На полках компьютерных магазинов сетевое оборудование соседствует с клавиатурами и ковриками для мышек

Прогресс неумолим. Не так давно вычислительный центр занимал как минимум пол-этажа в типовом НИИ, а ЭВМ обслуживали посменно несколько бригад специалистов.

Сегодня же на столе у простых школьников стоят ПК с такой производительностью, о которой несколько десятков лет назад доктора и академики, работающие над важнейшими государственными проектами, не могли и мечтать.

Сходные процессы происходят в настоящее время и с сетевым оборудованием: многие устройства, которые еще вчера считались последним словом компьютерной индустрии и стоили немалых денег, сегодня перекочевали в нишу потребительских товаров и стали по карману предприятиям СМБ и домашним пользователям. Приобрести эту продукцию можно практически в любом, даже небольшом магазине, торгующем бытовой электроникой и компьютерной техникой, или же купить через Интернет.

Такова общая тенденция. А как обстоит дело в деталях?

Прежде всего следует определить, какие именно устройства игроки рынка сегодня относят к категории массовых потребительских товаров, часто еще называемых «коробочными». Специалисты указывают три ключевых критерия для такого отбора — стоимость, простоту установки и простоту эксплуатации. Понятно, что предприятия СМБ и домашние пользователи не станут покупать дорогие устройства, к тому же требующие для инсталляции привлечения квалифицированных инженеров.

Как показал анализ продуктового ряда, группы изделий, отобранных по каждому из указанных критериев, практически полностью совпали. Что же входит в эту категорию?

До недавнего времени здесь доминировали сетевые платы и концентраторы. Но уже в прошлом году продажи концентраторов резко уменьшились и сегодня практически полностью прекратились. Ведь за меньшие деньги можно купить достаточно мощный коммутатор, функциональные возможности которого гораздо шире, чем у концентраторов. Сегодня 5-портовый неуправляемый коммутатор стоит порядка 30 долл., 8-портовый — 40 долл., а 16-портовый — чуть больше 70 долл. Для сравнения отметим, что цена сетевого адаптера составляет примерно 10 долл. Неудивительно, что неуправляемые коммутаторы заняли большую долю рынка «коробочного» сетевого оборудования. Так, по данным компании D-Link, объем продаж неуправляемых коммутаторов на 5—8 портов составляет несколько десятков тысяч устройств в квартал.

Серьезные перемены происходят также и в сегменте сетевых адаптеров. У этих устройств появился серьезный конкурент — системные платы, в которые интегрирован сетевой адаптер. Мнения игроков рынка о дальнейшей судьбе сетевых адаптеров разделились — одни считают, что года через два этот вид продукции также исчезнет, другие говорят, что адаптеры уцелеют благодаря сильнейшей конкуренции на рынке системных плат — здесь решающую роль в конкурентной борьбе играет цена, и разница в один-два доллара часто является определяющим фактором. Понятно, что системные платы без интегрированного сетевого адаптера будут дешевле и на такую продукцию еще долго сохранится высокий спрос.

К категории «коробочных» продуктов сегодня также относят шлюзы, медиаконверторы, устройства широкополосного доступа, беспроводные устройства, оборудование HPNA, DSL и кабельные модемы. Некоторые поставщики заявляют, что в этот список следует включить и их оборудование для проведения видеоконференций (пока эти решения еще довольно дороги) и системы IP-телефонии. Возможно, сегодня такие заявления кажутся преждевременными, но в ближайшем будущем эти решения, безусловно, станут ходовым «коробочным» товаром.

Более «тяжелые» и сложные устройства, начиная с управляемых коммутаторов и выше, по-прежнему считаются «интеграторскими» продуктами — их приобретают системные интеграторы для установки у крупных заказчиков.

Как уже говорилось, одним из критериев, по которому сетевое оборудование может быть отнесено к категории «коробочного», является его стоимость.

Существует несколько ценовых ниш. Относительно нижнего и верхнего ценового сегмента разногласий у игроков рынка не возникает — если цена устройства составляет менее 100 долл., то оно однозначно относится к категории «коробочных», если более 1000 долл. — это «интеграторский» товар. Свобода для маневра осталась в среднем диапазоне — одни проводят черту на уровне 200—300 долл., другие объявляют границей «коробочной» зоны 500—600 долл. Вендоры пользуются этим «люфтом», чтобы обосновать свою маркетинговую и продуктовую стратегию.

Надо отметить, что важны не абсолютные цифры, а тенденции — цены на все виды оборудования снижаются, устройства становятся все более «интеллектуальными», а следовательно, более простыми в эксплуатации. Практически все «коробочные» изделия работают по принципу plug&play. Для инсталляции такого устройства нужно обладать лишь минимальной квалификацией — достаточно лишь прочитать инструкцию и правильно подключить кабели. Говорят, что собрать ПК намного сложнее.

Другая отрадная тенденция — вытеснение дешевой продукции безымянных производителей из Юго-Восточной Азии устройствами известных компаний.

В целом вендоры и дистрибьюторы оптимистично оценивают перспективы российского рынка «коробочного» сетевого оборудования. Большой рост продаж компенсирует снижение цен, и это позволяет компаниям получать прибыль. Например, в представительстве SMC сообщили, что в 2002 г. по сравнению с 2001 г. объем продаж по числу устройств вырос примерно в три раза, а в денежном выражении рост составил 40%.

Пока цены в нашей стране падают быстрее, чем растет рынок, но, по мнению ряда игроков, такая ситуация сохранится недолго. Стоимость изделий начального уровня уже практически подошла к нижнему пределу. Так что ожидать значительного снижения цен на продукцию начального уровня не приходится. Маржа дистрибьюторов не превышает 5%, маржа дилеров — немногим больше 5%.

С другой стороны, в недалеком будущем ассортимент «коробочных» сетевых продуктов пополнят устройства, которые сегодня относятся к категории «интеграторских».

Наконец, все игроки рынка сетевого оборудования рассчитывают на более активный спрос со стороны предприятий СМБ, а также на огромный потенциал рынка домашних пользователей — немало семей имеет более одного компьютера, в локальные сети объединятся подъезды и дома, все больше пользователей подключаются к Интернету по выделенным каналам. К слову, Интернет-провайдеры — это, по сути, еще один канал сбыта массового сетевого оборудования. Зарубежные операторы связи кроме предоставления услуг также продают клиентам оконечные устройства. В нашей стране этот бизнес пока не развит, вероятно, провайдерам хватает денег, которые им платят за трафик. Но со временем они воспользуются западным опытом.

На рынок SOHO обратили внимание и те игроки рынка, вендоры и дистрибьюторы, которые всегда предпочитали работать с корпоративными клиентами. Например, компания Cisco Systems купила весной этого года фирму Linksys (см. CRN/RE № 6/2003), а в рамках группы Allied Telesyn создана фирма Corega International (см. CRN/RE № 24/2002).

Продукция Linksys и Corega предназначена именно для рынков СМБ и SOHO.

Некоторые российские дистрибьюторы, участвующие совместно с системными интеграторами в крупных проектах, заявляют о своей готовности скорректировать при необходимости бизнес-модель и заняться поставками сетевого оборудования для предприятий СМБ и рынка SOHO.