После публикации первой подборки мнений руководителей ИТ-компаний (см. CRN/RE № 17/2008, «Есть ли лекарство от кризиса?») по поводу того, как сказывается мировой финансовый кризис на российском ИТ-рынке, мы получили следующий комментарий на форуме www.novostiitkanala.ru: «Почему-то никто не сказал, что одним из „лекарств“ стало увольнение до 25% персонала компаний. Увольнения происходили и в тех компаниях, руководители которых давали интервью».

Действительно, рассказывая об антикризисных мерах, руководители очень сдержанно говорили о том, коснутся ли они персонала.

В публикуемом ниже материале почти нет откровений типа «сокращаем персонал, режем зарплаты». Возможно, потому, что представители ИТ-компаний, в которых идет увольнение сотрудников и снижение зарплаты, просто не захотели прямо ответить на наши «неудобные» вопросы.

Опрос, проведенный на www.novostiitkanala.ru с 10 по 26 октября, показывает, что пока увольнения и сокращение зарплаты в ИТ-компаниях не стали массовыми, хотя уже довольно заметны. Из 137 человек, принявших участие в опросе, 19% ответили, что в их фирмах происходит сокращение персонала, а 21% сообщили о массовом снижении зарплаты.

Кстати, и представители рекрутинговых агентств, сотрудничающие с ИТ-компаниями, в большинстве своем отмечают (за исключением, пожалуй, Светланы Жульевой из Career Development Agency Professional Way), что каких-то радикальных изменений в кадровой политике их клиентов пока не происходит.

Почти все сходятся во мнениях по нескольким позициям: отбор персонала для ИТ-компаний станет более тщательным, возрастут требования к кандидатам; последние снизят требования к работодателям, благодаря чему ИТ-компании смогут удовлетворить кадровый голод за гораздо меньшие деньги, чем до кризиса; прежде всего пострадают «непрофильные» специалисты и представители топ- и среднего менеджмента.

Говорят представители кадровых агентств

Александр Вотченников, старший консультант по подбору персонала Kelly Services, отмечает, что спрос ИТ-компаний на персонал, ставки зарплат и требования к кандидатам в связи с кризисом практически не изменились. Не было и сокращения социальных пакетов, предлагаемых кандидатам.

«Сегодняшняя ситуация на специалистах в области ИТ практически не отразилась, — утверждает Александр Вотченников. — Но в ближайшее время активность компаний по подбору персонала может снизиться. Это прежде всего обусловлено экономией бюджета как в целом, так и на подбор сотрудников. Многие хотят «переждать», к тому же рассчитывают на приток кандидатов из инвестиционно-банковской сферы, т. к. те компании, по которым кризис все же «ударил», проведут переоценку своих специалистов и, вероятнее всего, осуществят реструктуризацию и, как следствие, сокращения».

Светлана Жульева, управляющий партнер Career Development Agency Professional Way: «По всем ИТ-позициям у наших заказчиков мораторий на наем персонала до начала 2009 г., возможно, с дальнейшей пролонгацией. В настоящий момент нет открытых позиций по направлению IT&T. Есть информация о 25%-ном снижении зарплат в некоторых компаниях».

Алексей Захаров, президент портала SuperJob.ru: «Анализ результатов опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru не подтвердил, что руководители ИТ-компаний намерены серьезно заняться сокращением персонала. Сейчас серия увольнений захлестнула финансово-банковскую, инвестиционно-строительную сферы и розничную торговлю. В ближайшее время сокращения ожидают также производственный сектор и рекламно-выставочный комплекс. Пока можно говорить о сокращении сотрудников в некоторых ИТ-подразделениях лишь этих компаний. Но количество вакансий в сфере ИТ возросло практически по всем позициям, по некоторым, например „программист Unix“, почти в 4 раза.

Все специальности, по которым ощущался „кадровый голод“, остались в том же положении. Спрос рынка на таких специалистов даже в условиях кризиса остался высоким. Если говорить о позициях, в которых сегодня наиболее заинтересованы работодатели, то это программист и системный администратор.

