Результаты исследования американского издания CRN побудили редакцию CRN/RE обратиться к экспертам, чтобы выяснить, как обстоят дела на отечественном рынке.

В нашем опросе приняли участие:

  • Сергей Голубицкий, ИТ-директор, агентство распространения печати и информации «Сибирь», Новосибирск;
  • Виктор Горбунов, начальник департамента ИТ, фармдистрибьютор «Протек», Москва;
  • Игорь Киселев, ИТ-директор, СК «Цюрих. Розничное страхование», Москва;
  • Вячеслав Лаптев, директор департамента ИТ «СКБ-банк», Екатеринбург;
  • Эдуард Плоткин, ИТ-директор, Невское ПКБ (проектно-конструкторское бюро, военное судостроение), Санкт-Петербург;
  • Валерий Старчак, металлургический завод «ВИЗ-сталь», Екатеринбург.

О статистической достоверности такого опроса речь не идет, но тем не менее полученные результаты дают любопытную «информацию к размышлению». Опрошенным было предложено указать известность упомянутых в исследовании вендоров по простой шкале: использую, знаю, не знаю — и дать свои комментарии о востребованности отдельных технологий.

Автоматизация ЦОДов

5 главных игроков: BMC, CA, HP, IBM, mValent.

mValent — явный аутсайдер в этом списке, о ней почти никто и не слышал, не говоря уж об использовании продуктов. CA на российском рынке присутствует давно, но место, которое она на нем занимает, никогда и в сравнение не шло с лидирующими позициями вендора в США. Настоящий опрос вновь это подтвердил: все знают, но никто не использует.

Эдуард Плоткин: «У нас в НПКБ есть только серверная — она на ЦОД не тянет. Поэтому для нас эта технология не сулит выгод. Мощные ЦОДы Yandex и подобных фирм просто невозможно представить без автоматизации, однако для подавляющего числа организаций это неинтересно».

Управление документами

5 главных игроков: eCopy, HP, Laserfiche, Oki Data Americas, Xerox.

Laserfiche практически никому не известна, о eCopy знают многие, но никто не использует ее технологии.

Эдуард Плоткин: «Если организация занимается (как наша) разработкой документации или имеется в виду крупная торговая фирма, то у нее, во-первых, какая-то система уже наверняка есть, и, во-вторых, системы указанного класса таким компаниям ничего не дадут. Если организация маленькая или речь идет об индивидуальном предпринимателе, то для них такие системы подойдут, но какой там денежный эффект? Мне кажется, эти системы — просто бонусы для индивидуалов».

Казалось бы, ну сколько уже лет маркетинг систем электронного документооборота, управления жизненным циклом документов и, шире, — информации — бросается в глаза, об этом идет речь на каждой тематической конференции и выставке. Ан нет — до сих пор технология воспринимается как «бонус для индивидуалов». Значит, есть еще простор для агитации. При этом надо иметь в виду, что в «Невском ПКБ» реализованы очень эффективные процессы разработки документации, в том числе конструкторской, хранения, учета, обмена ею с контрагентами, но сделано это преимущественно своими руками, на самописном софте, с применением CAD/CAM-пакетов, разумеется.

Услуги по управлению ИТ

5 главных игроков: Kaseya, Level Platforms, N-able, Nimsoft, Zenith Infotech.

Здесь картина примечательная: лишь о Zenith Infotech что-то слышали. Остальные производители — вне поля зрения экспертов. Не удалось обнаружить случаев использования продуктов хотя бы кого-то из упомянутых в списке вендоров.

Эдуард Плоткин: «Мне кажется, это всегда было в виде приходящих сисадминов в маленьких фирмах. Они и сейчас обойдутся недорого (на полставки), а средние и большие фирмы просто не пустят к себе». Возрастающее число проектов, связанных с аутсорсингом поддержки ИТ-инфраструктуры, показывает, что ситуация небезнадежна, но в этой сфере события развиваются действительно много медленней, чем хотелось бы подрядчикам. Наиболее удачными выглядят пока проекты локальные, а не комплексные, связанные, например, не с «управлением всеми ИТ», а с консультациями по развитию и оптимизации сетей».

Open source ПО

5 главных игроков: Digium, MySQL, Novell, Red Hat, SugarCRM.

