В Петербурге прошла крупнейшая на Северо-Западе страны ежегодная выставка систем связи и телекоммуникаций

Выставка разместилась в трех павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо». Организатором выставки (в союзе с компанией «Телекоминвест») выступило выставочное объединение «Рестэк». Очередной форум, который проводится уже 9-й раз, заметно превосходит все предыдущие по яркости полученных посетителями и участниками впечатлений.

Если в прошлом году мешал работать соседям только «Северо-Западный GSM» — до недавнего времени единственный в Петербурге оператор сотовой связи, работающий в стандарте GSM, то в этом году источников мощного шума стало два. В декабре прошлого года в северной столице начала разворачивать свою сеть московская компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), создав дочернее предприятие «Телеком XXI». Имя этой «дочки» широкому кругу петербуржцев не известно. Нового сотового оператора принято называть МТС. Именно под этой торговой маркой он и продвигает свои услуги.

Естественно, столичный оператор, вступивший в схватку с бывшим монополистом на региональном рынке, должен был показать себя на крупнейшей региональной телекоммуникационной выставке не менее ярко и громко, чем его конкурент. Дебют состоялся.

Мальчики против девочек: в конкурентной борьбе все средства хороши

При входе в самый новый и красивый павильон выставочного комплекса каждый посетитель натыкался на стенд МТС, раскрашенный в ярко-желтый цвет.

Воздействие на органы зрения сопровождалось очень громкими призывами подключаться, вещанием ведущих каких-либо конкурсов или музыкой типа «бум-бум».
Вроде бы явное преимущество московского оператора. Однако шумы пробивались также откуда-то сверху. Посетитель мог догадаться, что и там есть не менее мощные устройства воспроизведения звука. А у эскалатора он видел указатель с надписью «Северо-Западный GSM» выше». С намеком.

Кроме того, петербургский оператор повесил перед стендом московского конкурента собственную рекламу. Однако площадку перед ним не зарезервировал. Этим воспользовалась компания МТС — девушки в фирменных желтых футболках загородили собой щит «Северо-Западного GSM». В результате входящие, удивленно рассматривая ряженых барышень с шариками в виде сотовых телефонов, которые были также раскрашены в цвета МТС, а на рекламу другого оператора не обращали никакого внимания.

В ответ «Северо-Западный GSM» высадил десант. Группа молодых людей в белом спустилась со второго этажа, чтобы исправить положение. Поначалу это удавалось. Команда молодых людей потеснила девушек. Возможно, потому что наряды не придавали представительницам МТС особой женственности. На их головах висело что-то непонятное, напоминающее одновременно большие уши, косички и антенны.

Тем не менее девушки сумели продемонстрировать благородным юношам, что они прежде всего девушки и только потом временные работники МТС. Ряды конкурирующих группировок перемешались, что еще больше привлекало внимание посетителей. А происходило все это около стенда московского оператора.
Репортер ComNews.ru заметил, что одна из девушек даже попросила молодого человека подержать шарик-трубку. И будучи очарованным, он не смог ей отказать. Получилось, что нанятые «Северо-Западным GSM» юноши рекламировали конкурента.

На выставке компания МТС произвела торжественное подключение своего 200-тысячного абонента. Столько набралось примерно за 2,5 месяца после ее выхода на петербургский рынок. Во время этой акции Андрей Румянцев, генеральный директор ОАО «Телеком XXI», объявил, что по самым пессимистическим прогнозам к концу 2002 г. в Петербурге будет 600-650 тыс. активных абонентов МТС. Он рассказал также и о планах строительства базовых станций в регионе.

У «Северо-Западного GSM» охват пока значительно больше. Для этого оператора строительство новых базовых станций не так актуально. Естественно, по количеству абонентов он также далеко впереди своего новоявленного конкурента — во время выставки счетчик достиг почти 890 тыс. С начала второй декады декабря прошлого года, когда МТС начала подключение в Петербурге первых абонентов, добавилось более 250 тыс.