Зарплаты, предлагаемые работодателями в октябре, держатся на том же уровне, что и в конце августа — начале сентября этого года. В первую очередь работодатели займутся „оптимизацией“ уровня дохода работников, урезав или вообще убрав бонусную/премиальную часть.

Рынок испытывает острую нехватку кадров, в среднем две-три вакансии на одно резюме по отрасли, поэтому в ближайшее время работодатели не будут ужесточать требования к кандидатам. По крайней мере, для этого хотя бы должен установиться баланс спроса и предложения».

Кира Мартанова, руководитель группы подбора персонала направления ИТ/телеком кадрового центра «ЮНИТИ»: «Спрос ИТ-компаний на персонал снизился совсем немного: пока на 10–15%. Такое впечатление, что компании затаились и ждут, как дальше будет развиваться ситуация. Хочу отметить, что далеко не весь рынок ИТ и телекоммуникаций сократил поиск персонала. Часть крупных компаний, наоборот, „подбирает с улицы“ квалифицированных специалистов для усиления своего кадрового состава на будущее. Если смотреть с позиции кадрового агентства, то да, компании отзывают заказы из КА, но лишь для того, чтобы сократить бюджет на внешний рекрутинг, т. к. сейчас многие ИТ/телеком-профессионалы из непрофильных компаний (банки, страхование, строительство и т. п.) могут оказаться на улице. К тому же можно сэкономить по заработной плате, потому что кандидаты скорее всего станут не такими привередливыми.

По топ-менеджерам подбор приостанавливается, часто непрофильных топ-менеджеров и руководителей среднего звена сокращают, их заменяют профильными. Это оптимизация бизнеса, возможность „почистить ряды“. Профильные рядовые специалисты (системные администраторы, инженеры по телекоммуникационным сетям, менеджеры по продажам ПО или телекоммуникационного оборудования) нужны компаниям постоянно.

Ставки по зарплатам пока резко не изменились.

Еще раз повторюсь: компании во время кризиса будут делать акцент именно на профильных (на своих рынках) специалистах. Если раньше для поиска толковых инженеров без опыта работы компании обращались и в КА, то сейчас говорят открытым текстом, что „без опыта работы инженера мы сейчас найдем бесплатно“.

Еще можно отметить, что зарплаты наемных топ-менеджеров в ИТ/телеком-сфере будут явно снижаться.

Ужесточились требования по вакансиям. Увеличился требуемый стаж в данной должности. Скорее всего, сейчас будут играть большую роль требования к возрасту сотрудников (до кризиса — до 55 лет, сейчас скорее до 45 лет). Профессиональные нюансы стали существеннее (например, в одной компании — нашем заказчике специалист по продажам проектных решений в области телекоммуникаций должен теперь уметь не только продавать эти решения, но и самостоятельно проектировать систему). Возрастут требования к полному высшему образованию по данному профилю. Фриланс, популярный среди ИТ-работников, будет загнан в угол, т. к. за такие же деньги можно получить профессионального сотрудника на полный рабочий день.

Я пока не слышала ничего о влиянии кризиса на дополнительный социальный пакет. Все зависит от финансовой защищенности компании, она у данного рынка достаточно большая. Высокие технологии везде нужны, многие компании имеют хороший резерв на такие случаи. Ведь терять профессионалов со своего рынка все-таки не хочется. А чужих профессионалов из компаний, работающих на этом же рынке, весьма заманчиво привлечь и удержать, поэтому надо что-то и из соцпакета сохранить.

Я думаю, что больших сокращений на ИТ-рынке ждать не следует, сильно снижаться заработные платы и сокращаться социальный пакет тоже не будут. Набор персонала продолжится, но более тщательно. Произойдет фильтрация состава, замена персонала на более профессиональный, а не повальные сокращения. Возможно, в связи с выходом на открытый рынок достойных кандидатов из-за открывшихся возможностей самостоятельного поиска обращаться в КА станут реже».

