Руководитель: Виктор Дьячков, председатель Совета директоров.

Победа в рейтингах «25 лучших российских системных интеграторов»: 2020, 2021, 2022 гг.

Как вы можете прокомментировать ситуацию, сложившуюся на отечественном ИТ-рынке?

Виктор Дьячков: На текущий момент сложно делать прогнозы для ИТ-рынка: слишком много неизвестных переменных. В санкционных ограничениях еще нет определенности: уходят ли поставщики насовсем или на время эскалации внешнеполитического конфликта? Не дают старт новым проектам или приостанавливают все текущие? В каждом отдельном случае бизнес хоть и оказывается под давлением национальных правительств, старается принять оптимальные для себя решения.

На что вы опираетесь в своей работе сейчас, когда весь мир «вверх тормашками»? Что дает вам силы не опускать руки и бороться? Что дает уверенность, что ваша компания не просто продолжит работать, но и будет успешной? Что помогает оставаться в ресурсе, оставаться лидером для своего коллектива?

В. Д.: Чтобы быть уверенным в своих силах, нужно чувствовать опору. Для компании опора — это наши лучшие международные практики, 30-летний опыт, победы в многочисленных рейтингах, тысячи качественно реализованных проектов и уникальная для России сервисная экспертиза. А для меня как руководителя опора — это команда ICL. Наши специалисты — самый ценный, надежный и главный ресурс и мотиватор.

Чтобы вместе преодолеть все сложности, мы создали антикризисный штаб, куда вошли ключевые тимлиды и где мы четко обозначили нашу стратегию действий и дальнейшие пути развития компании. Мы ежедневно плотно работаем с заказчиками, активно изучаем новые международные рынки, которые нам открыты. Благодаря своей команде и ее проактивности, готовности принимать правильные управленческие решения и профессионализму я ежедневно получаю силы «для борьбы». Только в такой синергии можно развивать компанию, несмотря ни на какие сложности, и выполнять все свои обязательства перед заказчиками.

Справка о компании

Год основания: 1991.

Количество сотрудников: более 4000 чел.

Состояние бизнеса компании: объем реализации за 2021 г. составил 16,1 млрд руб. (без НДС), это превышает финансовые показатели 2020 г. на 18%.

Структура бизнеса компании. Производственный кластер — кластер, ориентированный на развитие производства и реализацию средств вычислительной техники собственного производства на базе ICL Техно.

Сервисно-продуктовый кластер — кластер юридических лиц и бизнес-единиц, ориентированный на сервисные, проектные, интеграционные и продуктово-программные услуги для широкого рынка.

Кластер по работе с силовыми структурами — кластер, ориентированный на развитие программных продуктов, работ и услуг для силовых ведомств и организаций Российской Федерации, требующих особый режим допуска и исполнения.

Региональная структура выполняемых проектов: Республика Татарстан (8%), другие регионы РФ (67%), экспорт (25%).

Филиалы. Представительства в восьми городах России и за рубежом: Казань, Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Владивосток, Воронеж, Калининград, Белград (Сербия).

Основные клиенты компании: ритейл и horeca, логистика, банки и финансы, органы государственного управления, энергетика и топливная промышленность, медицина и фармацевтика.

Новые направления деятельности, новые компетенции, появившиеся в 2021 г. В последние годы компания взяла курс на автоматизацию. Среди решений в этой сфере можно выделить автоматический смарт-ассистент (АСА). Главная задача АСА —автоматизация рутинных задач специалистов технической поддержки. Решение изначально было опробовано на внутренних процессах компании и показало высокую эффективность. Мы предоставляем этот сервис и для внешних заказчиков. Отметим, что решение АСА позволило в 2021 году сэкономить более 5200 часов рабочего времени сотрудников, скоординировало более 170 тысяч запросов на обслуживание и инцидентов, выдавало более 130 рекомендаций по решению инцидентов ежедневно.

В декабре 2020 г. решение АСА было признано лучшим проектом года в категории «IT и цифровые технологии» и удостоено премии «Время инноваций-2020»

Среди новых для нас технологий в портфеле компании можно выделить BIM-технологии. Эта технология наиболее интересна для комплексных строительных или инфраструктурных объектов, когда цифровая трансформация сопровождает вас, начиная с этапа проектирования. А к этапу строительства уже есть полная цифровая модель зданий. Это одна из ветвей трансформации, связанная с реально существующими физическими объектами.

Отмечая многопрофильность компании, мы с 2020 г. развиваем направление мониторинга контента для видеопотоковых сервисов, социальных сетей и других медиа. Рост такого рынка и наше участие в нем как сервисной организации является также интересным способом применения искусственного интеллекта. Комбинация работы сотрудников с инструментами искусственного интеллекта, машинного обучения создает эффективные и производительные бизнес-модели, позволяющие обрабатывать гигантские массивы видео, информации и обнаруживать в контенте потоковых сервисов нежелательные сюжеты.