О вендорах этого списка нашим экспертам известно намного больше. Даже Digium, «первый с конца», используется в одной из опрошенных компаний.

Сергей Голубицкий: «Не соглашусь, что свободно распространяемым ПО заинтересовались только в последнее время и то в связи с расходами на лицензии. Open source был интересен всегда. Помню, что знакомиться с UNIX/Linux-системами я начал в 1998 г., и начиная с этого времени активно их использовал в тех компаниях, где работал. Например, тот же самый FREeBSD/MySQL до сих пор исправно служит нам, и нареканий к этим системам у нас не было и нет. Подобные системы отлажены таким большим сообществом любителей и профессионалов, что, на мой взгляд, они зачастую намного надежней коммерческих программных продуктов».

Эдуард Плоткин: «Сейчас появляются замены ACAD (систем цифрового проектирования) и Office. Это очень важно, и мы пытаемся оценить стоимость перехода».

Пожалуй, ПО с открытым кодом в этом году, как никогда ранее, вызывает интерес именно как корпоративный софт, чья функциональность далека от традиционной сферы системного ПО и администрирования. Некоторые крупные интеграторы позиционируют свои услуги, связанные с open source, как антикризисное предложение своим клиентам.

Управление питанием

5 главных игроков: APC, Belkin, Eaton, Liebert, Tripp Lite.

Явный лидер — APC. Ее продукцию используют все опрошенные. Другие игроки гораздо менее известны нашим экспертам.

Эдуард Плоткин: «Это направление для бизнеса второстепенное: частными решениями много не сэкономишь, а делать систему на все здание очень дорого».

Но не все настроены столь пессимистично.

Сергей Голубицкий: «Продукты компании APC мы использовали очень давно, начиная с обычных блоков питания для рабочих станций. Когда мы переезжали на новые офисные площади, и меня уверяли, что там великолепное электричество, мы вначале не закладывали интеллектуальные системы по поддержке электропитания в наших серверных. Но когда серверы стали вести себя «странно», все-таки пришлось приобрести соответствующее оборудование, которое показало, что проблемы в банальных перепадах напряжения в определенное время и именно в них причина непонятных на первый взгляд сбоев».

Виртуализация серверов

5 главных игроков: Citrix, Microsoft, Parallels, Sun Microsystems, VMware.

Безусловные лидеры — Citrix и VMware. Примечательно, что российская Parallels, добившаяся заметного успеха в своей нише на мировом рынке, экспертам почти неизвестна, не говоря уж об использовании. Издержки ребрендинга?

Эдуард Плоткин: «Дает небольшую экономию для фирм нашего размера (в КБ работает около пятисот человек, практически все заняты выпуском проектной документации. — Прим. ред.), но в масштабах такой организации, как наша, где ИТ не основной бизнес, а инструмент, эффективность по деньгам крайне мала. Мне удобнее работать с меньшим количеством серверов, но фирма этого не чувствует».

Сергей Голубицкий: «На мой взгляд, виртуализация серверов активно используется на предприятиях малого и среднего бизнеса только в последние два года, несмотря на то, что эти продукты стали доступны относительно давно. Виртуализация помогает уменьшить количество оборудования/серверов в серверных. Это сокращает потребление электричества, что, в свою очередь, влечет за собой уменьшение расходов на кондиционирование и т. д.».

До сих пор стоп-фактором для распространения виртуализации была цена решений. Сейчас стали появляться примеры виртуализационных проектов, в которых ясна высокая отдача. Так, в компании «ВТБ Страхование» проект по виртуализации серверного парка в течение полугода окупился более чем на 200% (материалы конференции «ИТ в страховом бизнесе», AHConfeREnces, Москва, март 2009 г.).

ПО как услуга (SaaS)

5 главных игроков: Adobe, Microsoft, NetSuite, Oracle, Salesforce.com.

О Salesforce.com по-прежнему многим ничего не известно.

Эдуард Плоткин: «Фактически, с экономической точки зрения, это как аренда лицензий. Для фирм со стабильной загрузкой и стабильным направлением работы это, похоже, ничего не дает. Особенно у нас, где ввиду секретности вопрос ограничения доступа к данным и запрет выхода в Интернет с рабочего места — однозначное требование организации работ. Вопрос, мне кажется, еще не созрел».