Оксана Милаева, управляющий партнер компании «Ok Консалт»: «Порядка 20% проектов по поиску и подбору персонала, над которыми мы работали, приостановлены на неопределенный период времени по инициативе компаний-работодателей до разрешения кризисной ситуации. В основном это персонал среднего звена, административный сектор.

Говорить о том, что сейчас появились вакансии, пользующиеся особенным спросом, я не стала бы. Острая необходимость в талантливых разработчиках, внедренцах, тим-лидерах остается актуальной.

А вот по вакансиям топ-менеджеров кризис „ударил“ наиболее заметно. В первую очередь это связано с высокими ставками таких специалистов, а также с тем, что эффективность вновь нанятого руководителя может оказаться под вопросом в сегодняшней ситуации.

Формально требования к кандидатам не изменились, но мы все же отмечаем: наши клиенты стали относиться более взвешенно и внимательно к навыкам и опыту потенциальных сотрудников. Вероятность попасть на интервью в компанию при соответствии требованиям по конкретной вакантной должности на 99% практически отсутствует.

В общем, статистический подсчет, на мой взгляд, не даст полной картины происходящего на рынке труда. Наряду с предприятиями, полностью или частично остановившими процесс подбора новых сотрудников, есть и такие, которые запускают намеченные ранее проекты, смело осуществляют стартапы — для них собрать звездную команду сейчас будет намного быстрей и проще.

Прогноз ситуации дать сейчас сложно, все прояснится в начале 2009 г., когда будут утверждаться бюджеты на будущий год и решаться судьбы новых проектов».

Каролина Панферова, директор по развитию бизнеса компании Lyte Recruitment Services: «Мы продолжаем работать по тем позициям, которые получили ранее. Средние компании не снимали своих заказов, так как все полученные вакансии были заказаны под выполнение текущих проектов и обязательств. Планирование ИТ-вакансий у крупных клиентов долгосрочное, и в IV квартале мы получали от них заказы на будущий год. Сейчас крупные компании приостановили набор персонала и занимаются оптимизацией бюджетов и проектов, и только в начале нового года мы узнаем об их планах.

Ряд отраслевых компаний готовит ИТ-персонал к сокращению и к передаче части его функций на аутсорсинг. При этом некоторые наиболее оперативные компании это уже сделали, другие находятся в процессе оптимизации. Вот, например, крупный холдинг, который хотел набрать в штат более семи десятков ERP-специалистов, теперь заключил договор с софтверной компанией.

Пока рано говорить об изменениях ставок. Прошел только первый этап кризиса. Проводимые сокращения, как правило, либо затрагивали только административных сотрудников, либо компании свернули небольшие инвестиционные направления. Это уровень 10%-ного сокращения по принципу „давайте посмотрим, может, действительно обойдемся без этих людей“. Такие сокращения не влияют на изменение ставок. На новом, сегодняшнем этапе кризиса большие ФПГ начали сбрасывать убыточные активы, компании, которые не принесут прибыли в ближайшее время. Это уже более массовая история, которая в ближайшем времени повлияет на изменение зарплат.

Несмотря на то что компании уже сейчас хотят привлекать квалифицированный персонал на меньшую зарплату, многие кандидаты еще не понимают, что имеющаяся вакансия может быть последней, на которую его позовут в течение ближайшего полугодия, или более того, не желают умерить аппетиты. Люди пока не склонны снижать свои финансовые запросы или другие требования.

Если говорить об экономии затрат в компаниях, то первым под сокращение попал корпоративный Новый год. Многие либо отменили его совсем, либо умерили свои фантазии. Статью „обучение персонала“ многие также вычеркнули из бюджета практически первой. Много компаний, очевидно, откажется от выплаты годовых премий, в основном из-за того, что это влияет на увеличение выплаты персоналу при сокращении. Но есть очень правильные и интересные примеры из передовых компаний рынка. Да, они пересмотрели систему бонусов, но при этом, убрав какие-то, добавили новые — за действия, которые улучшают финансовый результат во время кризиса.

