Согласно данным IDC, сегмент ноутбуков российского рынка компьютеров в 2015 г. стал меньше на 38,6% по сравнению с показателями 2014 г. Как утверждает Аннет Джамп, директор Gartner по исследованиям рынка клиентских компьютеров, в России в 2015 г. поставки мобильных ПК упали на 37%.

По оценкам аналитиков ITResearch, продажи ноутбуков в 2015 г. снизились на более значительную величину — 44%. Среди производителей лидировали Acer, ASUS, DEXP, HP и Lenovo (в алфавитном порядке). В сумме эти компании продали 91% всех мобильных ПК.

Рынок ноутбуков оценивают поставщики

Практически все вендоры и дистрибьюторы согласны с утверждениями аналитиков о сокращении российского рынка ноутбуков в 2015 г. Хотя некоторые из них обращают внимание на особенности своего бизнеса в этом сегменте. Так, Екатерина Царева, директор по продуктам Acer в России, говорит, что отгрузки Acer сократились вместе с падением рынка, но при этом компания сохранила свою долю.

Александр Катаев, генеральный директор Lenovo в России, отмечает, что уровень снижения продаж ноутбуков был меньшим, чем в среднем по рынку, — 38% против 40%.

Константин Кимельман, директор по развитию категории персональных систем «HP в России», подчеркивает, что средняя цена продажи мобильного ПК в рублях практически не изменилась, а эквивалентная цена в долларах снизилась, что привело к падению рынка в валютном стоимостном выражении на 48%: «И хотя HP увеличила рыночную долю на четыре процентных пункта, в абсолютном значении объем поставленных HP мобильных ПК заметно упал».

Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu в России и странах СНГ, также говорит, что за 2015 г. вслед за рынком поставки мобильных ПК Fujitsu в России сократились более чем на 30%.

А Константин Исаакян, директор по продажам в потребительском, малом и среднем бизнесе Dell в России, Казахстане и Центральной Азии, утверждает, что вендор сумел нарастить поставки на падающем рынке: «По оценке IDC, объемы продаж всех видов ПК Dell в IV квартале 2015 г. достигли 6,8%, а доля портативных систем в них составила рекордные 8,7%».

Антон Текутов, коммерческий руководитель направления «Ноутбуки» DNS, заявляет, что компания за 2015 г. увеличила свою долю на рынке ноутбуков: «Тем не менее продажи относительно 2014 г. просели, но меньше, чем у остальных игроков: на 25% в натуральном и 10% в денежном выражении».

Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компания MERLION, также говорит, что снижение продаж ноутбуков в 2015 г. в MERLION оказалось не таким драматичным, как в целом по рынку (около 40%), однако всё равно существенным — 29% в штуках.

Зато Сергей Саакян, директор по дистрибуции NetLab, подчеркивает, что в компании доля мобильных ПК уменьшилась всего на 10%: «Это произошло за счет внедрения принципиально нового подхода к управлению закупками ноутбуков и ассортиментом».

Аналогичное замечание делает и Григорий Шейнин, менеджер по развитию бизнеса направления «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция»: «Хотя рынок мобильных ПК сократился примерно на 40% в штуках, нам удалось увеличить долю на рынке дистрибуции ноутбуков с 3% (в 2014 г.) до 12% (в 2015 г.). Это стало возможным за счет того, что в 2015 г. мы возобновили сотрудничество по всем линейкам с Lenovo и Acer».

Однако в компаниях MICS и OCS Distribution отмечают, что их продажи ноутбуков упали примерно настолько же, насколько сократился в целом за год этот сегмент российского рынка — на 38–40%. При этом Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution, говорит, что наибольшее падение закупок произошло в корпоративном секторе.

Это мнение разделяет Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус», который отмечает сокращение спроса со стороны корпоративных заказчиков на ноутбуки из-за роста цен в рублевом эквиваленте и сокращения ИТ-бюджетов.

Нетбук «умер» навсегда?

