В последнее время в Apple Computer происходят существенные перемены. Во время своего визита в Россию в конце прошлого года генеральный менеджер Apple France и CEMEA Жан-Рене Казeнев и менеджер по продажам в регионе CEMEA Филипп Ланг рассказали о нынешнем состоянии бизнеса компании (см. CRN/RE № 23/2003). Предлагаем вниманию читателей продолжение интервью с европейскими топ-менеджерами Apple. О тенденциях развития компании по просьбе редакции CRN/RE с ними беседовал заместитель главного редактора PC Magazine/RE Сергей Новосельцев.

CRN/RE: Что вы можете сказать об изменении восприятия брэнда Apple в последние годы, после возвращения в компанию Стива Джобса?

Жан-Рене Казенев: 3—4 года назад благодаря новинке iMac компания Apple вернула утраченные позиции на рынке, укрепился наш брэнд. Сегодня марка Apple очень популярна, и не только в ИТ-индустрии. Согласно всем исследованиям, брэнд Apple везде воспринимают положительно. Очень высока лояльность партнеров и пользователей. И это хороший сигнал для тех, кто продает решения на базе Apple.

Филипп Ланг: Нужно особо отметить, что в течение последнего года сильно изменилось отношение к нашей компании со стороны мирового ИТ-сообщества.

Привычное, традиционное восприятие Apple — это «компания Макинтошей»; традиционное представление о нашем пользователе — человек под тридцать или за тридцать, с доходом выше среднего, независимый, креативный, ценящий дизайн, чаще относящийся к интеллигентным или творческим профессиям. Все это стало на глазах меняться с выходом MP3-плеера iPod. В большинстве стран iPod стал плеером номер один. По последним данным его доля уже превысила 30% на мировом рынке. iPod можно подключать к PC или «Маку» и загружать музыку, купленную в iTunes Music Store — первом по-настоящему успешном музыкальном онлайн-сервисе. Целевая аудитория iPod и iTunes — тинейджеры и молодые люди, которым немногим более 20 лет, музыкальные «фаны». Благодаря им у Apple появился совершенно другой имидж.

Восприятие нашей компании сегодня заметно отличается от того, что было год назад. А это, в свою очередь, оказывает большое влияние и на саму Apple. iPod, Music Store — это уже не только компьютерный, но и музыкальный бизнес. И это совершенно новый рынок для нас, здесь другой слой населения в качестве целевой аудитории и покупателей.

CRN/RE: А что происходит на другом, не «консьюмерском» полюсе активности?

Ж-Р.К.: Благодаря Mac OS X, которая еще очень молода, но уже заняла важное место в индустрии, сегодня многие изменили мнение об Apple. Наша компания — уже не только «старый добрый производитель ПК», выпускающий удобные компьютеры для потребительского рынка, а именно таким был наш имидж три года назад. Сейчас у Apple есть мощные и эффективные решения для мира open source, UNIX и университетов. Приведу один пример: суперкомпьютер кластерной архитектуры «BigMac». Он был спроектирован и построен «с нуля» за 3—4 месяца в Университете штата Виргиния из 1100 соединенных между собой серийных компьютеров PowerMac G5, работающих под управлением Mac OS X. 1 октября «BigMac» заработал и уже сегодня по производительности занимает третье место среди всех суперкомпьютеров мира. При этом цена одного терафлопа в десять раз меньше, чем у соседей по рейтингу. Это лишь один пример, какие решения возможны сегодня на платформе Apple. Три года назад такое представлялось абсолютно невероятным. Подобные примеры в корне меняют у многих людей представление об Apple.

Если взять G5 — на сегодня он является самым мощным в мире ПК, и это только начало его биографии. Посмотрите, что мы имеем сегодня: G5 и Mac OS X находятся в начале пути и будут востребованы долго, им прочат блестящее будущее. Так что, суммируя сказанное относительно изменения восприятия брэнда Apple, замечу, что мы не только являемся поставщиком хороших решений для дизайнеров, издательств, образовательных учреждений, но на нас обратили внимание те заказчики, кому нужны большие вычислительные мощности.