В 2009 г. рынок снова станет рынком компаний, а не кандидатов. Другими словами, компании будут диктовать свои условия, в том числе и по заработной плате. Значительные изменения могут произойти в зарплате младшего персонала. Пострадают ИТ-директора. В течение первого полугодия компании будут оптимизировать свои бюджеты и кадры, ограничиваясь лишь привлечением персонала на замену. Эта тенденция понятна уже сейчас, так как многие ИТ-компании сократили своих внутренних рекрутеров. В больших ИТ-фирмах отдел рекрутинга мог состоять из 4–8 человек, сейчас же оставили одного, максимум двух для решения текущих задач. Может быть востребован персонал под проектную, временную работу, так как многие компании перейдут к краткосрочному планированию и бюджетированию и станут действовать исходя из ситуации».

Говорят представители ИТ-компаний

Андрей Албитов, глава представительства ESET: «Кризис не оказал существенного влияния на кадровую политику нашей компании. Наоборот, мы увеличили объем компенсационных выплат почти всем сотрудникам, защитив их от возможных последствий кризиса. Естественно, сохранены все социальные выплаты и бонусы, оплачивается мобильная связь, обучение английскому языку за счет компании и пр.

Мы не отменили планы найма новых сотрудников. В среднем берем одного человека в неделю. Продолжаем искать людей в Казахстане и в регионах России для региональных представительств.

Требования к кандидатам не изменились. В каком-то смысле кризис благоприятно сказывается на рынке труда — сейчас у стабильных компаний появилась возможность привлечь высококвалифицированных специалистов за меньшие деньги. Очевидно, что такие компании получат преимущество перед теми, кто увольняет сотрудников. Сформированная команда профессионалов, пережив кризис, двинется к новым вершинам. В то время как остальным компаниям понадобится время и дополнительные средства, чтобы вновь укомплектовать штат.

Сокращение штата мы не планируем в принципе. Если кого-то увольняем, то только по результатам его работы. Мы привыкли действовать в жестких условиях — компания выходила на высококонкурентный рынок без денег и финансовых вливаний. Важно, насколько уверенно чувствуют себя сотрудники, доверяют ли они компании. Последнее, на чем мы будем экономить, это наши люди.

Конечно, сотрудники должны знать, что нововведения — это не прихоть генерального директора, менеджера по кадрам или службы охраны. Если человек понимает причину, логику принятия решения, он по-другому смотрит на события, поэтому „разъяснительная работа“ ведется непрерывно.

Информационные письма всем сотрудникам от лица генерального директора, антикризисные вечеринки с пивом, пиццей и гитарой. Главное — сплотить людей, показать, что кризис не вечен, и мы сможем преодолеть временные трудности. Это помогает...»

Наталья Верещетина, руководитель отдела персонала компании ПИРИТ: «В последние годы наша компания развивалась очень интенсивно. В связи с этим было запланировано большое количество проектов по развитию и подбору персонала на конец 2008 г. и 2009 г. Естественно, несмотря на кризис, кадры были и остаются „нашим всем“. Единственное, что пришлось пересмотреть, это расходы на социальный пакет и различные дополнительные льготы, а также бюджет на проведение корпоративных мероприятий, обучение и подбор персонала.

Сокращение численности персонала мы не планируем.

На сегодняшний день приостановлены проекты по подбору сотрудников в новые направления бизнеса и запланированные проекты. Условия мотивации труда сотрудников не пересматривались, но, безусловно, для некоторых категорий персонала (сейлз-менеджеров, продакт-менеджеров) совокупный доход несколько уменьшился из-за падения потребительского спроса на компьютерную технику.

В связи с кризисом на открытом рынке труда стало больше кандидатов и соответственно у нас появилась возможность предъявлять к ним более высокие требования.

Сложная экономическая ситуация в стране, безусловно, порождает у сотрудников опасения и неуверенность в завтрашнем дне. Руководство нашей компании приняло решение систематически информировать сотрудников о состоянии дел в компании и тех мерах, которые принимаются для нейтрализации влияния экономического кризиса».