Несколько лет назад на российском рынке появились нетбуки — недорогие мобильные ПК с экранами 10 дюймов и менее. Однако Константин Исаакян считает, что нетбук «умер» навсегда: «Если отдельные игроки пробуют еще раз возродить данный сегмент, то, полагаю, это ошибка. Раньше нетбук был интересен ценой, но сегодня их полностью заменили планшеты».

С ним согласен Александр Катаев, который считает, что планшеты более привлекательны для потребителей как по цене, так и по функциональным возможностям.

Сергей Грибанов добавляет, что в текущих условиях доля недорогих мобильных аппаратов увеличится за счет недорогих устройств «2-в-1», «хромбуков» и тех же планшетов.

Acer перестала отгружать нетбуки еще в 2013 г., так как интерес к ним упал до нуля. И как говорит Екатерина Царева, в 2015 г. после появления на рынке устройств «2-в-1» на базе Atom и Windows нетбуки полностью потеряли привлекательность.

Тем не менее некоторые производители пытаются реанимировать эти устройства. Так, Алексей Осипов, представитель по продажам компании ASUS в России, утверждает, что рынок нетбуков полностью не исчез, этот сегмент остается: «Учитывая общую ситуацию на рынке, наша новая линейка таких мобильных ПК должна помочь пользователям приобрести доступное решение для выполнения ежедневных задач с отличным балансом функционала, качества и дизайна».

Владимир Пискунов полагает, что восстановление в России продаж недорогих нетбуков было бы логичным шагом: «Во-первых, это возможность сократить расходы в условиях роста рублевых цен. Во-вторых, новые мобильные платформы low-end сегмента „подтянулись“ по производительности и энергоэффективности. Поэтому возрождающийся класс „нью-нетбуков“ для России смотрится очень перспективно».

В свою очередь Григорий Шейнин считает, что продажи «нью-нетбуков» в России возможны в случае заметной — на уровне 40–50% — разницы в цене этих устройств по сравнению со стандартным бюджетным ноутбуком с диагональю 15 дюймов.

«Действительно, на рынке появились предложения новых нетбуков, но возврата к этому продукту не произойдет», — уверен Николай Тюрин, коммерческий директор компании MICS. Он аргументирует это тем, что уже активно растет доля планшетов на Windows в формате «2-в-1», представляющих собой универсальное и наиболее удобное решение для конечного пользователя.

Антон Текутов добавляет: «Ниша рынка нетбуков уже занята планшетами с диагональю более 10 дюймов на ОС Windows. Поэтому продажи нетбуков будут в первую очередь зависеть от их ценового позиционирования. В случае относительно низкой цены, а также агрессивной маркетинговой политики вполне вероятно, что у нетбуков откроется второе дыхание».

А Константин Кимельман говорит, что HP предлагает устройства, альтернативные нетбукам, — доступные ноутбуки на базе ОС Chrome или Windows, рассчитанные на облачные сервисы: «Мы ориентируемся на конкретную целевую аудиториию, которая четко понимает все преимущества и недостатки облачных сервисов, например студенты в крупных городах».

Ультрабуки — элитный нишевый товар

Несколько лет назад компания Intel на рынке мобильных ПК ввела категорию «ультрабуков» — тонких и легких ноутбуков с временем автономной работы свыше восьми часов. Как объясняет Екатерина Царева, такой подход был уместен, когда среднее время работы ноутбука от батареи редко превышало четыре часа, а толщина и вес оставляли желать лучшего: «Но сейчас среднее время работы ноутбуков увеличилось до пяти-шести часов, а их толщина вплотную приблизилась к „ультрабучным“ параметрам. В результате само понятие „ультрабук“ утратило свою значимость. Доля ультрапортативных ПК в 2015 г. в отгрузках Acer не превышала 2–3%».