В данном случае с Эдуардом Плоткиным трудно не согласиться: примеров удачных или хотя бы каких-то проектов такого класса пока не известно, за редчайшим исключением, и те весьма скромных масштабов. Однако на фоне резкого падения спроса на лицензии весь канал распространения ПО вынужден искать новые формы работы. Крупные дистрибьюторы софта, в том числе MONT, вполне серьезно и планомерно уже продвигают идеи SaaS и встречают живой интерес реселлеров.

«Тонкие» клиенты

5 главных игроков: Citrix, IBM, NComputing, Symantec, VMware.

Citrix используется у большинства экспертов, VMware — меньше, но, во всяком случае, все вендоры пользуются известностью.

Эдуард Плоткин: «Это много лет пытаются внедрить, но падение цен на ПК и даже системы клиент-сервер, а затем и Web-технологии, по-моему, сделали указанные технологии нишевыми. Мне кажется, этот поезд уже уехал».

Поезд, может быть, и давно приехал, но вряд ли он уже ушел, судя по другим высказываниям.

Сергей Голубицкий: «Несомненный лидер в «тонких» клиентах, конечно, компания Citrix. Я помню, в 90-х годах появился первый Citrix-клиент. Работая тогда системным администратором в банке, я со своими коллегами достаточно быстро понял прелести данного программного продукта, т. к. в банке было много дополнительных офисов, которые соединялись с центральным очень медленными каналами связи. Где-то связь была построена на тогда очень продвинутом ISDN’е, а где-то — по коммутируемым телефонным линиям. Citrix с тех пор сильно продвинулась, модернизируя и улучшая свои программные продукты».

Унифицированные коммуникации (UC)

5 главных игроков: Avaya, Cisco Systems, Microsoft, Nortel, ShoRETel.

Cisco Systems упоминается чаще всего как производитель применяемого оборудования. ShoRETel — почти неизвестный аутсайдер.

Видеоконференции

5 главных игроков: Cisco, Lifesize, Microsoft, Polycom, Tandberg.

О решениях Lifesize в этой области мало кому известно.

Две последние из упомянутых технологий воспринимаются опрошенными как «очень перспективные», без скепсиса, но и без примеров использования.

В заключение хочется привести два общих комментария, рисующих реальную ситуацию «крупными и яркими мазками». «Что касается используемых в компании решений и моего личного мнения, то реальную пользу приносят виртуализация серверов VMware, «тонкие» клиенты Citrix, унифицированные коммуникации (UC) Cisco Systems и Microsoft, видеоконференции Microsoft», — считает Виктор Горбунов. Коротко и ясно.

Вячеслав Лаптев, анализируя результаты исследования, дает такую оценку: «Представленные решения предназначены для упорядочения ИТ-инфраструктуры (за исключением open source ПО). К сожалению, насколько я могу судить, большинство российских предприятий в настоящий момент не готово к подобной модернизации. Это связано в первую очередь с общим развитием ИТ. Элементы предлагаемых технологий уже используются, но хороший эффект может дать только полное внедрение какой-либо из них. Нельзя не отметить, что внедрение данных технологий требует значительных инвестиций, которые могут окупиться только при условии масштабного использования ИТ в достаточно крупной фирме. В связи с этим, на мой взгляд, в условиях кризиса не следует ожидать больших подвижек в данной области.

Хотя мне, как ИТ-руководителю в достаточно консервативной по отношению к нововведениям организации (каковой является любой банк), очень бы хочется, чтобы истории успеха данных технологий в России появлялись бы как можно быстрее».

Виктор Горбунов высказал весьма нетривиальный тезис: «Сама по себе технология не снижает затраты. Огромное значение имеют сейчас организационное управление в ИТ и кадровая политика. Кроме того, ИТ-расходы в бюджетах большинства компаний не оказывают сколько-нибудь значимого влияния на общие показатели. Поэтому в условиях кризиса нужно искать и предлагать бизнесу решения не по экономии, а по доходу».

Возможно, именно этот подход, будучи осознан и применен на практике подрядчиками, мог бы принести и в «мирные» времена солидные прибыли. Но для этого надо в деталях знать бизнес своих заказчиков. Без этого — никуда. А технологии приложатся.