Ольга Ким, руководитель кадровой службы Tenfold Group: «Планируется сокращение персонала, на первом этапе это 5–10% общего количества. В основном сотрудники бэк-офиса, в коммерческих подразделениях будут сокращены только те, кто не сможет работать в условиях более высоких требований, увеличения нагрузки. Планируется ряд мероприятий по оценке работы руководителей подразделений.

Урезания заработных плат не произойдет ввиду демотивирующей природы последствий самого процесса. Мы считаем, что лучше платить больше меньшему числу сотрудников, самоотверженно работающих в сложный для компании период.

В результате сокращения штата мы снизим издержки по ФОТ, будут значительно сокращены затраты на хозяйственные и канцелярские товары, также мы вынуждены отказаться от корпоративного автобуса.

Подбор новых сотрудников временно приостановлен, за исключением следующих позиций: программист, менеджер по продажам и продавец-консультант. К ним мы будем предъявлять более высокие требования: активность, амбициозность, гибкое реагирование на изменяющиеся условия, готовность работать на все 120% и получать хорошую зарплату за самоотверженный труд.

На сегодняшний день многие бизнес-процессы, в которых были задействованы люди, автоматизируются. За счет автоматизации мы сократим дополнительное количество сотрудников и повысим эффективность труда оставшихся. Некоторые будут переведены на режим удаленного доступа и смогут работать из дома. Таким образом мы сможем сократить издержки на аренду офиса. Сотрудникам творческих профессий предложим вариант перехода на проектные работы по мере необходимости, а также поиска для себя фриланс-услуг.

В нашей компании принят демократический стиль управления, у нас открытые и честные отношения. Каждый сотрудник не только имеет право знать, что будет происходить в компании, он чувствует стабильность и защищен даже в тяжелые времена. Естественно, в данный момент появилась тенденция к более жесткому, консервативному управлению — закономерность в условиях кризиса! Ужесточены правила внутреннего распорядка, усилен контроль за трудовой дисциплиной, началась борьба с курильщиками, которые тратят рабочее время в курилках, сокращено количество „веселых“ пятниц.

Мы готовы дополнительно поощрять идеи, внедрение которых даст коммерческий эффект или экономию средств, это позволяет сотрудникам в еще большей степени почувствовать себя частью единого целого и помочь своей компании в трудные минуты».

Юрий Колесов, глава представительства Avocent в странах СНГ: «Позиции не сокращены, но увеличиваться штат не будет. Какие-то другие попытки экономии на персонале пока не предпринимались.

У нас сейчас нет новых вакансий, но есть замещение одного из выбывших сотрудников. Думаю, что требования к потенциальным кандидатам будут немного выше, поскольку мы ожидаем большего числа свободных людей на рынке ИТ, можно выбрать лучшего».

Юлия Курбасова, руководитель HR-службы, EuroBusiness: «Сокращений и изменений в заработной плате пока не было, как и изменений в различного рода дополнительных видах поддержки сотрудников. Тем не менее антикризисные мероприятия предусмотрены.

Спрос на персонал у нас всегда был ровным. Происходит это из-за того, что ротация кадров достаточно низкая и наем новых сотрудников имеет „точечный“ характер, в отличие от организаций, чья деятельность связана с проектами, под которые массово набирается персонал, порой с запасом. Мы ожидаем, что на рынке труда произойдут определенные изменения, например возможна коррекция зарплатных ожиданий кандидатов и предложений со стороны работодателей. Изменится и количественное соотношение вакансий и соискателей. Скорее всего, у работодателя появится чуть больше выбора.

Не исключаю, что у нас приостановится наем сотрудников во вспомогательные подразделения, на время будет «заморожено» плановое повышение зарплат определенным категориям работников, будут реализованы мероприятия по снижению издержек там, где это не повлияет на конкурентоспособность компании».

Владимир Пилипчук, заместитель генерального директора компании АСВТ: «Система и размеры заработной платы работников сохранены на достигнутом уровне, социальные льготы и материальные выплаты не изменились. Численность персонала не сократилась, вакансии по требуемым категориям размещены на нашем сайте и в Интернете, и компания готова приглашать на работу соответствующих специалистов».

