В начале марта компания AMD официально объявила об открытии своего представительства в России и странах СНГ. В пресс-конференции, посвященной этому событию, приняли участие руководители европейского и московского офисов компании, а также президент Американской торговой палаты Эндрю Сомерс, который особо подчеркнул «своевременность» создания московского представительства.

Компания выпускает процессоры для ПК с момента появления серии 8088, использовавшейся в первых IBM PC, о чем напомнил Йохан Полстер (см. фото), управляющий директор AMD в Центральной и Восточной Европе. Наибольших успехов производитель добился в 2000 г. после начала массовых поставок процессоров Athlon и Duron нового поколения— за год объем продаж вырос в 1,62 раза и составил 4,64 млрд. долл.

По словам Йохана Полстера, рост популярности процессоров AMD в значительной мере обеспечен теми технологическими инновациями, которые компания смогла реализовать. Так, она на 2 года опередила Intel в применении «медного» технологического процесса, на 1,5 года раньше обеспечила возможность использования в ПК памяти DDR и уже реализовала в наборах микросхем новый скоростной интерфейс ввода/вывода HyperTransport, в то время как конкурент только объявил о спецификациях своей технологии 3 GIO. «Мы стали компанией-инноватором, и третий год подряд опережаем Intel по числу полученных патентов», — заявил Полстер.

Ссылаясь на данные Dataquest, он отметил, что за период 1999–2001 гг. AMD смогла увеличить долю ПК на базе своих процессоров в странах Европы с 11,9 до 22,7%. А например, в Польше эта доля достигла 45%.

«В то же время динамика продаж наших процессоров в России напоминает вялотекущий и плохо управляемый процесс — за три года ПК с процессорами AMD стало больше всего на 40%, а доля их составила в 2001 г. 16,3%. При том что рынок компьютеров в России развивается быстрее, чем в любой европейской стране, — сказал Йохан Полстер. — AMD не может далее мириться с таким положением и намерена кардинально его изменить, для чего и открывает представительство в Москве».

В настоящее время AMD выпускает несколько серий процессоров: Athlon XP — для производительных ПК, Athlon 4 — для портативных ПК, Athlon МР — для серверов и рабочих станций, Duron — для экономичных ПК и ноутбуков. Причем процессоры Athlon XP были сертифицированы Microsoft в качестве продуктов «Designed for Windows XP» сразу после выпуска новой ОС.

В 2002 г. производитель планирует выпустить новые версии 32-разрядных процессоров, а в конце года начать массовые поставки 64-разрядных процессоров ClawHammer, с помощью которых AMD надеется выйти в новые сегменты рынка и увеличить свою долю.

Как заявил Александр Беленький, глава российского офиса AMD и региональный менеджер по продажам в России и СНГ (кстати, до вступления в эту должность он работал в представительстве Intel), в ряду основных задач представительства — разъяснение технологических возможностей и преимуществ процессоров AMD и ПК на их основе, повышение узнаваемости и значимости торговой марки AMD, установление прямых отношений с ОЕМ-партнерами, поддержка локальных сборщиков, продвижение решений на базе процессоров AMD в корпоративном сегменте, наращивание продаж серверов и ноутбуков с процессорами AMD.

Однако он пока не сообщил, какие конкретно виды поддержки получат местные сборщики ПК и какие программы работы с каналом и конечными пользователями намечаются в ближайшее время. «Офис находится в стадии становления, бизнес-планы только разрабатываются», — пояснил Александр Беленький. Он представил менеджеров, уже приступивших к работе: Алексея Нечуятова (коммерческий маркетинг), Валерия Рыбакова (продвижение продуктов в канале розницы) и Елену Байкальцеву (маркетинговые коммуникации и PR).

Глава представительства пообещал, что в течение двух месяцев штат будет сформирован и тогда появится конкретный план действий. «Мы намерены проводить на российском рынке агрессивную маркетинговую политику, ориентируясь на завоевание большей доли ПК на базе наших процессоров как в секторе розничных продаж, так и на корпоративном рынке», — предупредил Александр Беленький.

Марина Тыщенко,
директор департамента ПК
московского представительства Hewlett-Packard:

«Если компания открывает свое представительство в России, то это свидетельствует о серьезности ее намерений на местном рынке. Однако перед AMD стоит трудная задача. Ведь еще в 80-е годы она проиграла соревнование с Intel, которая, объявив свою маркетинговую программу «Intel Inside», решила несколько задач. Intel не только резко потеснила своего конкурента, но и нивелировала брэнды Compaq, Hewlett-Packard, IBM и других производителей ПК. Тем самым она заняла позицию на вершине пирамиды системы поставок, где монопольно господствует второе десятилетие.

С таким монополистом AMD будет трудно сражаться, и вряд ли она сможет инвестировать в российский рынок достаточно средств, чтобы добиться существенных преимуществ. Ведь Intel уже активно работает и поддерживает как иностранных производителей brand name, так и локальные брэнды и большое количество сборщиков второго эшелона. Скорее всего, AMD сможет добиться определенного успеха, сыграв на соревновании между российскими брэндами, которые стремятся продвигать свои ПК на региональные рынки России, и множеством сборщиков no name в регионах».

Первая попытка

Летом 2000 г., после того как было закрыто российское представительство германо-австрийской компании CHI, через которую осуществлялись поставки в Россию процессоров AMD, и их продажами стала заниматься фирма «Харбор ПК», в европейской штаб-квартире AMD заявили о намерении открыть в Москве представительство. Тогда же Райнхард Фабритц, менеджер AMD по маркетингу в Восточной Европе, представил прессе трех сотрудников будущего офиса: Владимира Харитонова в качестве главы офиса, Валерия Рыбакова, менеджера по маркетингу продуктов, и Александра Суворова, технического специалиста. Однако ни в 2000 г., ни в 2001 г. представительство так и не стало юридическим лицом, а интересы AMD на отечественном рынке представлял Валерий Рыбаков, координировавший продажи процессоров.

В отличие от AMD, Intel открыла представительство в Москве более 10 лет назад. И, как подчеркивают ее руководители, добиться на местном рынке безусловного лидерства Intel смогла в значительной степени именно благодаря напряженной и эффективной работе сотрудников этого офиса.

AMD о своих технологиях

По мнению Роберта Стеда, директора AMD по маркетингу в странах Европы, будущие процессоры семейства Hammer благодаря расширенному набору команд для архитектуры x86 позволят пользователям осуществить плавный переход от 32-разрядных к 64-разрядным приложениям и резко повысить производительность компьютеров. Эти процессоры обеспечат также повышение производительности ПК в 32-разрядных средах — благодаря наличию интегрированных в кристалле контроллера памяти и системы скоростного ввода/вывода HyperTransport.

Как считает Роберт Стед, компании, убеждающие рынок в том, что Pentium 4 обладает непревзойденной производительностью, вводят пользователей в заблуждение. Один из его аргументов — процессоры Compaq Alpha, IBM Power4, HP PA8600, Intel Itanium, используемые при создании самых мощных серверов, не работают на частотах выше 1,1 ГГц, а их высокая производительность достигается за счет архитектурных и технологических решений.

Кроме того, Intel после выпуска Pentium 4 сама ввела понятие «реальной производительности», рассчитываемой по формуле:

Реальная = «Частота» x Число «инструкций за такт»
производительность

Поскольку процессор AMD Athlon XP выполняет больше инструкций за такт, чем процессор Intel Pentium 4, это отражается на реальной производительности — по данным независимых экспертов, ПК на базе Athlon XP 2000+ превосходят системы на основе Pentium 4 2 ГГц в разных приложениях на 5-15%.