Японская корпорация Sony официально отказалась от производства своих легендарных ПК под брендом VAIO. Выход из этого бизнеса стал частью новой стратегии кор­порации по урезанию неэффективных расходов — подразделение было убыточным. Теперь корпорация делает ставку только на свой все еще прибыльный бизнес уст­ройств для развлечений.

Компьютерное направление Sony в свое время собиралась приобрести китайская компания Lenovo, но в итоге бренд VAIO вместе со всеми сотрудниками и мощностями отойдет инвестиционному фонду Japan Industrial Partners. О сумме сделки не сообщается, но аналитики оценивают актив в 400–500 млн. долл. По условиям сделки, Japan Industrial Partners создаст в Японии новое предприятие, которое возьмет на себя функции управления компьютерным бизнесом Sony. Завершение сделки ожидается в марте 2014 г.

Бренд VAIO, скорее всего, прекратит свое существование на международном рынке. Однако внутри страны его обещают сохранить. Сегодняшние владельцы компьютеров Sony продолжат получать техподдержку.

Сама японская компания объясняет отказ от VAIO тем, что хочет сконцентрироваться на мобильных устройствах — планшетах и смартфонах. По дан­ным IDC, мировые продажи ПК в IV квартале 2013 г. составили 82,2 млн. штук. Это на 5,6% меньше, чем было продано в конце 2012 г. Продажи ПК ­падают даже не на самом на­сыщенном рынке — в России: в последнем квартале 2013 г., по данным IDC, поставки сократились на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., до 2,7 млн. штук.

Из официального пресс-релиза Sony

Sony активно осуществляет стратегию перестройки всего своего бизнеса электроники, как и было объявлено в апреле 2012 г. В сегментах фото/видеотехники, игровых консолей и мобильных устройств, выделенных компанией как три главных направления бизнеса, которые будут двигать рост ее бизнеса электроники, Sony достигла значительного прогресса в осуществлении этой стратегии. <...> В то же время компания пришла к выводу, что ее бизнесы ПК и ЖК-телевизоров требуют безотлагательного повышения прибыльности, и осуществила целый ряд мер по их реформированию.

<...> Корпорация Sony и Japan Industrial Partners Inc. (JIP) подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий намерения сторон, а именно намерение Sony продать JIP свой ПК-бизнес, функционирующий сейчас под брендом VAIO.

<...> В рамках передачи своего бизнеса JIP корпорация Sony прекратит планирование, проектирование и разработку ПК-продуктов. Производство и сбыт также будут прекращены после всемирного старта весенней линейки 2014 г. Тем не менее после ухода с ПК-рынка Sony будет продолжать предоставлять своим заказчикам послепродажное сервисное обслуживание.

Аналитики объясняют такое положение дел тем, что отрасли не хватает инновационности: ПК приобрела уже критическая масса пользователей, а стиму­лов для того, чтобы менять их на более новые, с каждым годом становится все меньше и меньше. Доля Sony VAIO на мировом рынке ПК сейчас ничтожная: порядка 2%. По этой причине компьютеры для вендора уже не являются ни прибыльным бизнесом, ни перспективным рынком, за который стоило бы бороться. Многие аналитики поэтому называют сделку с JIP успехом для Sony, ведь в случае отсутствия покупателя этот бизнес пришлось бы попросту закрыть.

Аналитики о сделке

Мари-Кристин Пигот (Marie-Christine Pygott), старший аналитик по персональным системам компании Context: «Решение Sony выйти из ПК-бизнеса стало результатом не только ­работы на сокращающемся рынке, но и того обстоятельства, что компания была одним из его небольших игроков. В условиях сокращения традиционного ПК-рынка, особенно в сегменте потребительских мобильных ПК, где работала Sony и где спрос все более смещался к планшетам и смартфонам, таким игрокам становилось все труднее сохранять прибыльность, поскольку они не имели экономии от масштаба, которая есть у крупных вендоров. Решив нацелиться на смартфоны и планшеты, Sony намерена теперь использовать имеющиеся в этих сегментах возможности роста. Однако и здесь есть свои трудности, особенно на планшетном рынке, куда стремятся выйти все больше игроков, а это ведет к росту конкуренции и, как результат, снижению уровня цен и сужению маржи».

По данным Context, доля ноутбуков Sony в каналах дистрибуции в Западной Европе в 2012–2013 гг. составляла 1,5–2%.