Алексей Романовский, руководитель департамента персонала компании ABBYY: «Мы международная компания, имеющая несколько региональных офисов в разных частях света, и поэтому наши позиции в нестабильной ситуации лучше защищены. Зарплаты и большой соцпакет никак не уменьшились, месяц назад провели ощутимую индексацию зарплат с учетом высокой инфляции.

Продолжаем набирать персонал в прежнем режиме, количество вакансий не сократилось, в сентябре-октябре даже увеличилось. Никаких сокращений не планируем. Напротив, открываем дополнительный офис разработки в Санкт-Петербурге. Требования к кандидатам у нас традиционно высокие, и кризисы не смогут на это повлиять.

Коллектив, конечно, задает вопросы, тема волнует всех. Мы находим вполне весомые аргументы, чтобы вселить в людей уверенность. Наша компания уже благополучно пережила кризис 1998-го. Сейчас у нас гораздо больший запас прочности. Ведь за прошедшее время мы диверсифицировали свой бизнес по всему миру.

В нашем соцпакете предусмотрены компенсации на аренду жилья, льготное кредитование персонала, а также медицинское страхование. Это неплохая поддержка в благополучные времена, а тем более в условиях кризиса».

Ранджит Саркар, глава российского представительства TRENDnet Russia and CIS: «Кризис не повлиял на кадровую политику нашей компании и в целом не должен влиять, поскольку мы являемся представительством иностранного производителя с небольшим штатом сотрудников. Сокращений не было и пока они не планируются. Зарплаты у сотрудников также не изменились.

В настоящее время мы нанимаем квалифицированных сотрудников для развития бизнеса. Мы всегда внимательно относились к персоналу и подбору кадров, а в условиях финансового кризиса особое внимание уделяем поиску специалистов, способных увеличить продажи. Сейчас опытных специалистов найти легче.

Мы не не планируем какие-либо меры, которые могут негативно повлиять на отношения с сотрудниками или ухудшить их положение».

Вячеслав Скобелев, заместитель генерального директора ETegro Technologies: «Несомненно, будут сокращения персонала. Но тут важно не „перегнуть палку“ и не „пустить под нож“ квалифицированные кадры, которых в последнее время и так на рынке не хватает. Видимо, эти сокращения коснутся вспомогательного и обслуживающего персонала, который не принимает активного участия в бизнес-процессах компании.

Вопрос изменения зарплаты персонала также будет рассматриваться в ближайшие дни после тщательного анализа отчетов за последние полгода.

В текущих условиях мы планируем изменить вектор поиска персонала, делая ставку на профессионалов в области предоставления услуг в проектном и корпоративном ИТ-секторе. Это касается таких направлений, как интеграция оборудования ЕТегро в уже имеющуюся у заказчика корпоративную сеть, инсталляция ПО, настройка и пусконаладка сложного оборудования. Минимальное время, необходимое для выполнения подобных работ, составляет не менее 5–8 рабочих дней. Естественно, их могут выполнить только высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт.

Законы экономики одинаковы как для стран Евросоюза, так и для России. Пока никаких „новых“ мер для того, чтобы противостоять мировому финансовому кризису, отдельно для нашей компании не придумано. Посему нам придется идти по тому же пути, что и остальным компаниям. А именно — сокращение персонала, уменьшение издержек на непроизводственные расходы, уменьшение складских запасов, снижение закупок. Надеюсь, радикально снижать зарплаты нам не придется (стучит по дереву)».

Татьяна Соловьева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского»: «В ближайшей перспективе мы не только не планируем сокращение персонала, но и по-прежнему сохраняем высокие темпы его роста. Политика компании относительно заработных плат осталась без изменений, сотрудники продолжают пользоваться всеми социальными льготами, мы также не планируем уменьшать социальный пакет.

