Более двух лет назад концерн Schneider Electric приобрел корпорацию АРС. О развитии бизнеса после интеграции АРС в состав концерна, о ситуации на российском рынке, о новой программе OneSchneider и о планах по развитию направления ЦОДов в интервью обозревателю CRN/RE Сергею Зарубину рассказали Даниель Доимо, президент АРС by Schneider Electric в регионе EMEA-LAN, и Илья Звонов, генеральный менеджер компании в России и странах СНГ.

CRN/RE: Как развивается бизнес АРС после интеграции компании в концерн Schneider Electric? Какую долю занимает это направление в общем обороте концерна, каковы основные итоги работы в 2008 г.?

Даниель Доимо: По предварительным данным, объявленным Schneider Electric 19 февраля 2009 г., объем бизнеса подразделения Critical Power and Cooling Services, куда входила компания АРС, составил 2,7 млрд. евро, общий оборот концерна — 18,3 млрд. евро.

После объединения АРС с подразделением трехфазных устройств MGE и интеграции компании в Schneider Electric мы можем предложить заказчикам более широкий спектр решений, и это, несомненно, еще больше укрепляет наше лидирующее положение на рынке.

CRN/RE: Как отразился кризис на бизнесе АРС by Schneider Electric?

Д. Д.: Мировая экономика впервые переживает глобальный кризис такого масштаба. Конечно, непростые ситуации возникали и раньше, но они носили локальный характер. Так, в 1998 г. кризис в основном затронул лишь развивающиеся экономики, а лопнувший в 2001 г. «пузырь» компаний dot com отразился на ограниченном сегменте рынка. Нынешний кризис охватывает абсолютно все страны и все рынки. Естественно, он затронул и АРС by Schneider Electric. Вместе с тем важно отметить, что именно у лидеров рынка, а не у «догоняющих» компаний есть гораздо больше возможностей не просто выжить в этом кризисе, но и усилить свои позиции. Мы можем помочь нашим клиентам сэкономить и пережить кризис без большого ущерба. Наши решения, направленные на повышение эффективности использования электроэнергии, позволяют заказчикам снизить общую стоимость владения инфраструктурой. Экономить и рационально вести хозяйство важно и в хорошие времена, а уж в кризисные — тем более. Кроме того, для нас это также дополнительная возможность дифференцировать свои предложения.

CRN/RE: Как развивается бизнес АРС by Schneider Electric на российском рынке, повлиял ли на него кризис?

Илья Звонов: В 2008 г. мы увеличили объем бизнеса, выросла и доля рынка APC by Schneider Electric. Основной рост был продемонстрирован в категории «тяжелых» решений, а в сегменте массовых устройств (младшие модели однофазных источников и сетевые фильтры) наши показатели лишь незначительно превысили результаты 2007 г. Тем не менее, увеличив свою долю в корпоративном сегменте, мы сохранили лидерские позиции и на рынке массовых ИБП, который, по оценке аналитиков, в 2008 г. наиболее существенно пострадал от кризиса.

CRN/RE: На конференции для российских партнеров АРС была анонсирована программа OneSchneider. В ней, в частности, идет речь о создании в составе концерна нового подразделения — IT Business Schneider Electric...

Д. Д.: Концерн разделил свой бизнес по четырем основным направлениям. В ИТ-подразделение вошла компания АРС, объединенная с трехфазным бизнесом MGE. Раньше оно называлось Critical Power and Cooling Services, новое название уточняет наше положение в составе Schneider Electric. Но это не просто смена имени, это следующая ступень интеграции. Мы получаем доступ ко всему портфелю решений Schneider Electric.

Одно из важных направлений работы нового ИТ-подразделения — реализация комплексных проектов по созданию инфраструктуры центров обработки данных. Для этого формируется инновационная группа Schneider Electric Datacenter Solution Team, которая будет предлагать заказчикам не только решения АРС и MGE, но и технологии, продвигаемые другими подразделениями концерна. К примеру, мы можем разместить на крыше здания, в котором находится центр обработки данных, солнечные батареи, установить системы контроля, безопасности, видеонаблюдения и т. п. Наши специалисты начинают работать в тесном контакте и взаимодействии с заказчиком уже на стадии проектирования ЦОДа.

CRN/RE: Вы будете предлагать заказчикам услуги по созданию инфраструктуры ЦОДов напрямую, без участия партнеров?

