Итоги 2002 года: взгляд аналитической компании

В то время, когда мы готовили эту рубрику «В центре внимания», IDC, на чьи данные ориентируются большинство игроков рынка принтеров, официально еще не объявила итоги прошлого года. Поэтому комментируя его результаты, представители многих компаний не называли цифры роста рынка, предпочитая дождаться выводов аналитиков.

И они в долгу не остались. Так, Дмитрий Фешин, аналитик московского представительства IDC, говорит о 10%-ном росте в целом по рынку (продано 1,9 млн. устройств). Правда, он отмечает, что по сравнению с 2001 г., когда рост составил 30%, динамика рынка замедлилась.

Объем рынка в денежном выражении также несколько сократился — до 410 млн. долл., что на 6% меньше, чем в 2001 г. Результат вполне объяснимый, если учесть, что большая часть продаж приходится на модели начального уровня, стоимость которых неуклонно сокращается. Кроме того, на уровень цен повлиял выход на рынок лазерных принтеров компании Samsung, которая установила довольно агрессивные цены на свою продукцию и де-факто заставила других поставщиков пересмотреть ценовую политику.

Говоря о рынке принтеров в целом, Фешин отмечает, что ведущие игроки увеличили продажи. «Эти компании предложили новые устройства, которые заиинтересовали рынок. Кроме того, вендоры проводили активную маркетинговую работу. Совокупность этих факторов обеспечила рост», — добавляет он. В IDC отмечают, что первые три квартала 2002 г. были достаточно «вялыми» и возникли подозрения, что прогнозы роста могут не оправдаться. Но результаты последнего квартала рассеяли все сомнения. Так, по данным IDC, ряд поставщиков, особенно производители струйных устройств, в этот период «сделали» чуть ли не половину своих продаж.

Эти результаты не следует объяснять только традиционным предновогодним всплеском розничных продаж. Дмитрий Фешин обращает внимание на крупные поставки в корпоративный сектор. Многие клиенты «закрывали бюджеты» и осуществляли массовые закупки. Кроме того, как отмечает IDC, всплеск продаж в конце года мог быть связан с процессами, происходившими в других секторах российской экономики. Например, некоторую стагнацию розничных продаж можно связать с введением пошлин на подержанные автомобили иностранного производства.

Естественно, это оттянуло часть сбережений населения, которые потенциально могли были быть потрачены на приобретение ИТ-оборудования.

Струйные принтеры

По данным IDC, этот сегмент рынка принтеров сократился почти на 4% (в деньгах), а в штучном выражении рост продаж струйных моделей составил 18%. Лидирует на этом рынке НР (и в штуках, и в деньгах), второе место, с небольшим отрывом, принадлежит Epson. У обоих поставщиков объемы продаж в прошлом году значительно выросли.

Оставшиеся два игрока — Canon и Lexmark — также ведут между собой напряженную борьбу, причем благодаря успешной работе в конце года последняя смогла опередить конкурента.

Как уже отмечалось выше, основной объем продаж (в штуках) приходится на устройства начального уровня. На рынке струйных аппаратов это устройства стоимостью менее 100 долл. Лидером здесь стала Epson, второе место за НР. Более дорогой сегмент рынка струйных принтеров — устройства стоимостью от 100 до 200 долл. — несколько уменьшился в объеме. Но, как отмечает Дмитрий Фешин, это не свидетельствует о каких-то драматических изменениях: «Струйные принтеры немного подешевели, средняя цена упала. Кроме того, спрос на более дорогие продукты несколько уменьшился по сравнению с прошлым годом».

То же самое можно сказать и об устройствах стоимостью от 200 до 300 долл. Объем их продаж незначительно сократился.

Однако на следующий год IDC прогнозирует рост продаж «дорогих» принтеров, обусловленный тем, что в этот сегмент попадает большинство доступных фотопринтеров. Сопряженный с этим рынком динамично развивающийся рынок цифровых фотокамер будет способствовать увеличению продаж фотопринтеров.

Если основными потребителями оборудования из упомянутых выше сегментов являются домашние пользователи, то принтеры стоимостью выше 300 долл. ориентированы в основном на корпоративных заказчиков. Преобладают здесь устройства стоимостью от 300 до 400 долл., а доминирует компания НР.

И наконец, самый дорогой сегмент — принтеры дороже 400 долл. Речь идет о большинстве моделей фотопринтеров формата А3. Основной игрок здесь Epson, что неудивительно: фотопечать — «конек» этого вендора.

Лазерные принтеры

Цветные лазерные принтеры. Аналитики и вендоры давно предсказывали бум на этом рынке. И хотя продажи цветных лазерных принтеров из года в год росли опережающими темпами, говорить о том, что этот сегмент стал играть важную роль, было бы преждевременно. В прошедшем году рынок цветных принтеров продолжил свой рост.

Причем IDC отмечает, что в штучном выражении он вырос больше других (на 25%) благодаря тому, что поставщики предложили новые, более дешевые модели по цене менее 1000 долл. Кроме того, при обновлении модельного ряда вместо старых четырехпроходных принтеров вендоры предлагают однопроходные модели почти за те же деньги. Естественно, это подхлестнуло спрос.

Дмитрий Фешин считает, что на относительно недорогие принтеры (стоимостью до 3 тыс. долл.) существовал отложенный спрос со стороны покупателей, который возник на волне смены модельного ряда. Также не стоит сбрасывать со счетов значительное увеличение скорости цветной печати и положительные тенденции, связанные со снижением стоимости владения. Благодаря этому новинки продавались практически «с колес».

Лидерами рынка цветной лазерной печати стали HP и Xerox, причем по штукам HP опережает Xerox, а в деньгах последняя далеко впереди. Кроме того, заметными игроками в этом сегменте рынка являются Epson и МВ. А вот Oki сдала позиции, вероятно, потому, что вендор обновлял модельный ряд и на этом фоне возникли некоторые проблемы с доступностью оборудования. Но Фешин считает, что в текущем году компания сможет занять достойное место среди поставщиков цветных лазерных принтеров.

Монохромные лазерные принтеры. Рост этого сегмента рынка в прошлом году составил 14% (в штуках). Причем наибольшими темпами увеличивались продажи устройств со скоростью печати свыше 21 стр./мин. Наивысшие темпы роста — более 85% — показали устройства 21—30 стр./мин. и свыше 45 стр./мин. Естественно, выросли продажи принтеров со скоростью печати менее 14 стр./мин. Наименьший прирост (всего 8%) был в сегменте устройств со скоростью печати 14—20 стр./мин. Если говорить в целом о монохромных лазерных принтерах, то здесь традиционно лидирует НР. Неожиданно заняли второе место Canon (в штуках) и Xerox (в деньгах).

И другие...

Если говорить о других устройствах печати, то IDC констатирует сокращение продаж матричных принтеров (на 37%). При этом 2002 г. можно считать переломным для этого сектора рынка — объем продаж перестал расти. Можно сказать, что матричные принтеры превратились в нишевый продукт, применяемый, например, в POS-терминалах и в бухгалтерии. В то же время, возможно, что рынок этих устройств будет еще долго держаться за счет регионов.

Другой, пока не очень крупный сегмент рынка устройств печати — многофункциональные устройства (МФУ). «Конечно, по сравнению с рынком принтеров это небольшой сегмент, но он заметно увеличивается», — отмечает Фешин. Так, в прошлом году рост рынка МФУ в несколько раз превзошел показатели роста рынка принтеров. В течение всего прошлого года вендоры уделяли немало внимания этому сегменту. Поэтому показанный результат можно считать вполне закономерным.