На текущий момент у нас открыто 250 вакансий. Требования нашей компании всегда были достаточно высокими. В связи с кризисом политика набора персонала не изменилась

Компания пережила кризис 1998 г. без потерь. Любой кризис — это отличная возможность, и данный — не исключение.

Очевидно, что наши сотрудники задают вопросы о будущем — своем и компании. Чтобы избежать напрасных волнений, кривотолков и домыслов, руководство ЛК регулярно информирует сотрудников о результатах деятельности компании и планах на будущее».

Руслан Хафизуллин, директор компании «Айдеко Софтвер»: «Для сотрудников никаких видимых изменений нет, урезать материальную и нематериальную мотивацию не планируем. Сейчас нет причин для паники.

В поиске новых сотрудников пришлось занять выжидательную позицию. За первые три квартала 2008 г. наш штат увеличился почти в два раза, теперь темпы роста сократились. Количество вакансий уменьшили на 70%, однако искать новый персонал не перестаем. С февраля 2009 г. вернем вакансии на рынок труда в полном объеме.

Представим себе гипотетический мгновенный кризис или обвал экономики. Экстренные меры будут предприняты в двух направлениях: 1) сокращение вспомогательных позиций; 2) сокращение направлений, которые можно без труда восполнить в будущем. Стратегически важными являются направления „развитие продукта“ и „продажи“, поэтому их изменения не коснутся. Сокращения возможны только в самой критической ситуации, при внезапном обвале.

Непопулярные действия в отношении сотрудников — это крайняя мера, применять которую не хотелось бы. Никакой разъяснительной работы не ведется. Однако кризис пошел на пользу ситуации в компании. Сейчас сотрудники сами понимают, что в случае возникновения серьезных проблем в штате останутся только наиболее эффективные сотрудники, поэтому больше внимания уделяют работе, качеству и скорости выполнения заданий. Кризис учит нас выживать в команде».

Артем Хазов, директор по продажам Aflex software: «Наша компания относительно невелика и не столь подвержена влиянию кризиса, как гиганты отрасли. Наши сотрудники, как и прежде, получают компенсационные пакеты в полном объеме, причем благодаря росту продаж бонусная часть доходов специалистов по работе с партнерами и клиентами даже увеличилась.

Не возникло необходимости и в применении „непопулярных“ мер в отношении сотрудников. Но даже в случае ухудшения ситуации, уверен, нам удалось бы пережить кризис с минимальными потерями. Ведь все мы люди, способные разговаривать и договариваться, поэтому, думаю, большинство коллег смогли бы с пониманием отнестись к временным негативным мерам. Но в целом мы стремимся сохранить традиционно высокий уровень совокупного дохода наших сотрудников, поскольку уверенность в собственной финансовой стабильности позволяет им сконцентрироваться на решении повседневных рабочих задач».

Александр Чачава, президент LETA IT-company: «Бизнес нашей компании растет, и мы активно набираем сотрудников, причем в последнее время делать это нам стало проще: на рынке появилось достаточное количество высококлассных специалистов. Зарплаты наших сотрудников, размер их премий и социального пакета не уменьшились, поскольку финансовые результаты остаются стабильно высокими.

Так называемый кризис встряхнул и мобилизовал специалистов как в ИТ-компаниях, так и на стороне клиента. Люди стремятся показывать высокие результаты, усилившаяся конкуренция ведет к росту профессионализма, растут и требования к соискателям.

Коллектив LETA — это основной актив компании, особенные люди, тщательно отобранные и объединенные общей целью. Поэтому в случае ухудшения ситуации какие-то меры по отношению к персоналу могут быть приняты только в последнюю очередь.

Руководство компании старается воспользоваться последствиями кризиса, чтобы привлечь как можно больше высококлассных специалистов, увеличить долю рынка и создать все условия для дальнейшего роста прибылей, что, безусловно, отразится и на сотрудниках. Я думаю, такое поведение топ-менеджеров серьезно воодушевляет сотрудников, укрепляет их уверенность в перспективности своей компании в не меньшей степени, чем стабильная, высокооплачиваемая и интересная работа».