Д. Д.: Партнеры — это самое ценное, что у нас есть, и мы, безусловно, будем защищать их интересы. Когда мы говорим, что работаем непосредственно с заказчиками, это не означает, что мы напрямую продаем им оборудование. Мы действуем по классической двухуровневой схеме дистрибуции, и в любом случае в этой цепочке присутствует партнер. Эта модель меняться не будет.

CRN/RE: Как строятся взаимоотношения между московским представительством АРС by Schneider Electric и ЗАО «Шнeйдер Электрик», дочерней компанией концерна? Не планируется ли в рамках программы OneSchneider провести объединение офисов?

Д. Д.: Вопрос не в том, будут ли объединяться наши офисы, — это внутренние процессы. Нам же гораздо важнее то, чтобы нас извне воспринимали как единую компанию. И предпосылки для этого есть — в Москве уже сформирована объединенная команда Schneider Electric Datacenter Solution Team, которая предлагает заказчикам комплексный подход к созданию инфраструктуры центров обработки данных.

И. З.: В данный момент мы фактически относимся к различным подразделениям Schneider Electric. Теоретически в перспективе может остаться одно юридическое лицо, представляющее интересы концерна в России. У него может быть несколько независимых подразделений, решающих собственные задачи. Это по идее позволит существенно сократить затраты на бэк-офис. Но пока, как минимум в течение ближайших двух лет, мы будем работать параллельно, однако при этом уже сегодня мы активно занимаемся совместным развитием бизнеса. Объединенная команда, предлагающая комплексные решения по созданию инфраструктуры центров обработки данных на базе технологий АРС и Schneider Electric, пока будет работать в «виртуальном хозрасчетном режиме».

CRN/RE: Внес ли кризис коррективы в стратегию развития бизнеса АРС by Schneider Electric в России?

И. З.: Много лет подряд мы работали в условиях, когда рынок рос бурно и экстенсивно. Мы доказали, что умеем развиваться в условиях растущего рынка лучше конкурентов.

Стоит заметить, что к кризису мы подошли в очень хорошей форме, не ввязываясь в сложные и рискованные инвестиционные проекты. Сейчас приходится работать в условиях легкой рыночной стагнации, и мы задумываемся над тем, как оптимально настроить модель ведения бизнеса, наиболее адекватно соответствующую сложившейся ситуации.

Все возможные изменения в нашей деятельности будут носить эволюционный характер, мы не предпринимали никаких резких движений и не собираемся делать этого в дальнейшем.

Возможно, мы несколько переосмыслим концепцию регионального развития, политику поддержки партнеров на местах. Исторически эта поддержка была централизована, ею занимались наши московские специалисты. Сейчас, наверное, акцент будет перенесен непосредственно в регионы, там могут начать работать наши сотрудники, хорошо знакомые с местной спецификой.

Как уже говорилось, мы проводим реструктуризацию бизнеса, связанного с корпоративным сегментом. Он будет поделен на два направления. Крупными комплексными проектами по созданию инфраструктуры ЦОДов будет заниматься новая объединенная команда Schneider Electric Datacenter Solution Team.

Кроме того, в тесной связке с партнерами мы продолжим развивать направление, связанное с поставками систем бесперебойного питания корпоративным клиентам, — речь идет о проектах, не требующих значительных усилий по интеграции, инжинирингу.

CRN/RE: Произошли ли какие-то изменения в партнерской политике, связанные с интеграцией АРС в концерн Schneider Electric?

И. З.: Мы стараемся заинтересовать наших партнеров продвижением технологий Schneider Electric. Не только в рамках новой концепции поставки комплексных решений для ЦОДов, но и в плане возможной работы с другими продуктами концерна. Ведь многие наши дилеры занимаются в том числе и построением электротехнической инфраструктуры для заказчиков. На нашей конференции выступил генеральный директор ЗАО «Шнейдер Электрик» Константин Комиссаров, и многие партнеры проявили интерес к его предложениям. Опять же, стоит подчеркнуть, что никаких резких сдвигов для классического канала АРС не произойдет, мы просто хотим предложить партнерам какие-то дополнительные перспективы для развития бизнеса. Конечно, мы пытаемся заинтересовать решениями АРС и традиционный канал Schneider Electric, найти для себя новые сегменты рынка. Это в основном электротехнические компании, инжиниринговые фирмы, которые ближе к строительству, созданию инфраструктуры зданий.