Российский рынок ПК во II квартале

IDC подвела итоги исследования российского рынка персональных компьютеров за второй квартал 2009 года. По данным IDC Quarterly PC Tracker, в Россию за этот период было поставлено около 1,35 млн. ПК (настольных, портативных и серверов стандартной архитектуры Intel). Это на 40,5% меньше, чем за II квартал прошлого года. В тройке лидеров российского рынка ПК во II квартале 2009 г. те же компании, что и год назад: Acer, ASUS и HP. Их ближайшие конкуренты — российская DEPO Computers и Samsung — занимают четвертое и пятое места соответственно.

Сегмент настольных персональных компьютеров сократился на 38,0%, до 709 тыс. штук. Acer впервые заняла лидирующую позицию в этом сегменте, хотя в прошлом году эта компания даже не вошла в пятерку лидеров. Вторую строчку, как и год назад, заняла DEPO Computers, на третье место с пятого переместилась Kraftway. Четвертой стала еще одна интернациональная компания — НР. Замкнула пятерку лидеров K-Systems. Интернациональные компании продолжают увеличивать долю рынка — во II квартале 2009 г. их доля составила 15,5%, превысив аналогичные показатели предыдущего года.

Сектор серверов стандартной архитектуры Intel сократился во II квартале 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 65,1%, а число поставленных серверов достигло 15 333 штук. В денежном выражении рынок стал меньше на 62,5% и достиг 67,84 млн. долл. В пятерку ведущих поставщиков по итогам квартала вошли (в порядке убывания объемов) HP, IBM, DEPO Computers, Kraftway и Aquarius. Доля международных компаний увеличилась по сравнению с 2008 г. на 4,3% и составила 67,1%. Бессменный лидер этого рынка — HP — увеличил свою долю до 46,0%.

Поставки ноутбуков снизились на 42,3% по сравнению со II кварталом 2008 г. Ведущие позиции в данном сегменте рынка ПК заняли Acer, ASUS, HP, Samsung и Toshiba. IDC отмечает повышение спроса на более дешевые устройства. В частности, доля мини-ноутбуков возросла до 17% по сравнению с 6,2% во II квартале прошлого года.

«Фактор сезонности в этом году уже не имеет такого сильного влияния, как раньше: экономический кризис внес свои коррективы, — отмечает ведущий анатилик по рынку персональных компьютеров IDC Россия и СНГ Зарина Камытбаева. — Тем не менее у нас есть основания полагать, что III квартал, так же как и в предыдущие годы, будет более благоприятным для российского рынка ПК. К концу II квартала освободились склады, которые были забиты товаром еще с конца прошлого года. За первое полугодие сформировался отложенный спрос. Улучшается и ситуация в корпоративном сегменте».

Российский рынок серверов во II квартале

По данным IDC, объем российского рынка серверного оборудования во II квартале 2009 г. превысил 100 млн. долл.

Выручка производителей серверов стандартной архитектуры х86 и прочих серверных решений превысила 100 млн. долл., при этом объемы каждого из этих сегментов были практически одинаковыми — порядка 50 млн. долл. Всего на приобретение серверного оборудования потребителями было израсходовано около 130 млн. долл., из которых почти 68 млн. пришлось на серверы стандартной архитектуры.

Рынок серверов стандартной архитектуры x86 прошел дно и начал демонстрировать положительную динамику. Если в годовом выражении выручка производителей сократилась более чем на 60%, то в квартальном исчислении тот же показатель вырос почти на 18%.

В то же время рынок тяжелых серверных решений переживает трудные времена. Несмотря на то что его квартальный рост по объему прибыли производителей составил впечатляющие 75%, относительно прошлого года аналогичные показатели снизились более чем на 30%. По отзывам производителей и интеграторов, большая часть поставок во II квартале осуществлялась в рамках старых контрактов, частично замороженных еще в конце минувшего года. При этом во второй половине 2009 г. ожидается дальнейшее сокращение этого рынка и говорить о том, что худшее уже позади, пока не приходится.

Всего во II квартале было реализовано около 15 тыс. серверов стандартной архитектуры и около 500 прочих серверных решений.

