Сергей Андреев — новичок в клубе лучших управляющих российских ИТ-компаний, он впервые стал победителем этого рейтинга. По оценкам экспертов, Сергей также вошел в десятку лучших менеджеров по таким критериям, как «Позиции компании на рынке» и «Репутация на рынке».

Коллеги по цеху дали высокую оценку деловым качествам генерального директора ABBYY. По их словам, Сергей — профессиональный и компетентный управленец. Его деятельность практически незаметна и не бросается в глаза. Со стороны порой кажется, что компания ­ABBYY — это эффективный ­самонастраивающийся и само­регулируемый механизм, работающий без сбоев и не требующий какого-либо вмешательства со стороны. Но эксперты как ­никто другой понимают, что за этой кажущейся легкостью стоит ежедневный кропотливый труд президента и генерального директора ABBYY.

Сергей Андреев ответил на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и развитие технологий (те же «облака»), ­которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли.

Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке? Какие вызовы стоят перед вашей компанией? И какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?

Сергей Андреев: ИТ-рынок и его технологии стремительно развиваются все 20 лет, которые существует компания ABBYY. Чтобы быть востребованным на таком быстроменяющемся рынке, надо самому очень быстро меняться. Нужно следить за тенденциями, «ловить волну», адаптировать свои продукты и организацию. Не думаю, что наша быстро меняющаяся отрасль ­может существенно затормозить. Значит, ответ про качества руководителя тоже прост. Нельзя терять гибкость и критичность по отношению к себе и компании. Нельзя думать, что твой успех сегодня — это гарантия светлого будущего. Нужно искать и собирать людей, которые это понимают, могут быстро адаптироваться и находить красивые новые идеи для бизнеса.

CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции ком­пании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная ­репутация; деловая интуиция. А что для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Поче­му для вас важны именно эти критерии?

С. А.: Если руководитель может уйти в длительный отпуск и вернуться в компанию, которая стала лучше, а не хуже за время его отсутствия, то это самое большое достижение. Потому что оно означает, что собрана качественная команда, ­работа ее настроена и можно ­заниматься новыми делами, а это для ИТ-компании очень важно. Нельзя стоять на месте.

CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете наиболее важными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? Почему?

С. А.: Подбор и расстановка ­людей. Обучение руководителей. Выстраивание фокусировок и стратегий. Поддержание и развитие духа компании, в которой интересно не только ра­ботать, но и жить.

CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас в жизни важно и инте­ресно?

С. А.: Если говорить о хобби, то мне нравятся горные лыжи, парусные виды спорта (пока это катамараны и виндсерфинг), дайвинг, настольный теннис. ­Если говорить об общественно полезной нагрузке, то я «увлекаюсь» образованием, а именно развитием правильного препо­давания информатики в средней и высшей школе. Тема эта не простая и требует внимания с точки зрения долгосрочных перспектив нашего дела. Поэтому я участвовал в изменении содержания ФГОС по информатике, сейчас продолжаю заниматься этим направлением, ­организовывая подготовку программ преподавания информа­тики в школе и в перспективе учебников. Некоторое время назад стал заведующим кафедрой распознавания изображений и обработки текстов в МФТИ.

Справка о компании

Год основания — 1989.

Количество сотрудников на конец 2011 г. — свыше 1 тыс.

В 2011 г. доходы ABBYY в мире выросли на 35%, в России — на 46%. Существенная часть доходов компании в России в 2011 г. пришлась на корпоративный сегмент. При этом значительную долю выручки дали системы массового ввода и обработки документов на базе линеек продуктов ABBYY FlexiCapture и ABBYY Recognition Server. Их продажи выросли на 65%. В целом, в том числе с учетом поставок других групп ПО, рост корпоративных продаж ABBYY в России в прошлом году составил около 40%.

Рост доходов в сегменте продуктов для массового пользователя составил 28% по сравнению с прошлым годом. Продажи мобильных приложений в России в 2011 г. увеличились на 72%.

Сегодня ABBYY работает в следующих направлениях:

  • словари ABBYY Lingvo для ПК, смартфонов и Web;
  • системы распознавания ABBYY FineReader;
  • программы распознавания и словари для смартфонов и планшетов;
  • решения по автоматизации ввода документов и данных;
  • инструментарий разработчика (SDK);
  • полный спектр лингвистических услуг — ABBYY Language Services;
  • издание бумажных словарей, справочников, энциклопедий и путеводителей.

В группу ABBYY входят 14 международных офисов в 11 странах. Штаб-квартира и два офиса продаж группы ABBYY находятся в Москве. Другие расположены в Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, на Кипре, в США, Тайване, Украине и Японии. В 2011 г. компания продолжила развитие международной сети представительств. Были открыты новые офисы в Австралии и Канаде.

Также в группу ABBYY входят высокотехнологичная лингвистическая компания ABBYY Language Services, которая предоставляет комплексное лингвистическое обслуживание корпоративных клиентов, разрабатывает инновационные лингвистические технологии и услуги, и ABBYY Press — издательское и контент-подразделение ABBYY, основным направлением деятельности которого является выпуск печатных версий словарей ABBYY Lingvo, путеводителей ABBYY Michelin, а также создание и редакционная обработка контента, предназначенного как для электронных, так и печатных изданий. Офисы ABBYY Language Services и ABBYY Press находятся в Москве.

В 2011 г. ABBYY продолжала активную работу по разработке мобильных приложений и технологий, выпустив новые решения для платформ Apple iOS и Android. Приложения и OCR-технологии ABBYY установлены на мобильных устройствах более чем 3,5 млн. пользователей в мире.

В июне 2011 г. вышла новая версия электронного словаря ABBYY Lingvo x5, а в августе начались продажи новой версии программы для распознавания текста ABBYY FineReader 11. Одновременно с анонсом новой версии словаря пользователям этого продукта был предоставлен доступ к новому лингвистическому порталу Lingvo.Pro, который позволяет обращаться к словарям даже тогда, когда под рукой нет компьютера с установленной на нем программой. Продолжает развиваться и сервис для распознавания документов ABBYY FineReader Online — сегодня его зарегистрированными пользователями являются свыше 390 тыс. чел.

В июне 2012 г. компания сообщила о начале коммерческой эксплуатации облачного сервиса ABBYY Cloud OCR SDK, предоставляющего доступ к технологиям оптического распознавания текста, меток и штрихкодов посредством Web API.

Компания активно работает на ниве образования. В мае было объявлено об открытии кафедр «Компьютерной лингвистики» в двух московских вузах — в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) и Московском физико-техническом институте (МФТИ). Одновременно продолжает работу кафедра распознавания изображений и обработки текста факультета инноваций и высоких технологий (ФИВТ) в Московском физико-техническом институте (МФТИ), которую ABBYY основала в 2006 г.