Данные о количестве абонентов представили сами компании. Поэтому некоторые наблюдатели сомневаются в их достоверности. Однако наличие бума очевидно — очень многие петербуржцы начали пользоваться мобильной связью именно в последние месяцы. В городе появляется огромное количество торговых точек, в которых можно купить телефон и подключить его к одной из существующих сетей. Сейчас в Петербурге насчитывается более 600 салонов мобильной связи, а год назад было около 400.

Но горожанам кажется, что количество салонов растет еще быстрее. Это объясняется тем, что новые точки открываются большей частью в местах скопления людей. В отдельных кварталах центральной части города их, действительно, стало в 2—3 раза больше. Тем не менее насыщение еще не произошло — в салонах, расположенных на пересечении людских потоков, можно заметить очереди. Поэтому розница станет расширяться, хотя темпы роста, скорее всего, будут не такими высокими, как прежде. В феврале—марте, в том числе на выставке, сразу несколько торговцев, которые являются одновременно дилерами сотовых операторов, говорили о планах по расширению своих сетей.

Бурный рост количества абонентов петербургских операторов сотовой связи на руку поставщикам сотовых телефонов. Этим воспользовалась компания Samsung, представив на выставке три новые модели. При этом, как заявили представители фирмы, новинки показаны широкой публике впервые. Samsung посчитала, что «Норвеком» для этого подходит лучше, чем даже знаменитая ганноверская выставка CeBIT.

Основных причин две. Во-первых, в Петербурге профильная выставка проходит чуть раньше. Во-вторых, сейчас в мире вряд ли найдется много городов, в которых спрос на сотовые телефоны растет так же быстро, как во втором по величине городе России. Покупают трубки не только новые абоненты, но и владельцы устаревших моделей. Желание иметь современный аппарат не ослабевает, хотя новинки зачастую лишь ненамного лучше более ранних моделей.

Ставка на CDMA

Петербуржцы сейчас часто спорят между собой о том, чьи условия лучше — МТС или «Северо-Западного GSM». Тем не менее в городе по-прежнему существуют два других оператора сотовой связи — «Дельта Телеком» и «Санкт-Петербург Телеком» (торговая марка FORA Communications), работающие в стандартах NMT-450 и AMPS соответственно. Правда, их доля на петербургском рынке стремительно сокращается.

В ближайшее время «Санкт-Петербург Телеком» должна получить лицензию на работу в стандарте GSM-1800. Находясь в томительном ожидании, фирма отказалась от участия в «Норвекоме», но приурочила к выставке очередное снижение тарифов. Тем самым оператор стремится сохранить существующих абонентов до того, как получит право предоставлять услуги мобильной связи в цифровом стандарте.

А вот «Дельта Телеком» свою маркетинговую активность не снижает. Стенд этой компании иногда привлекал больше народа, чем находившаяся неподалеку экспозиция «Северо-Западного GSM». «Дельта Телеком» пока входит в группу «Телекоминвест». Однако уже известно, что родство с этим холдингом оператор потеряет. Сначала «Телекоминвест» объявил, что собирается продавать свою долю в ЗАО «Дельта Телеком». Затем такое же решение принял «Северо-Западный Телеком» («СЗТ»). Об этом было объявлено за неделю до начала выставки «Норвеком». Компания «СЗТ» образована на базе «Петербургской телефонной сети», которая являлась одним из учредителей «Телекоминвеста».

Почти 25% обыкновенных и 100% привилегированных акций ЗАО «Дельта Телеком», принадлежащие «СЗТ», перейдут почти за 3 млн. долл. офшорной компании TELCO Overseas Limited. Выяснить, кто стоит за таинственным покупателем, петербургским журналистам пока не удается. Есть только неподтвержденные версии. Однако стратегия развития «Дельта Телеком» определилась. И продажа крупных пакетов акций, судя по уверенному поведению представителей фирмы, не может ее кардинально изменить.

