Евгений Касперский в третий раз удостоен звания победителя рейтинга (ранее в 2008 и 2010 гг.).

На этот раз глава «Лабора­тории» вошел в топ-10 по критериям «Позиции компании на рынке», «Личный вклад в достижения компании», «Лидерские качества», «Репутация на рынке» и «Деловая интуиция».

По мнению экспертов, Евгений был и остается одной из самых ярких и харизматичных личностей нашего ИТ-рынка. Его энтузиазм, увлеченность, преданность делу, креативный подход к решению задач и готовность браться за решение ­самых сложных проблем явля­ются предметом хорошей зависти коллег по цеху. Они отмечают, что Евгений Касперский — один из немногих представителей российской бизнес-элиты, которому удалось добиться ­мирового признания в такой ­высокотехнологичной области, как ИКТ.

Евгений Касперский отвечает на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и разви­тие технологий (те же «облака»), которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли.

Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке? Какие вызовы стоят перед вашей компанией? И какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?

Евгений Касперский: Мне сложно дать экспертную оценку текущей экономической ситуации, поскольку я не экономист и не финансовый аналитик, а специалист в области информационной безопасности. Что ­касается рынка программных средств защиты, то он продолжает расти как в области кор­поративных, так и пользова­тельских решений. Причем «Лаборатория» по-прежнему демонстрирует стабильное развитие, превышающее темпы отрасли в целом.

Основным вызовом на сегодняшний день является очередной этап развития киберугроз — появление кибероружия, т. е. использование сложных вредоносных программ одними государ­ствами против других для достижения в том числе полити­ческих целей. Кроме того, это значительное увеличение количества вредоносных программ в целом. Если еще год назад мы говорили о появлении порядка 35 тыс. новых вредоносных программ в день, то сейчас эта цифра увеличилась до 125 тыс. Одновременно киберпреступни­ки совершенствуют свои зло­вреды и методы их использования. Так, все большее количество атак совершается не толь­ко на домашних пользователей, но и на коммерческие органи­зации и государственные структуры. Их целью является похищение конфиденциальной, в том числе финансовой, информации. Безусловно, такие атаки более сложные и требуют высокого уровня подготовки злоумышленников, но и «отдача» от них более значительная.

Однако антивирусные компании тоже не стоят на месте, ­постоянно разрабатывая новые технологии защиты и совершенствуя собственные решения. Так, например, мы используем облачные технологии, которые позволяют обеспечить более оперативную защиту, значительно сокращая время реакции на новые угрозы. Стабильное увеличение количества наших пользователей и корпоративных клиентов говорит об их востребованности и эффективности. И если говорить об одной из главных задач на ближайшее будущее, то это — создание новых систем защиты, предназначенных специально для промыш­ленных систем, которые последнее время попали в особую зону риска.

Если говорить о качествах руководителя, то, вне зависимости от рыночной ситуации, это должно быть умение «чувствовать рынок»: правильно оценить текущую обстановку и спрогнозировать ее развитие, — а также иметь четкое представление о роли и месте на нем собственной компании. Если мы говорим об ИТ, то это, безусловно, же­лание использовать передовые технологии.

CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции компании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная репутация; деловая интуиция. А что лично для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Почему для вас важны именно эти критерии?

Е. К.: Если абстрагироваться от различных профессиональных инструментов измерения успеха, таких как оборот, тем­пы роста, узнаваемость бренда (причем в глобальном масшта­бе), цитируемость, уровень доверия, что, кстати, крайне важно для индустрии безопасности, и т. д., то я бы сказал о желании работать в компании. А такое желание у людей есть. Причем не только из-за общего подъема ИТ-отрасли и достойных зарплат, но и из-за причастности к чему-то масштабному и хорошему. Наша миссия ни много ни мало — спасти мир от кибер­угроз! Сотрудники ЛК воодушевлены этой идеей. Не это ли мерило успеха?

CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете наиболее важ­ными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? ­Почему?

Е. К.: Наиболее важной своей ­задачей я считаю формирование правильной команды специалистов, экспертов, менеджеров. Они должны быть профессионалами самого высокого уровня, которые могут самостоятельно принимать решения и нести ­ответственность за результаты. Таков мой стиль управления — я не вникаю в детали, а даю ­направление движения. Кроме того, я занимаюсь новыми для компании направлениями, в которых считаю необходимым развиваться, но в которых пока ни у кого нет достаточного опыта. Например, в данный момент мы ведем активное взаимодействие с различными государственными и межгосударственными организациями, обсуждаем вопросы кибербезопасности и противодействия кибероружию, случаи применения которого уже стали достоянием общественности. Направление новое и очень интересное, по­этому, пока я чувствую в себе силы, я буду лично им заниматься. Возможно, со временем, по мере накопления опыта, и делегирую его кому-то из моих кол­лег, а пока я на переднем крае борьбы. В этом, как мне кажется, и состоит одна из задач руководителя — быть на острие событий.

CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас в жизни важно и интересно?

Е. К.: То, чем я занимаюсь, уже давно перестало быть для меня просто работой. Поэтому мне ­достаточно сложно провести грань между бизнесом и не бизнесом — для меня это все жизнь. Посудите сами, например, я люблю путешествовать, общаться с людьми, выступать перед аудиторией, делиться своими знаниями и опытом. Все это я делаю в рамках деловых поездок: встречаюсь с партне­рами, заказчиками, экспертами, делаю доклады на конференциях в различных точках зем­ного шара. При этом я посещаю множество интересных мест, фотографирую, веду записи в блоге на eugene.kaspersky.ru. Безусловно, это бизнес. Но занятие им доставляет мне удовольствие. Вообще, я считаю себя одним из самых счастливых людей, ­поскольку то, что некогда было моим увлечением, хобби, переросло в профессию и стало международной компанией с офисами в 30 странах мира и почти двумя с половиной тысячами ­сотрудников. Моя компания — это мое детище, самое большое достижение в моей жизни, и все мои интересы так или иначе связаны с ней.

Справка о компании

Год основания — 1997.

Количество сотрудников на конец 2011 г — более 2,4 тыс.

Оборот в 2011 г. составил 612 млн. долл., рост по отношению к 2010 г. — 14%.

Офисы компании расположены в 30 странах мира, в России — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Важнейшими событиями в жизни компании в 2010—2011 г. Евгений Касперский считает расширение присутствия «Лаборатории» на корпоративном рынке и выпуск обновленного корпоративного решения.

В числе планов на текущий год — создание новых средств защиты, предназначенных специально для промышленных систем, которые в последнее время попали в особую зону риска.