Два года назад компания Dell начала перестройку бизнеса, намереваясь сменить амплуа производителя клиентских систем и стать поставщиком инфраструктурных решений для построения современных ЦОДов и облачных вычислений.

В августе 2011 г. председатель правления и главный управляющий Dell Майкл Делл сообщил: «Мы — новая Dell. Клиентский бизнес, на который мы по-прежнему нацелены, позволил нам успешно работать на рынке серверов и систем хранения данных, и теперь мы наращиваем бизнес услуг и сетевой бизнес. Но здесь важен фактор интеграции всех систем, принцип „лучшее вместе“, что позволяет предлагать решения для ЦОДов. Если говорить об облаках и клиентской виртуализации, то нам необходимо иметь интегрированную линейку продуктов: от десктопа до ЦОДа и облака. Поэтому мы наращиваем портфель решений Enterprise Solutions & Services, включая разработку и покупку ключевой интеллектуальной собственности».

Два заметных события 2011 г. значительно укрепили конкурентные позиции Dell среди ­поставщиков конвергентной инфраструктуры для ЦОДов, поставив вендора в один ряд с HP, Cisco и Oracle. Сначала Dell объявила о приобретении компании Compellent, одного из ведущих игроков в области виртуализации хранения данных, а затем Force10 Networks, поставляющей высокоскоростные сетевые решения для ЦОДов.

При этом Dell ориентирует свои разработки прежде всего на клиентов из СМБ, которым предлагает инфраструктурные решения следующего поколения и интеллектуальные средства управления данными, услуги, средства информационной безопасности и решения в области облачных вычислений. Так, в результате интеграции технологий и продуктов вновь приобретенных компаний в январе 2012 г. Dell выпустила «упакованное» частное облако vStart 200 для ЦОДов, ориентированное на средние компании. Полностью сконфигурированный комплекс vStart 200 включает в себя серверы PowerEdge, СХД EqualLogic, ИБП и сетевые устройства — все с маркой Dell. Являясь частью стратегии Dell «Сделать виртуализацию простой», vStart 200 поддерживает до 200 виртуальных машин (по технологии Microsoft или VMware) и может быть интегрирован в существующую ИТ-инфраструктуру клиента.

В то же время руководители Dell заявили, что компании необходимо повысить расходы на НИОКР, чтобы стать более конкурентоспособной и выйти на уровень инвестиций в разработки, близкий к показателям конкурентов. Известно, что IBM ежегодно тратит около 6% до­хода на НИОКР, в последнем квартале 2011 г. HP направила на эти цели 2,6% своего дохода, а затраты Dell в течение 2011 г. составили лишь 1,5%.

Но в отличие от конкурентов Dell предпочитает не проводить самостоятельно масштабные НИОКР, объясняя это тем, что далеко не всегда исследования заканчиваются результатами, которые могут быть применены на практике и оправдать затраты. Поэтому Dell идет по пути приобретения компаний, уже ­воплотивших свои разработки в готовые продукты и технологии, которые получили признание на рынке. Наглядным подтверждением такой стратегии стало создание фонда Dell Innovator’s Credit Fund размером 100 млн. долл., который будет поддерживать деятельность разработчиков новых технологических решений, которые впоследствии могут быть использованы Dell.

Однако кроме комплексов аппаратных средств, где Dell накопила немалый опыт, для формирования полноценных решений для ЦОДов и облачных структур производителю необходимо иметь достаточно широкий спектр программных продуктов, обеспечивающих гибкость использования ресурсов ЦОДов, безопасность данных и надежность сервисов. По мнению руководства компании, будущие ЦОДы должны основываться на интегрированных системах, объединяющих серверы, сети, СХД и загружаемое ПО, позволяя всей системе работать с высокой гибкостью и надежностью. Поэтому конвергентные, самооптимизирующиеся реше­ния, подобно Virtual Inte­grated System Dell (VIS), стали важным для Dell направлением.

В последние годы самыми заметными приобретениями вендора стали разработчики ПО Boomi, Perot Systems и KACE, которые укрепили его позиции как поставщика услуг. А в феврале текущего года Dell объявила о создании подразделения программных продуктов (Software Division), которое возглавил Джон Свейнсон, который ранее был главным управляющим компании СА Technologies.

Первым шагом Software Division стало приобретение компании AppAssure, разработавшей ПО для резервного копирования/восстановления данных в физической, виртуализированной и облачной инфраструктуре.

Сразу же после этого Dell объявила о заключении соглашения с разработчиком систем безопасности Trend Micro, чтобы обеспечить защиту клиентских данных в облаках и ЦОДах. При этом приложение Secure­Cloud Trend Micro было интегрировано со службой безопасности Dell SecureWorks, которую Dell предлагает своим клиентам.

