи, как отмечает Майкл Дикман, старший вице-президент по управлению продуктами в Aruba, компании Hewlett Packard Enterprise, в ряде случаев требуют обновления архитектуры корпоративных решений. Как показали итоги прошлого года, говорит г-н Дикман, большинство компаний оказались не готовы к новым вызовам «на уровне архитектуры». Поэтому разбираться, обучаться и изменяться всем игрокам рынка придется буквально на ходу.

Год будет горячим, как для DX, так и для всего корпоративного рынка!