Роджер Кэй, главный аналитик фирмы ­Endpoint Technology Associates, говорит, что ­пока Sony разбиралась с ценами на Vaio, подразделение теряло деньги: «Много лет назад, Sony была настоящей угрозой для конкурентов в ПК-бизнесе, но утратила эти позиции из-за цен. Ноутбуки Vaio совсем неплохие, но какова их ниша? Они не могли конкурировать с Lenovo и ThinkPad в корпоративном сегменте и были слишком дороги для того, чтобы конкурировать на потребительском рынке».

Что касается спада на традиционном рынке ПК, то Кэй полагает, что уход Sony может подтолкнуть других производителей пересмотреть свой ПК-бизнес: «Будут ли уходить другие игроки? Я думаю, да».

Аннетт Джамп, директор по исследованиям рынка клиентских компьютеров исследовательской компании Gartner: «Действительно, Sony в этом квартале уходит с рынка ПК в Европе и России. Я полагаю, что некоторые другие вендоры — производители ПК среднего уровня (не называю их имен и марок), которые не име­ют необходимых возможностей для масштабирования бизнеса или не развивают бизнес в других сегментах рынка, таких как планшеты и смартфоны, могли бы также задуматься над дальнейшей судьбой своего бизнеса ПК».

Наталья Виноградова, аналитик «IDC-Россия»: «В настоящее время рынок мобильных ПК переживает не лучшие времена, если ­рассматривать его отдельно от планшетных устройств. Согласно данным IDC Quarterly PC Tracker, по итогам года сегмент ноутбуков сократился на 32,1% по сравнению с показателями 2012 г. Падение роста поставок ПК Sony в России составило 36,7% год к году. Из чего можно сделать вывод, что на сегодня ПК-бизнес Sony не является прибыльным. Данная ситуация кардинально не отличается от положения дел компании в Центральной и Восточной Европе (СЕЕ). По результатам IV квартала 2013 г. в этом регионе общие объемы поставок упали на 27,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Скорее всего, этот факт и стал одной из основных причин отказа Sony от производства персональных компьютеров.

На российском ПК-рынке двузначной доли показателей достигли только Lenovo, Acer Group, ASUS и Hewlett-Packard. По итогам 2013 г. доля Sony сократилась до 3,1%. Исчезновение компьютеров с маркой Sony VAIO не должно нанести такой же сильный удар по рынку, какой в свое время нанесла Samsung, сократив по итогам 2013 г. поставки ноутбуков в России почти на 1,2 млн. штук.

Очевидно, что одновременно со снижением объемов рынка ПК на нем останутся толь­ко более сильные в конкурентном отношении вендоры».

Причин, по которым Sony не удалось покорить рынок ПК, много. Но главная из них заключается в том, что японская корпорация играла в премиум-сегменте, но фактически не смогла предложить клиентам никаких существенных опций, за которые те должны были доплачивать. Иными словами, если ­Apple, продавая компьютер дороже 1 тыс. долл., предлагает пользователю еще и доступ к собственной уникальной эко­системе и операционной системе, то Sony лишь снабжала Windows парочкой фирменных утилит. А рынок, на котором ­качество ПО имеет едва ли не большее значение, чем качество «железа», VAIO не воспринял: более дешевых альтернатив, но с тем же функционалом было полно.

Тем не менее в разные годы подразделение Sony VAIO производило великолепные, знаковые компьютеры. Сам бренд вывели на рынок еще в далеком 1996 г. И эти ПК в свое время продавались миллионами.

CRN/RE предлагает вспомнить уникальные компьютеры VAIO.

  1. VAIO PCV-90, появившийся в продаже 18 лет назад, в свое время был самым мощным и стильным в мире, неко­торые его экземпляры функционируют до сих пор. Компьютер на базе процессора Pentium с тактовой частотой 200 МГц имел беспрецедентные на тот момент объемы памяти: 32 Мбайт оперативной и 2,5 Гбайт памяти на жестком диске и работал под управлением Windows 95. Вдобавок ко всему он отлично выглядел. Это едва ли не первый в мире мощный ПК с «дружелюбным» дизайном и полным набором мультимедиа-инструментов.

  2. VAIO PCG-707 стал первым ноутбуком в портфолио компании. В продаже он появился в июле 1997 г. То было 12,1-дюймовое устройство, экран кото­рого под­держивал разрешение 1024×768 точек. Такая насыщенность матрицы делала этот лэптоп уникальным в своем роде. А еще тут были съемный привод для чтения CD-дисков, модем, способный работать на скорости 33,6 Кбит/с, 128 Мбайт оперативной памяти (для пор­тативных компьютеров того времени это казалось немыслимым) и жесткий диск на 2,1 Гбайт ­памяти. Заряда литий-ионного аккумулятора хватало примерно на три часа автономной работы.