На выставке компания «Дельта Телеком» сообщила о начале функционирования опытной зоны стандарта IMT-MC 450 (CDMA), которую создавала в партнерстве с Lucent Technologies. Таким образом, делается ставка на перспективные технологии, которые когда-нибудь позволят компании «Дельта Телеком» снова выбиться в лидеры; ведь 10 лет назад она была пионером в предоставлении услуг сотовой связи в России. Специалисты «Дельты» считают, что IMT-MC 450 является, по сути, стандартом третьего поколения, который превосходит GSM не только по качеству голосовой связи, но и позволяет осуществлять высокоскоростную передачу данных. На стенде компании были представлены телефонные аппараты нового стандарта. Пока скорость передачи данных составляет 144 кбит/с, но к концу года она должна достигнуть 2,4 Мбит/с. При такой скорости становятся доступными такие услуги, как оплата счетов с мобильного терминала, заказ товаров, получение и прослушивание высококачественных музыкальных записей, передача фотографий (видеоизображений) и многие другие.

Посетители выставки стали участниками мобильной видеоконференции и могли самостоятельно оценить преимущества высокоскоростного мобильного доступа в Интернет. Интерес был велик. Вероятно, многие посетители, увидевшие преимущества нового стандарта, теперь с нетерпением ждут, когда начнется коммерческая эксплуатация создаваемой сети.

Несмотря на перспективность CDMA, «Дельта Телеком» пока не собирается отказываться от NMT. Эти два стандарта могут сосуществовать в одном частотном диапазоне (450 МГц).

Между Питером и Москвой

Проведением показательной видеоконференции потчевали посетителей и операторы, входящие в систему «МегаФон». Этот проект появился по инициативе «Телекоминвеста». В нем, помимо других компаний, предоставляющих услуги сотовой связи в регионах, участвуют «Северо-Западный GSM» и столичный «Соник Дуо». Первая в Восточной Европе UMTS видеоконференция состоялась в рамках тестирования опытной зоны UMTS, создаваемой в сети «МегаФон». Связь осуществлялась между Петербургом и Москвой.

На открытии выставки первый заместитель министра по связи и информатизации РФ Юрий Павленко сообщил, что количество абонентов сетей связи стандарта CDMA увеличилось за 2001 г. более чем в 2,5 раза. Сейчас их более 200 тыс.

В то же время он обнародовал прогноз Минсвязи РФ относительно услуг мобильных сетей третьего поколения. По его словам, эти услуги не получат развития в ближайшем будущем из-за отсутствия предложения. Ведь разработку всех необходимых нормативных документов и внесение соответствующих изменений в закон «О связи» предполагается осуществить к концу 2002 г. Только тогда можно будет конструктивно говорить о строительстве сетей 3G.

Кроме того, для осуществления подобных проектов требуются огромные инвестиции. И это также является серьезным препятствием для отечественных телекоммуникационных компаний.

Пейджеры прикидываются компьютером

Многое, что происходило на «Норвекоме», прямо или косвенно было связано с соперничеством МТС и «Северо-Западного GSM». К примеру, не случайной была демонстрация пейджера нового поколения PDA EST 8028. Конкуренция операторов привела к снижению тарифов на услуги связи. Снижение началось еще задолго до прихода в город МТС, поскольку «Северо-Западный GSM», готовясь к встрече конкурента, постепенно уменьшал расценки в течение всего прошлого года.
Естественно, не только операторы других стандартов, но и пейджинговые компании вынуждены были делать то же самое. А чтобы пейджинговая связь в конкуренции с сотовой смогла выжить, недостаточно снижать тарифы. Необходимо предлагать абонентам что-то принципиально новое.

