Пожалуй, уже трудно найти фирму или организацию, где не использовались бы лазерные принтеры. Все более популярными они становятся и у домашних пользователей. Эти устройства печати распространены столь широко, что сегодня уже сложно представить, что первенец, НР LaserJet, появился на свет всего лишь 19 лет назад (в прошлом году он отметил свое «совершеннолетие»). На разработку технологии лазерной печати Hewlett-Packard затратила более 10 лет и около 2,5 млрд. долл. Неудивительно, что компания прочно занимает лидирующее положение на этом рынке.

Российский рынок принтеров продолжает активно расти, при этом сегмент лазерной печати растет опережающими темпами. В течение 2002 г. вендоры вовсю обновляли продуктовые линейки, представив более 40 новых моделей. Наряду с увеличением скорости печати при снижении цены устройств (и соответственно падении прибыльности) ведущие игроки отмечают еще две тенденции, заметно проявившиеся в прошлом году: значительный рост интереса российских пользователей к многофункциональным устройствам (МФУ) и цветным лазерным принтерам. Хотя объемы этих сегментов все еще достаточно скромны, темпы роста заставляют ведущих производителей уделять им пристальное внимание. Так, Константин Паршин, директор департамента дистрибуции компании «Ксерокс (Россия и СНГ)», считает, что лазерная печать в офисе начинает мигрировать в сторону МФУ и это долгосрочная тенденция, которая может оказать сильное влияние на рынок в целом.

Цветная печать — все «в розовом цвете»

Практически все ведущие производители уделяют этому направлению повышенное внимание — в течение года было выпущено более 20 моделей цветных лазерных принтеров. Эти относительно недорогие новинки определили рост в данном сегменте, который стал наиболее заметен в конце года. «IDC прогнозировала рост на 45% по сравнению с 2001 г., но по итогам первых трех кварталов мы опасались, что этого не случится. В IV квартале произошел настоящий скачок: было продано практически столько же устройств, сколько за три предыдущих. Мы оцениваем емкость российского рынка в 2003 г. в 10 тыс. цветных лазерных принтеров, и это куда более смелый прогноз, чем дает IDC», — говорит Андрей Кириян, менеджер по маркетингу московского представительства Oki. По его словам, компания намерена сосредоточить усилия на разработке цветных печатающих устройств нового поколения, отказавшись от выпуска новых моделей в некоторых других сегментах (в частности, в сегментах low-end и монохромных МФУ).

Александр Дадаян, менеджер по продажам московского представительства Minolta-QMS, одним из значимых событий для компании считает выпуск цветного лазерного принтера стоимостью менее 1 тыс. долл. «Мы вошли в более дешевый сегмент рынка, который не разработан. Я считаю, что основные продажи сосредоточатся именно в ценовом диапазоне от 900 до 1200 долл., при этом можно ожидать переключения некоторой части пользователей струйных принтеров на лазерную печать», — утверждает он.

По мнению Юлии Туровой, руководителя отдела корпоративных решений московского представительства Lexmark, рост популярности цветных лазерных принтеров объясняется и тем обстоятельством, что стоимость сделанных на них черно-белых документов практически совпадает со стоимостью их печати на монохромном принтере. Используя один корпоративный принтер, можно печатать черновики и внутренние документы в черно-белом варианте, а презентационные материалы — в цветном. Сегодня, пожалуй, сложно представить тотальную замену черно-белых лазерных принтеров на цветные, но стоит вспомнить, что еще не так давно подобная ситуация наблюдалась на рынке струйных принтеров.

Low-end жив, а маржи уже нет...

Рост продаж лазерных принтеров в значительной степени был вызван повышением спроса на недорогие модели начального уровня, традиционно популярные в России.

Особенно это было заметно в сегменте принтеров со скоростью печати 9—12 стр./мин.
«Значительную часть рынка по-прежнему составляет сегмент low-end, но это уже далеко не тот low-end, который был еще пару лет назад. При значительном снижении цен повышается функциональность и производительность этих устройств. В обозримом будущем новые модели принтеров начального уровня будут печатать со скоростью 15—18 стр./мин», — утверждает Юлия Турова.