Однако, продолжая переход на продукты собственных торговых марок, спустя две недели Dell приобрела компанию SonicWall, поставляющую широко используемые межсетевые экраны и системы унифицированного управления угрозами. Это дополнило собственный портфель продуктов безопасности Dell и по­зволило расширить предложение для корпоративных заказчиков.

В начале апреля вендор объявил о покупке сразу трех компаний—разработчиков ПО. Ими стали Wyse, поставляющая в облачной среде («от края до ядра облака») средства виртуализации клиентских устройств, включая десктопы и «тонкие» клиенты — (нулевые и мобильные), Clerity Solutions, ПО которой позволяет переносить критичные для бизнеса приложения и данные с унаследованных систем, и Make Technologies, программные продукты которой помогают автоматизировать миграцию приложений при одновременной оптимизации программного кода.

Покупка Wyse сразу выдвинула Dell в число лидеров рынка виртуализированных и облачных клиентских устройств, что поможет производителю стимулировать продажи ПК при общем сокращении этого сегмента рынка. С приобретением Make Technologies и Clerity подразделение услуг Dell Services получает возможность предоставить заказчикам комплексные решения — от оборудования до услуг миграции приложений с существующих вычислительных систем на более современные архитектуры, включая облачные. Технологии приобретенных Dell компаний помогут организациям лучше использовать гибкие платформы, более эффективно применять технологии мобильных устройств и социальных ­сетей, повысить продуктивность персонала и в итоге улучшить показатели бизнеса.

В июле Dell объявила о завершении сделки по приобретению компании Quest Software, что значительно расширяет портфель ПО средствами хранения данных, безопасности и администрирования, в результате чего Dell превращается в поставщика готовых инфраструктурных решений. Джон Свейнсон отметил, что технологии Quest позволяют решить возникающие у заказ­чиков проблемы в связи тремя главными рыночными тенденциями — экспоненциальным ­ростом данных, ускоряющимся переходом в облака и использованием персоналом компаний личных мобильных устройств на рабочих местах: «Технологии Quest помогут Dell поставлять заказчикам полные, открытые решения для физической, виртуализированной и облачной среды. Dell имеет теперь инструменты помощи заказчикам в переходе на открытую и масштабируемую инфраструктуру».

Впрочем, Dell потребуется определенное время для интеграции ПО вновь приобретенных компаний-разработчиков и соб­ственных разработок. Ведь после приобретения компании Compellent вендору потребовалось несколько месяцев для интеграции ее продуктов, а интеграция технологий Force 10 в единую серию сетевых решений Dell PowerConnect заняла около полугода.

Здесь нужно отметить важную стратегическую составляющую бизнеса Dell — нацеленность на расширение продаж новых продуктов и решений ­через канал партнеров. Например, по признанию Грега Дэвиса, вице-президента Dell и генерального директора по всемирным коммерческим каналам, благодаря интеграции и по­ставкам продуктов Compellent в канал во II квартале 2011 г. бизнес Dell в США увеличился на 24%.

«Всякий раз, покупая новую компанию — Boomi, Compellent, EqualLogic, Force10, KACE, SecureWorks, — мы расширяем программу для канала, — заявил Майкл Делл. — Мы покупаем компании, нацеленные на канал, у нас теперь большое количество знающих канал специалистов. Программа для канала Dell нацелена на решения для ЦОДов — серверы, СХД, сетевое оборудование, и теперь мы включаем в свои решения и ПО».

В частности, приобретение компании SonicWall приносит Dell более 300 тыс. клиентов и партнерскую сеть из 15 тыс. реселлеров. Руководство Dell заяви­ло, что планирует сохранить программу канала SonicWall и сеть ее партнеров, объединив их с собственной программой Dell PartnerDirect. Соответственно существующие участники программы Dell PartnerDirect получат возможность продавать решения SonicWall.

Фактически сразу после покупки компании Quest руководители Dell объявили, что продукция Quest вольется в растущий бизнес в партнерском канале. В свою очередь, топ-менеджмент Quest разослал письмо своим партнерам, в котором заверил, что Quest станет фундаментом бизнеса ПО и что наработки в области системного администрирования и безопасности послужат важными составляющими новых предложений Dell. Бывшие партнеры Quest получат полный доступ к продуктам Dell и смогут стать участниками партнерской программы Dell PartnerDirect.

Что касается судьбы российского рынка, то Андрей Ковалев, директор по корпоративным решениям российского офиса Dell, сообщил следующее: «Да, у нас есть планы по внедрению и предложению заказчикам всех сервисов и программных продуктов вновь приобретенных компаний — разработчиков ПО. Но SonicWall и Wyse куплены относительно недавно, и процесс интеграции как самих новых компаний, так и их продуктов в бизнес Dell еще не завершен. Поэтому в настоящее время мы не можем сказать, когда запустится процесс продаж и лицензирования продуктов. Это относится и к российскому рынку — пока идет процесс объединения. Как только всё завершится, мы однозначно предложим нашим партнерам и заказчикам все новые сервисы и продукты».