Новый планшет для российского рынка под маркой Explay получил индекс D8.2 3G. Характеристики устройства трудно назвать передовыми: двухъядерный процессор MTK8312/1,2 ГГц, восьми­дюймовый экран (1027×768 точек), две камеры с сенсорами 2 и 0,3 Мпиксела, GPS, Wi-Fi и, наконец, вес — целых 400 граммов. Однако планшет представляют как новинку. В чем же его новизна? В наличии 3G-модуля, способного обеспечить не только интернет-доступ, но и сервисы сотовой телефонии.

«Красная» цена планшета с такими характеристиками сегодня вряд ли может быть более 5 тыс. руб., но рекомендованная, по которой новинка предлагается рынку, составляет 6,99 тыс. руб. Добавление к модели с характеристиками позапрошлого года радиомодуля стоимостью в несколько десятков центов и еще одной антенны вдобавок к Wi-Fi и Bluetooth увеличивает ее цену на десятки долларов. Впрочем, ценовая политика никого не удивляет: устройство найдет своего покупателя.

Взятая в качестве примера модель бренда второго эшелона наиболее выразительна, но в том, что касается ее конфигурации и цены, не уникальна. Аналогичным образом поступают практически все производители планшетов, включая лидирующих в этом сегменте Samsung и Google, причем не только в сегменте low-end-решений. В результате «таблетки» стали сезонным товаром — множество предлагаемых покупателям по завышенной цене «новинок» уже безнадежно устарели, купившие их через короткое время это поймут и будут вынуждены потратить деньги на новое устройство. На быстрорастущем рынке такая политика пока работает и приносит деньги, хотя и оказывает негативное влияние как на планшеты как класс устройств (снижается удовлетворенность покупателей), так и на самих произ­водителей (ситуация не лучшим образом сказывается на лояльности к маркам).

Компания, которая предложит рынку по разумной цене планшет, способный оставаться актуальным в течение нескольких сезонов, получит заметное конкурентное преимущество. ­Такое устройство должно иметь LTE-модуль (ограничение беспроводных коммуникаций 3G сейчас выглядит просто нелепо), поддержку NFC (пусть пока это почти экзотика, но платежные системы, производители периферии и элементов для «умных» домов делают все, чтобы этот модуль стал must have), HD-экран (даже не столько для просмотра фильмов без конвертации, сколько для стандартизации графики, веб-страниц и другого контента), приличную камеру, не только основную, но и фронтальную (не столько для селфшотов, сколько для работы в режиме «цифрового зеркала» с возможностью увеличения картинки без потери детализации, что актуально для макияжа и бритья) и процессор с частотой как минимум от 1,5 ГГц. Как видите, пока таких решений совсем немного. Но когда рынок «насытится» «долгоиграющими» решениями, настанет черед инноваций.

Они есть и сегодня, но их совсем немного. К очевидным и актуальным для массового пользователя инновационным решениям можно отнести водонепроницаемость планшетов (такие решения предлагает, например, Sony), удобные форм-факторы (например, Lenovo, сделав обтекаемый выступ на одной из сторон корпуса планшетов Yoga, не только улучшила эргономику, но и разместила в добавленном объеме батарею увеличенной емкости), элементы, повышающие эргономику при использовании устройства как в режиме планшета (например, откидной упор для размещения устройства на столе в упомянутом Yoga, или стилус, прилагаемый к некоторым планшетам Samsung Galaxy), так и в режиме телефона (например, bluetooth-гарнитура в виде трубки-«спутника» с возможностью набора номера и доступа к адресной книге, анонсированной для Alcatel Hero). Как видно, интересные инновационные решения существуют, но они не оказывают должного влияния на развитие рынка.

Конечно, реселлеры могут следовать курсом «продаем устаревшие вчера модели сегодня, чтобы покупатели пришли к нам завтра, а тогда цикл повторим», ведь, как мы уже отмечали, пока такой подход ра­ботает. Но можно пойти другим путем, сконцентрировавшись на продвижении инновационных моделей. Этот путь сложнее, так как предполагает взвешенный подход к формирова­нию модельного ряда, требу­ет усилий для продвижения не самых дешевых гаджетов, просвещение пользователей, то есть, по сути, формирование рынка. Однако при этом ­реселлер получает не только моральное удовлетворение, но и более высокий средний чек — инновационные модели по понятной причине недешевы — лояльность клиентов, ­возможность продавать им ­продвинутые опции (например, беспроводную акустику, пико­проекторы и т. д.) и другие пре­иму­щества.

Автор — внештатный обозреватель CRN/RE.