Но не все вендоры полностью разделяют это мнение. Если считать такую производительность критерием для моделей начального уровня, то неизбежно возникнет сегмент ultra low-end, который займут другие игроки. Для рынка SOHO, и особенно для домашних пользователей, скорость печати (при ее малом объеме — 10—15 стр. в день) не имеет заметного значения, важнее, пожалуй, скорость вывода первой страницы. И конечно, определяющую роль при выборе ими того ини иного лазерного принтера играет цена, которая, по выражению представителей некоторых вендоров, уже сегодня «искусственно опущена ниже минимума».

В этой связи показателен пример Samsung — компании, известной своей универсальностью и ставшей одним из наиболее молодых игроков на российском рынке лазерных принтеров. Агрессивная ценовая политика в сочетании с массированной рекламной кампанией позволила ей обойти по количеству проданных принтеров в сегменте low-end традиционного лидера — HP. И хотя в целом по итогам прошлого года НР сохранила лидирующие позиции, ее доля в этом сегменте уменьшилась почти вдвое.

Обвал цен и жесткая конкуренция на рынке лазерных принтеров начального уровня неизбежно приводят к снижению маржи в канале, и больше всего от этого страдают дистрибьюторы. Эта тенденция наблюдается уже достаточно давно. Увы, подобное положение дел характерно для всех массовых продуктов.

Революций не предвидится...

На растущем российском рынке представлены уже практически все производители лазерных принтеров и ожидать появления новых игроков не стоит.

Но, может быть, стоит ждать открытия производства лазерных принтеров в России? Виктор Мочалов, генеральный директор компании АРТ, сомневается в этом: «Неразвитость технологической базы, явная неготовность вендоров вкладывать средства в создание серьезных производств на территории России могут привести лишь к «отверточной» сборке. Но это возможно на рынке ПК, а не на рынке лазерных принтеров. По крайней мере, в течение нескольких ближайших лет я не вижу никаких перспектив у локальных сборщиков».

В то же время некоторые вендоры не исключают гипотетической возможности появления российских ОЕМ-производителей принтеров. «Если кому-то понадобится разовая партия принтеров порядка 10 тыс. шт., то сделать это вполне реально. Но вряд ли это будет достаточно долгосрочная с точки зрения развития дистрибуции модель бизнеса», — считает Евгений Михайлов, начальник департамента коммерческих продаж подразделения печати и цифровой обработки изображений московского представительства HP.

А по мнению Андрея Кирияна, «ОЕМ-производство принтеров вполне возможно, если за это возьмется крупный российский сборщик ПК. Почему бы, к примеру, компаниям «Аквариус» или «Крафтвэй» не включать в корпоративные поставки принтеры под собственной торговой маркой?».

В этой связи представители вендоров отмечают, что продажа принтеров интересна, в том числе и поставкой расходных материалов, и судьба потенциального ОЕМ-продукта во многом будет зависеть именно от них.

Кардинальных изменений не предвидится и в маркетинговой политике. «Очень важно придерживаться стабильности в работе с каналом, любое изменение он воспринимает негативно», — считает Евгений Михайлов. Соглашаясь с ним, представители других вендоров отмечают, что будут использовать традиционный набор маркетинговых инструментов: поощрительно-накопительные системы скидок и бонусов, акции типа «Купил 10 принтеров — получи 11-й бесплатно!», прямое поощрение призами и подарками лучших продавцов в розничных сетях и т. п. Естественно, особое внимание — региональным партнерам.

Перспективы текущего года вендоры связывают с развитием макроэкономической ситуации в России, с ценой на нефть на мировом рынке.

Важной составляющей для их бизнеса является дальнейшее развитие «безбумажного документооборота» — чем более доступны и востребованы станут электронные документы, тем чаще будет возникать потребность в их печати.