  3. VAIO PCG-Z1/P. Ноутбуки серии Z много лет считались эталоном среди портативных ПК. Устройство, о котором идет речь, было представлено в 2003 г. У него был выдаю­щийся дисплей (14,1 дюйма) с разрешением 1400×1050 точек и батарея, способная поддерживать ноутбук на протяжении семи часов. Поскольку позволить себе такой компьютер могли только бизнесмены и топ-менеджеры, выглядел он настолько хорошо, что и сегодня не кажется устаревшим.

  4. В 2009 г. под брендом VAIO P вышла серия устройств, которые могли бы стать настоящей революцией, но в силу не зависящих от Sony причин так и не стали. Речь идет о 8-дюймовых лэптопах, дисплеи которых ­имели фантастическое разреше­ние 1600×786, процессор Intel Atom с тактовой частотой 1,33 ГГц, 2 Гбайт оперативной памяти и жесткий диск на 6 Гбайт. В рекламной кампании Sony сделала акцент на том, что ее ноутбуки помещаются в карман.

    На момент выхода VAIO P самыми обсуждаемыми устройствами были нетбуки — ультрапортативные и ультрадешевые ноутбуки. Sony решила перехитрить рынок и предложить ультракомпактный компьютер, довольно дорогой, зато эффектно выглядящий и работающий так же хорошо, как «большая» система. Но чуда не случилось: VAIO P оказались медленными. И работать за их миниатюрными дисплеями сколько-нибудь долго было трудно. Ну а потом Стив Джобс показал свой iPad, и стало ясно, что нетбуки как альтернатива традиционным громоздким ПК уже никому не нужны.

  5. VAIO W ALL-IN-ONE — едва ли не единственная успешная попытка совместить сразу ПК и телевизор. Sony предложила необычный для того времени компьютер, который благодаря встроенной ТВ-антенне принимал и телепрограммы. ПК с 15,3-дюймовым экраном продавался вместе с пультом дистанционного управления и довольно широким набором специализированных программ мультимедиа. Несмотря на то что идея «скрестить» компьютер и телевизор оказалась не самой удачной, устройство у Sony получилось хорошее, и продавалось оно тоже совсем не плохо.

Комментарии дистрибьюторов

Александр Алексеев, коммерческий директор ELKO Russia: «Sony — один из наших старейших стратегических партнеров ELKO, мы сотрудничаем с 1994 года, вместе строили канал продаж ИТ-уст­ройств и добились определенных успехов. Мы ожидали подобного решения вендора и относимся к нему с пониманием. В последнее время доля компании на российском рынке ПК была сравнительно невелика. Однако среди наших дилеров есть много приверженцев именно этой торговой марки. Поставки не прекратятся одномоментно, и мы надеемся, что сможем предложить нашим партнерам набирающие популярность планшетные ПК и смартфоны, а также альтернативные решения других про­изводителей.

Несмотря на снижение объемов продаж традиционных ПК, продукция все еще востребована в определенных сегментах рынка и будет актуальна в будущем».

Андрей Коско, руководитель направления «Ноутбу­ки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция»: «Мы бы очень хотели продолжать работать с Sony VAIO, особенно — по линейке Serious VAIO.

Уход Sony из массового сегмента вполне логичен. Дело в том, что вендор хорошо зарекомендовал себя в верхнем ценовом сегменте. Кроме того, уход Sony с рынка ноутбуков — это большая потеря для всех, ведь многие их технологические решения активно использовались всеми производителями. Что касается влияния решения Sony на бизнес нашей компании, то могу сказать, что за прошлый год доля Sony VAIO в обороте „Марвел-Дистрибуции“ была на уровне половины процента, и потому говорить о „серьезном негативном влиянии на бизнес нашей компании“ не совсем корректно.

Возможно ли в течение ближайшего года ожи­дать от других вендоров отказа от производства и продаж ПК как „недостаточно востребованной“ рынком продукции? Прежде всего не соглашусь с тако­й оценкой рынка ноутбуков. Дело не в „недостаточной“ востребованности (рынок ноутбуков, несмотря на падение в 2013 г., остается значимым), а в прошлогодней переоценке аналитиками возможностей спроса. Рынок характеризуется очень же­сткой конкуренцией, что закономерно проявляется в уходе некоторых игроков. Sony не единственный случай. Возможно, прежде чем вовсе отказаться от ноутбуков, имело бы смысл репозиционирование, уход в нишевые сегменты, но это моя точка зрения. У штаб-квартир вендоров, как мы видим, мнение иное».