CRN/RE: Итак, с одной стороны, наблюдается мощное движение компании и ее брэнда в сторону потребительского рынка, причем в самом массовом, некомпьютерном его воплощении — к тинейджерам и музыке. С другой — не менее мощный сдвиг в профессиональную область, вплоть до суперкомпьютеров.

Ж-Р.К.: Здесь нет противоречия. Возьмем Merсedes: эта компания — признанный брэнд на потребительском рынке автомобилей, но в то же время она успешно выпускает грузовики, являясь брэндом рынка профессионального. Или возьмем Sony, которая является любимым брэндом в очень многих сегментах потребительского рынка, что не мешает ей быть лидером в области оборудования и решений для телевещания и видеопроизводства, т. е. на рынке абсолютно профессиональном.

Я думаю, мы сможем успешно управлять подобным движением нашего брэнда. И результирующая позиция Apple будет именно такой — компания станет признанным и мощным игроком как на потребительском, так и на профессиональном рынках. При этом обе категории пользователей сохранят лояльность торговой марке и все то восприятие, которое связано с брэндом Apple. А он всегда означал инновации, простоту в обращении и изысканный дизайн.

CRN/RE: Могли бы вы экстраполировать эту тенденцию и предсказать, какими будут брэнд Apple и позиционирование компании через три-пять лет?

Ж-Р.К.: Предсказывать сегодня очень трудно. Взглянем, например, на рынок ПК. Мы в этой области — один из старейших брэндов. Собственно говоря, мы были здесь первыми, мы этот рынок основали, выпустив первые в мире ПК. У нас сегодня очень хорошие финансовые результаты и мы считаем себя перспективным игроком. Однако, в каком направлении будет эволюционировать рынок ПК, я не знаю, как не знает, наверное, никто в мире. Сегодня рождается столько новых идей и продуктов и так часто, что я не рискну взять на себя роль прорицателя. Например, устройству iPod нет еще и двух лет; но оно оказало сильное влияние не только на наш бизнес и брэнд, не только на индустрию ПК, но и на музыкальную индустрию, а это — заметная часть окружающего нас мира.

Но я твердо знаю: если Apple сохранит свою способность к инновациям и умение создавать продукты настолько же привлекательные, как те, что выпущены в этом году — а я не вижу причины, которая могла бы нас в этом остановить, — то о будущем Apple можно говорить очень позитивно и с большим оптимизмом.

CRN/RE: А что можно сказать о перспективах бизнеса по оказанию услуг? Я имею в виду прежде всего успешный старт нового музыкального сервиса Apple.

Ж-Р.К.: Мы не рассматриваем iTunes Music Store как средство для увеличения доходов от услуг. Данный бизнес — не самоцель. Мы добавили эти услуги, чтобы лучше продавать iPod и «Макинтоши».

Я бы еще раз вернулся к роли iPod для нашей компании. Уже сегодня среди покупателей iPod пользователи PC составляют больше половины, и их доля еще больше вырастет благодаря выходу iTunes для Windows — это ПО любой пользователь PC может бесплатно скачать с сайта Apple. Каждый проданный iPod — это не только дополнительный доход для канала (что, конечно, само по себе хорошо) — главное — это имидж компании, это реальный шанс, что владелец iPod, познакомившись с одним изделием Apple, потом вернется за iMac-ом или iBook-ом.

Итак, пользователи iPod — в большинстве своем не лояльные многолетние пользователи платформы Мас, а новые для Apple люди, и, как верно отметил Филипп Ланг, в подавляющем большинстве — молодежь. Мы сегодня значительно расширяем, обновляем и омолаживаем круг наших покупателей. И в этом — будущее Apple.