Пейджер PDA EST 8028 помимо возможности приема сообщений имеет адресную книгу, блокнот, органайзер, игры, а также функцию рукописного ввода текста с помощью специального пера (stylo). В какой-то степени эта модель является заменителем карманного компьютера. Кроме того, PDA EST 8028 позволяет подключаться к 16 информационным каналам (по 100 сохраняемых сообщений на каждый). Новинку представила Neda Paging — одна из крупнейших пейджинговых компаний Петербурга.

Операторов простили за децибелы

Соперничество МТС и «Северо-Западного GSM» отразилось даже на тех компаниях, чья ценовая политика слабо зависит от тарифов операторов сотовой связи. Посетители и участники выставки жаловались на тяжелые условия работы — слишком много децибел.

Но как бы там ни было, МТС и «Северо-Западный GSM» привлекали посетителей на выставку, а значит, и на стенды других компаний. Наталья Бабинская, руководитель дирекции выставок ИТ, согласна с мнением, что два конкурирующих оператора помогли повысить посещаемость выставки. Однако считает, что и организаторы многое для этого сделали. «В этом году мы на рекламу выставки потратили гораздо больше денег. Особое внимание уделили ее рекламе за пределами Петербурга — в других городах Северо-Запада. Поэтому иногородних посетителей должно быть больше», — говорит она.

Почти как «Экспокомм»

Выставка «Норвеком-2002» была по-новому оборудована. Экспозиции стали выглядеть ярче и современнее, чем в прошлом году. «Нынешний «Норвеком» уже чем-то похож на выставку «Экспокомм», которая проходит в Москве», — так оценивает новшества Мария Быстрова, начальник отдела по работе с дилерами компании «Дельта Телеком».

Еще одно изменение по сравнению с прошлым годом — улучшена структурированность выставки. Примерно четверть площадей занимал город «Телеком». В этом году организаторам выставки удалось осуществить давнюю идею. Они убедили холдинг «Телекоминвест» арендовать этаж для входящих в него компаний, а также для фирм, которые имеют с ним какое-то родство. Не многие из посетителей отказались взглянуть на телекоммуникационный город, в котором возвели постройки ведущие телекоммуникационные предприятия Петербурга — Интернет-провайдер, транкинговая и пейджинговая компании, а также операторы сотовой связи.

В городе «Телеком», построенном на втором этаже павильона, было представлено то, что нельзя пощупать — телекоммуникационные услуги. Именно они больше всего интересовали посетителей. При этом народ толпился не только возле стендов операторов сотовой связи, но и у Интернет-провайдеров, поставщиков услуг IP-телефонии и компаний, предоставляющих комплекс услуг.

Ведь в Петербурге стремительно растет не только количество пользователей мобильной связи, но и пользователей Интернета. IP-телефония также переживает бум.

В другом павильоне господствовали компании, предлагающие телекоммуникационное оборудование. Посетителей в нем было уже меньше. А еще дальше от главного павильона было совсем тихо — электронные и микроэлектронные компоненты интересовали лишь небольшое количество прибывших на выставку специалистов.

По многим параметрам выставка «Норвеком-2002» стала лучше. Динамика обнадеживающая, тем более что у телекоммуникационных компаний региона есть простор для дальнейшего развития. В том числе за счет экспансии в другие города.

А конкуренция на рынке сотовой связи, возможно, создаст интригу и следующей выставке.

Инвестиции растут

Объем инвестиций в телекоммуникационную отрасль России в текущем году увеличится на 36,4% по сравнению с 2001 г. и составит около 3 млрд. долл. (в 2001 г. — 2,2 млрд. долл.). Об этом сообщил первый заместитель министра по связи и информатизации РФ Юрий Павленко на открытии выставки «Норвеком-2002».

Статистика «Норвеком»

2001 г. 2002 г.
Количество экспонентов 198 254
Выставочная площадь, тыс. м2 6 10
Количество посетителей, тыс. чел. 25—26 Более 30
Доля специалистов, % 65 65

Источник: ВО «Рестэк».