Дмитрий Москалев стал победителем рейтинга «25 лучших управляющих ИТ-компаний» дважды (2008, 2010).

В частных рейтингах Дмитрий занял третье место за личный вклад в достижения компании, а также вошел в топ-10 по критериям «Лидерские качества» и «Репутация на рынке».

Как отмечает Евгений Лачков, старший вице-президент группы компаний «Систематика», MONT заняла то место на рынке, которым она вправе гордиться, именно благодаря своему генеральному директору. «Дмитрий Москалев является ярким воплощением всех качеств, необходимых для успешного руководителя, — выдающимися лидерскими качествами, харизмой, умением повести сотрудников за собой и редким стратегическим видением: он может подняться на цыпочки и увидеть, что же происходит там, за горизонтом», — сказал Лачков.

«Желаю Дмитрию и в дальнейшем покорять вершины своего „MONT’горного“ ИТ-бизнеса с тем же успехом, с которым он уже три десятка лет восходит на chaines des montagnes, ему покорились Эверест и высшая точка Антарктиды, — поздравляет победителя Алексей Ремизов, председатель совета директоров компании „Ай-Теко“. — С большим пиететом отмечаю, что Дмитрий принадлежит к числу тех немногих, для которых признание „Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал“ — не просто поэтический образ...

Можно только по-хорошему позавидовать управленцу, которому удается так профессионально и гармонично (даже на уровне нейминга и брендинга) сочетать бизнес и хобби!»

Напомним, что компания MONT вошла в число победителей рейтинга CRN/RE «Лучшие ИТ-дистрибьюторы 2009» в номинации «Дистрибьюторы ПО».

Дмитрий Москалев отвечает на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?

Дмитрий Москалев: Желание построить компанию мирового уровня, которая играет значимую роль на рынке и является работоспособной командой, способной жить и развиваться. В бизнесе существует фиксация результата. Вы достигли каких-то результатов в бизнесе, внешних результатов, у вас есть определенная известность, имеются степени успеха и все прочее. Именно в этот момент наибольшего успеха надо посмотреть на себя и понять — а ты соответствуешь этому? Достигнутый успех — твое высшее достижение? Или нормальная обыденная работа? Чтобы высшие достижения стали обыденностью, ты должен всю компанию перестроить изнутри. Роль бизнесмена, роль руководителя в том и состоит: понять, когда наступает время изменений. Перестраиваться и готовиться к следующим шагам! Сегодняшний день — лишь база, от которой нужно отталкиваться, а не достижение, на котором можно успокоиться. Строя бизнес, в первую очередь строишь себя. Ты наращиваешь собственное понимание, собственные знания, собственный опыт.

CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?

Д. М.: Создавая свою команду, я искал возможность ходить в горы. Такова одна из моих личных жизненных установок. Мне приходится оставлять компанию на достаточно длительный срок, она должна уметь самостоятельно работать. Я делегировал очень многие функции. Готовил людей, помогал им. Научил принимать решения. В результате — определенное время компания функционирует без моего участия. За время моего отсутствия сотрудники приобретают ценнейший опыт, даже если ошибаются, потому что это их опыт. Но практика показывает: если нет идеи развития, даже при самом грамотном менеджменте развязка наступает быстро. Поскольку компания развивается, постоянно возникают новые горизонты. Пионерские шаги приходится делать мне, как лидеру. Я о них думаю, что-то пробую, что-то выстраиваю. Налаживаю систему и тут же передаю ее своим заместителям, членам команды — на какое-то время, до следующего стратегического поворота. Таков мой принцип развития.

CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?

Д. М.: Самые существенные — внутренние угрозы, когда люди заняты не построением бизнеса, а своими амбициями. Целостность и работоспособность коллектива — задача номер один. Как сделать так, чтобы способности членов группы не противоречили друг другу, а наоборот — взаимно дополнялись? Тут и зашифрована основная идея формирования команды: суммировать достоинства, а не недостатки. Иногда приходится что-то менять в команде, именно для того, чтобы люди дополняли друг друга, а не мешали. Терпеть индивидуальные недостатки отдельного работника можно, пока они не влияют на коллектив, на его настроение, на отношение людей друг к другу, на их энтузиазм.

CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему?

Д. М.: Умение видеть главное и делать правильный выбор. Вне зависимости от того, есть кризис или нет, качества бизнесмена — умение рождать идеи, смелость, самоотверженность, целеустремленность, умение создать команду, умение терпеть, слушать других, умение выстроить репутацию, способность к самоанализу. Когда времена благополучные, когда растет рынок, когда масса денег на рынке — успешны многие. Но когда экономическая ситуация откатывается вниз, тогда успешный бизнес консолидируется вокруг тех, кто надежен, с кем спокойнее... Консервативная политика в бизнесе, опирающаяся на репутацию как основу существования, имеет большую надежность и дальние перспективы.

CRN/RE: Какие качества руководителя, на ваш взгляд, будут особенно ценными для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка? Почему?

Д. М.: Умение видеть перспективу, договариваться с людьми не только внутри компании, но и вне ее, находить компромиссы. Следует понимать, что вокруг тебя происходит. Чем раньше поймешь, тем вернее оценишь ситуацию. В бизнесе ты должен развиваться, каждый день становиться лучше, придумывать что-то новое, опережать других. Реальное распределение рынка, твое положение на рынке определяют не конкуренты, его определяешь ты сам — своим умением работать. Твоя позиция на рынке зависит от того, насколько лучше ты удовлетворяешь потребности клиентов.

Справка о компании

Основана в 2002 г. в результате реорганизации компании TopS.

В настоящее время MONT — один из крупнейших российских дистрибьюторов программного обеспечения. Партнерская сеть насчитывает более 4 тыс. организаций и охватывает всю территорию России и стран СНГ.

Головной офис находится в Москве, филиалы открыты в Санкт-Петербурге, Волгограде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке.

Самое большое достижение в 2008–2009 гг., это, по мнению Дмитрия Москалева, сохранение целостности и позиций на рынке. А самой большой проблемой минувших двух лет была необходимость сохранить прибыль и не понести убытков.

Благодаря предпринятым шагам все планы, намеченные на 2008–2009 гг., удалось выполнить.

«Мы намерены расширить присутствие в регионах России и СНГ. Есть планы распространить деятельность за пределы СНГ», — сказал Дмитрий Москалев.