Спецвыпуск CRN/RE, посвященный проблемам российского компьютерного производства, планировался на сентябрь, но кризис внес свои коррективы. Но худа без добра не бывает; за это время мы смогли провести ряд рассредоточенных по времени исследований рынка. В сентябре состоялся опрос компаний-сборщиков, результаты которого отражают докризисные показатели данного сегмента рынка. В начале октября проводилось исследование «Производители и поставщики комплектующих», а в конце месяца - «Российский рынок ИТ в период кризиса». Наконец, во второй половине ноября состоялись консультации с руководителями российских компаний - производителей компьютеров разного масштаба, включая ведущие региональные рынки (Санкт-Петербург и Новосибирск). Материалы консультаций, как наиболее свежая информация, легли в основу публикаций настоящего сборника; результаты вышеупомянутых исследований, в условиях дефицита площади издания, в него не вошли. Они были, согласно нашей практике, разосланы принимавшим участие в опросах компаниям и частью доступны в Интернете по адресу www.price.ru.

Компьютерное производство - один из наиболее пострадавших сегментов рынка (см. рисунок). Наибольшие потери понесли зарубежные компании. Причины прежде всего в их малой ценовой конкурентоспособности, что особенно существенно в связи со смещением спроса в розничный сегмент. В условиях неустойчивого курса рубля зарубежные brand name оказались в невыгодных условиях и на корпоративном рынке, поскольку большие сроки выполнения заказа и связанные с этим перерасчеты приводили к финансовым потерям заказчика. Так или иначе, но у дилеров сейчас нередки пожелания к дистрибьюторам поставлять более дешевую технику, пусть даже не brand name.

Крупные российские компании были, естественно, уязвлены типичным для такой экономической ситуации отказом кредитной модели бизнеса. Однако похоже, что эти проблемы, как и в случае c дистрибьюторами, удалось переложить на плечи их крупнейших зарубежных партнеров.

В сложном положении оказались средние компании. Они уже не могут просто уйти с рынка, так как создана инфраструктура мелкосерийного производства и накоплены обязательства перед клиентами. С другой стороны, у них меньше финансовые ресурсы, а следовательно, и возможность противостоять кризисным процессам. Кредитных проблем здесь практически нет, так как эти компании обычно работают на собственных средствах, и это позволило им пережить пик кризиса менее болезненно.

Мелкие компании - их часто относят к категории «самосбора», хотя, по нашим исследованиям, большая их часть имеют и по мере сил поддерживают свою торговую марку - могут наиболее существенно модернизировать свой бизнес, вплоть до его временной приостановки.

Что делать всем названным выше игрокам? Зарубежным компаниям, скорее всего, надо попытаться сохранить партнерскую сеть и ждать восстановления рынка.

Крупные компании для поддержания объемов могут попытаться найти альтернативные каналы сбыта, включая переход к двухуровневой дистрибуции, активизацию франчайзинговой схемы и других вариантов сборки в канале, расширение OEM-поставок. Пользуясь ослаблением позиций зарубежных brand name, можно попробовать проникнуть на корпоративный рынок. Здесь могут быть эффективны альянсы с системными интеграторами и проектными дистрибьюторами, которые, с одной стороны, имеют выход на корпоративных клиентов, а с другой - нуждаются в удешевлении предлагаемых решений.

Средним компаниям, у которых раньше около половины продаж составляли мелкие корпоративные поставки, целесообразно обратить внимание на розничный канал, причем с акцентом на определенные торговые зоны, такие как ВДНХ, специализированные оптовые рынки. Именно сюда сейчас сместился покупательский спрос. В ценовом отношении эти компании после проведенной реструктуризации бизнеса вполне могут конкурировать с «самосбором», а возможности предоставления сервиса покупателям у них лучше.

Мелкие компании могут использовать несколько вариантов: переключиться на продажу российских торговых марок либо попытаться сохранить свою марку, если она чего-то стоит на локальном рынке, заключив OEM-соглашение с российским brand name. Можно искать пути дальнейшего удешевления своей продукции за счет более дешевых комплектующих, в том числе переходя на «серые» каналы. Сложность в том, что здесь их теснят средние и даже крупные российские компании, а с другой стороны - подпирает предел качества компьютеров. Наконец, можно искать альтернативные источники доходов в смежных областях - ремонт и upgrade, торговля компьютерами б/у и т. д.

Региональные рынки - это сейчас самостоятельные организмы. По оценкам, там давлению подверглись не только зарубежные, но и российские brand name. Обособленность проявляется и в активизации внутренних обменных поставок комплектующими, нежелании клиентов в условиях нестабильности банковской системы переводить деньги в Москву. В этом плане неоднозначно воспринимается продолжающаяся экспансия в регионы некоторых московских компаний.

Наконец, такие важные элементы данного сегмента рынка, как сборочные производства, крупнейшее из которых - «Квант». Конечно, им сейчас объективно тяжело. В условиях сокращения объемов, необходимости очень гибко реагировать на изменение конъюнктуры потребительского спроса ведущие производители, вполне естественно, задействуют собственные мощности. Тем не менее в интересах основных игроков рынка эти структуры как-то поддержать, ведь кризис пройдет и масштабные задачи вернутся.

В целом, как видите, практически для всех можно найти лекарство от болезни - значит, диагноз положительный.