Также нам интересно дальше развивать направление BPM-систем, разработку систем с минимальным программным кодом.

Одной из отраслей, получивших в 2020-21 годы дополнительные импульсы к развитию, стала логистика. В связи с массовой удаленной работой и изменениями потребительского поведения, которые привели к кратному увеличению объема работы по доставке товаров, со стороны заказчиков вырос спрос на продукты, предназначенные для представителей отрасли в части выездной поддержки оборудования и процессов. Многие компании в целях сокращения расходов на доставку начали расставлять постаматы. Если раньше из крупнейших компаний это был только Ozon, то сейчас постаматы устанавливают все: Сбер, Яндекс и другие. Мы как аутсорсинговая компания активно участвуем в этих процессах в разных регионах страны. К нам также обращались клиенты из сферы общепита с просьбой организовать доставку еды из ресторанов и адаптировать их ИТ-инфраструктуру под принцип единого окна, выдачу и доставку блюд.

Изменения, произошедшие в вашей компании в 2021 г.:

  • Открытие нового бизнес-подразделения группы компаний в Калининграде.
  • После участия в национальных проектах «Здравоохранение» и «Образование», где компания заняла 16% рынка, ICL стала крупнейшим российским производителем компьютерного оборудования для этих сегментов.
  • Пандемия принесла не только удаленную работу, но, как следствие, высокую мобильность сотрудников. Если раньше надо было куда-то ехать для работы, то сейчас этого нет. Все можно сделать из домашнего офиса. Для нашей отрасли, которая в первую очередь связана с высокоинтеллектуальным ресурсом, вопросы мобильности сотрудников становятся одним из ключевых вызовов дальнейшего успеха. Для себя мы сделали вывод, что гибридная модель более эффективна для организации труда.
  • Одним из финалистов федерального конкурса «Лидеры России — 2021» стал Яков Кротов, менеджер по предоставлению услуг ICL Services. А год назад еще один эксперт ICL Services — Тимур Кайданный — продемонстрировал хорошие результаты в конкурсе и стал победителем суперфинала, получив наставничество от Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Сегодня Тимур руководит блоком инноваций в компании и активно использует менеджерские навыки в решении задач.
  • Группа компаний ICL успешно прошла независимый аудит Системы менеджмента информационной безопасности и получила новый сертификат ISO/IEC 27001:2013. Положительное заключение было вынесено по результатам аудита Британского Института Стандартов (BSI).
  • Группа компаний ICL подтвердила зрелость компетенций по решениям и проектам 1С:ERP получением партнерских статусов «1С: Центр ERP» и «1С: Центр ERP —Производство». Статусы означают, что компания соответствует системе менеджмента качества по требованиям международного стандарта ISO 9001 и всегда предоставляла качественный комплекс услуг по консалтингу и внедрению.
  • ГК ICL вновь стала первой среди российских компаний по производству оборудования (по данным агентства РАЭКС).
  • 27 октября 2021 г. состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между группой компаний ICL и Huawei, которое позволяет реализовывать долгосрочное взаимодействие в сегменте ИКТ, включая такие перспективные области, как цифровая энергетика Digital Power и дата-центры.

Планы на ближайшие полгода. Перспективы ИТ-сектора, как в стране в целом, так и в Татарстане в отдельности, будут зависеть от того, насколько оперативно и эффективно будут решены самые болевые вопросы. Среди них: отток кадров, отключение от SWIFT и санкции в отношении российских банков, невозможность принимать платежи, ограничения, связанные с поставками процессоров в Россию, уход крупнейших вендоров и другие.

С большей вероятностью в ближайшей перспективе следует ожидать удлинения цепочек поставки ИТ-оборудования и софтверных решений, которые станут обходными и непрямыми. Также ожидаема смена вектора при масштабировании российского бизнеса, выстраивании партнерских взаимодействий в сторону лояльных России регионов Азии, Ближнего Востока и постсоветского пространства.

Если говорить о Татарстане в сравнении с другими российскими регионами, то здесь, думаю, будет неравный старт. Текущее состояние ИТ в Татарстане является одним из самых динамичных и результативных на российском рынке. В конце ноября 2021 года АНО «Диалог» составило рейтинг российских регионов по работе в интернете, в рамках которого Татарстан уступил лидерство лишь Калужской области. В других аналогичных рейтингах регионов России, оценивающих развитие информационных технологий, Татарстан зачастую оказывается на лидирующих позициях, уступая «золото» лишь городам федерального значения — Москве и Санкт-Петербургу.

* Данные предоставлены компанией-победителем. Редакция не несет ответственности за правильность написания названий компаний, торговых марок, географических объектов, статусов в партнерских программах.

Партнеры проекта «25 лучших российских системных интеграторов 2022»