Год начался с обсуждения возможной сделки между IBM и Sun Microsystems. Голубой гигант был готов заплатить за «солнечную» компанию более 8 млрд. долл., но покупка не состоялась. Аналитики не успели толком разобраться в причинах этого фиаско, как появилось сообщение, что новым и на сей раз реальным покупателем Sun будет компания Oracle. Она предложила за Sun Microsystems 7,4 млрд. долл.

По условиям контракта к Oracle переходят права на Java и Solaris. Кроме того, софтверный вендор получает контроль над MySQL.

Совет директоров Sun Microsystems поддержал сделку. Ожидалось, что она будет завершена этим летом, после одобрения акционерами Sun и проведения необходимых процедур. Свое «да» Министерство юстиции США сказало в августе. Но неожиданно в начале сентября Европейская комиссия объявила, что изучает вопрос, не будет ли покупка Sun и, в частности, переход во владение Oracle свободной СУБД MySQL нарушением антимонопольных правил.

Комментируя решение Еврокомиссии, Ларри Эллисон, глава Oracle, сказал, что стратегия его компании — стать «системным» поставщиком, объединив оборудование и ПО Sun с программными продуктами самой Oracle.

А пока вопрос решается, Sun Microsystems теряет 100 млн. долл. ежемесячно.

В ноябре Еврокомиссия опубликовала официальное «заявление о возражениях», указав на свою озабоченность потенциальным влиянием на конкуренцию на рынке СУБД. Мнение Еврокомиссии было приобщено к документам, касающимся покупки Sun Microsystems, которые поданы в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

Oracle направила Еврокомиссии вызывающий ответ, назвав ее позицию «полным непониманием как конкуренции на рынке баз данных, так и динамики развития свободного ПО».

Еврокомиссия должна принять свое решение до 19 января.

Инициатором другой крупной сделки года стала компания Cisco — постоянный покупатель передовых технологий и фирм. За свою 25-летнюю историю вендор приобрел более 130 предприятий. В последнее время Cisco уделяет особое внимание развитию и продвижению систем для передачи видеоконтента. Так что нет ничего удивительного в том, что 1 октября Cisco сделала официальное предложение о приобретении компании TANDBERG, мирового лидера в области видеокоммуникаций, поставщика широкого ассортимента видеотерминалов и инфраструктурных сетевых решений, отличающихся высоким уровнем совместимости и взаимодействия. В случае удачного завершения этой сделки Cisco расширит свой портфель продуктов для совместной работы и предложит расширенный спектр решений более широкому кругу заказчиков, что позволит ускорить распространение данной технологии на мировом рынке.

Решения TANDBERG, по мнению Джона Чемберса, главы Cisco, расширят предложения компании в области видеоконференцсвязи (ВКС), прежде всего для клиентов из сегмента СМБ. Он считает, что пересечение линеек продукции двух вендоров минимально. Глава Cisco оценивает мировой рынок решений для ВКС в 34 млрд. долл., и цифра эта постоянно растет.

По условиям подписанного соглашения, Cisco предложила купить все находящиеся в обороте акции TANDBERG за 2,96 млрд. долл. Это предложение получило единогласную поддержку в совете директоров TANDBERG. Завершение сделки ожидается в первой половине 2010 г. Точная дата будет зависеть от выполнения стандартных договорных условий, включая согласование сделки в регулирующих органах США и других стран. Это первое приобретение публичной компании, которое Cisco совершает за пределами США.

16 ноября 2009 г. Cisco объявила новые условия своего предложения о приобретении активов TANDBERG, выразив готовность выкупить все находящиеся в обращении акции за 3,4 млрд. долл. В Cisco считают, что данное предложение отвечает принципам благоразумия и финансовой честности. Если Cisco не получит возможность приобрести желаемое количество акций TANDBERG, она снимет свое предложение и будет искать иные способы расширения своей деятельности на рынке видеокоммуникаций.

В случае завершения сделки в состав Cisco вольются полторы тысячи сотрудников TANDBERG, включая специалистов норвежского и британского исследовательских центров.

Сообщение о еще одной крупной сделке облетело рынок в ноябре. Компания НР объявила о намерении приобрести 3Com за 2,7 млрд. долл. Советы директоров обеих фирм одобрили покупку, и теперь в соответствии с законом требуется получить согласие акционеров. В том, что возражений с их стороны не будет, практически никто не сомневается, и если не появятся какие-либо другие препятствия, все процедуры завершатся в первой половине 2010 г.

Надо сказать, что данная сделка не вызвала большого удивления у игроков ИТ-рынка. Ведь дела у 3Com на протяжении почти десяти лет шли из рук вон плохо. В то же время фирма обладала весьма привлекательным продуктовым портфелем. И шаг НР выглядит логичным: купив 3Com, компания существенно расширит свой ассортимент. Помимо изделий ProCurve вендор теперь сможет предложить партнерам и заказчикам линейку высокопроизводительных магистральных коммутаторов и маршрутизаторов, оборудование для защиты сетей, системы IP-телефонии, а также весь спектр корпоративных сетевых решений Н3С. С таким арсеналом НР превращается в серьезного конкурента Cisco, и соперничать корпорации будут не только в сегменте сетевого оборудования, но и на рынке ЦОДов. Как утверждают многие аналитики, главной причиной сделки стало стремление НР укрепить свои позиции именно в сфере ЦОДов, поскольку здесь технологии быстро развиваются в направлении к конвергентной инфраструктуре, где сети хранения и IP-передача данных слиты воедино, а различные компоненты ЦОДов — серверы, СХД и сетевое оборудование — еще более тесно интегрированы.

Очевидно, эту покупку подтолкнули, с одной стороны, новый этап конвергенции, а с другой — стремление Cisco прочнее утвердиться в сегменте ЦОДов со своей новой платформой UCS (Unified Computing System). Cisco наступает на рынке хранения, установив тесные отношения с компанией EMC, которая является главным соперником НР и IBM.

Другой важный аспект покупки заключается в том, что НР унаследует от 3Com прочные позиции в Китае.

По мнению специалистов, НР сделала весьма выгодное приобретение и, возможно, еще не до конца осознает, какими ценными технологиями и продуктами теперь владеет. Главное, чтобы компания смогла правильно распорядиться новыми активами. Также отмечают, что, поскольку продуктовые линейки НР и 3Com практически не пересекались, объединение портфелей может дать синергетический эффект, в результате которого выручка окажется больше, чем простая сумма прежних доходов.

Эксперты считают, что покупка 3Com придаст новую силу HP. Будет ли теперь сетевой портфель HP представлять угрозу для Cisco, зависит от того, как HP распорядится своим новым потенциалом. Cisco, используя свое мастерство маркетинга, может кого-угодно «выбить» с рынка. Но теперь появился тяжеловес. И его удар может быть ничуть не слабее.