Немногим лучше обстоят дела в сегменте систем хранения. Как и прогнозировали аналитики IDC, спад в этом сегменте оказался не столь значительным, как на рынке серверов, из-за более высокой критичности систем хранения для обеспечения бизнес-процессов ряда заказчиков. Однако, как и в начале года, рынок находился в фазе рецессии.

Во II квартале 2009 г. в России было реализовано около 850 единиц оборудования СХД различной емкости. Выручка производителей за этот период составила чуть более 30 млн. долл., что немногим превышает показатели предыдущего квартала. По сравнению с I кварталом прирост составил чуть менее 10%. В сравнении же с аналогичными показателями прошлого года зафиксирован спад более чем на 50%.

При этом суммарная емкость реализованных систем равнялась почти 6 тыс. терабайт, что означает рост на без малого 50% в квартальном выражении и соответствует аналогичному показателю во II, докризисном, квартале 2008 г. Причины этого следует искать в том, что поставщикам и интеграторам пришлось резко повысить эффективность предлагаемых заказчикам систем.

Прогноз IDC, в соответствии с которым рынок внешних систем хранения по итогам года потеряет более 40% в денежном выражении, остается в силе.

Следует отметить, что признаки активизации заказчиков в отдельных сегментах рынка серверов и СХД пока трудно считать проявлением какой-либо тенденции. В случае возникновения любых новых негативных макроэкономических факторов можно ожидать дальнейшего снижения продаж СХД и серверного оборудования.

Российский рынок устройств печати в I полугодии 2009 г.

По данным ежеквартальной сводки IDC Russia Quarterly Hardcopy Peripherals Tracker, в первом полугодии 2009 г. на российский рынок было поставлено 1,13 млн. печатающих устройств* общей стоимостью** 220 млн. долл. По сравнению с первым полугодием 2008 г. падение составило 52% (в количественном выражении) и 61% (в денежном).

Наибольшее количество поставок печатающих устройств в первые шесть месяцев 2009 г., по данным IDC, осуществили следующие компании: HP, Canon, Samsung, Epson и Xerox.

Самое большое снижение в первом полугодии зафиксировано в сегменте черно-белых лазерных устройств (54%) — было завезено 578 тыс. единиц товара общей стоимостью 140 млн. долл., в то время как   поставки цветной лазерной техники сократились на 42%, что соответствует 37 тыс. устройств общей стоимостью 25,6 млн. долл. В сегменте струйных устройств печати за тот же период была поставлена 501 тыс. устройств на 47 млн. долл, что на 48% меньше, чем полгода назад.

Более высокие, чем ожидалось, поставки в сегменте струйных устройств объясняются тем, что несколько крупных вендоров уже начали подготовку к III кварталу, ожидая более успешных результатов за счет продаж, связанных с началом нового учебного года. Сегмент цветной лазерной печати, наиболее динамично развивающийся на российском рынке в предыдущие периоды, показывал меньшие темпы снижения в первом полугодии 2009 г. по сравнению с другими устройствами. Однако в денежном выражении сокращение сегмента было более значительным, что объясняется как снижением цен, так и преобладанием low-end-устройств в общем объеме закупок. Что касается черно-белых аппаратов, спрос на них еще не начал восстанавливаться — по сравнению с аналогичными периодами прошлого года падение составляет около 50% на протяжении последних трех кварталов.

По оценкам IDC, в 2009 г. на российском рынке печати будет наблюдаться значительный спад поставок (около 40% по сравнению с 2008 г.). Однако, во II квартале произошло замедление падения поставок по сравнению с двумя предыдущими кварталами — 46% против 56% в I квартале и 52% в IV квартале 2008 г.

«Мы ожидаем, что во втором полугодии объемы поставок будут снижаться так же медленно, а в следующем году ситуация начнет улучшаться, — считает Алина Селиверстова, аналитик IDC Russia по устройствам печати. — Российский рынок устройств печати по-прежнему не достиг насыщения, что в сочетании с фактором отложенного спроса вызванного кризисом, должно привести к заметному росту в 2010–2011 гг.».

Более того, кризис может способствовать дальнейшему развитию аутсорсинга услуг печати (когда клиент покупает не устройство, а услугу печати документов на постраничной основе на оборудовании подрядчика), усовершенствованию схем продаж и эффективности работы поставщиков в целом.