Константин Исаакян уточняет: «По классификации Intel, ультрабук должен также включать в себя SSD-диск и сенсорный экран, но такие аппараты дороги. И потому спрос на них ограничен. Dell продает небольшое количество ультрабуков, не более 1–2% общего числа проданных».

Константин Кимельман подчеркивает, что новая элементная база, появившаяся в 2015 г., позволила уменьшить профиль мобильных ПК на всех платформах и сократить разницу между ультрабуками и обычными ноутбуками: «Продажи первых в России в целом составляли в 2015 г. тысячи штук, однако это малая доля общего объема продаж мобильных ПК. Причина тому высокая стоимость ультрабуков и их нацеленность на элитных покупателей».

Более того, Ольга Доровская считает, что сегодня класса ультрабуков не существует: «Это устаревшее маркетинговое название и общего понятия класса таких девайсов нет. Можно говорить об ультрамобильных решениях, что будет более правильно. Это нишевый товар, и его доля в продажах мобильных ПК мала».

Григорий Шейнин также полагает, что термин «ультрабук» вышел из обращения и само понятие несколько «размылось»: «Хотя „Марвел“ продает устройства этого класса, но в 2015 г. они составили всего 1–2% проданных нами ноутбуков».

О весьма малой доле поставок ультрабуков компаниями Fujitsu и Lenovo в 2015 г. говорят и Сергей Грибанов, и Александр Катаев. «Чем устройство тоньше и легче, тем выше его цена. Ультрабуки всегда были нишевым продуктом, а их стоимость была заметно выше по сравнению с обычными ноутбуками. В связи с ростом курса доллара они стали еще дороже, что дополнительно снизило спрос на них», — поясняет Александр Катаев.

В свою очередь Антон Текутов утверждает, что доля ультрабуков на рынке страны не превышает 3–4%, это сопоставимо с показателями в DNS.

Компания MERLION продолжает продавать ультрабуки, но в 2015 г., по словам Дмитрия Виноградова, в этом довольно дорогом сегменте отмечен спад продаж на уровне 40% в штуках.

По мнению Николая Тюрина, практически все премиальные модели ноутбуков, кроме игровых, являются ультрабуками, более актуальной ветвью которых стали трансформеры.

Сегмент трансформеров остается многобещающим

На рынке России в 2015 г. продавались ноутбуки-трансформеры, которые можно было сложить (convertible-устройства) и использовать как в качестве ноутбука, так и планшета. Как считает Константин Исаакян, в России этот сегмент мобильных ПК еще не раскручен должным образом, однако остается многообещающим: «Сейчас из-за дороговизны поставки трансформеров незначительны. Однако в будущем не исключен их рост за счет смещения спроса со стороны традиционных ноутбуков».

Александр Катаев говорит, xmk-трансформеры пока остаются нишевым продуктом, занимающим 1–2% рынка.

А Сергей Грибанов считает, что новые форм-факторы мобильных систем, в том числе трансформеров, уже оказывают влияние на спрос и объем поставок традиционных ноутбуков: «Компания Fujitsu продавала „трансформеры“ в 2015 г., и их доля в общем объеме поставок превысила 5%».

По мнению Дмитрия Виноградова, трансформеры имеют существенный потенциал роста: «Пока они значительно дороже аналогичных по параметрам ноутбуков. Если производители сумеют снизить цены на эти устройства с экранами 10–12 дюймов, установив их чуть ниже цен на самые дешевые ноутбуки, то мы увидим взрывной рост сбыта . Пока же они продаются в объеме примерно 7% реализованных в MERLION ноутбуков».

Весьма оптимистично оценивает перспективы трансформеров Николай Тюрин: «Пока их доля в продажах MICS не более 5%, но учитывая, что в 2015 г. они относились к дорогому сегменту, мы считаем, что это неплохо. Трансформеры —эволюционное развитие традиционных ноутбуков, поэтому они будут наращивать свою долю среди мобильных ПК и в дальнейшем».

Алексей Осипов говорит, что ASUS уже несколько лет развивает сегмент трансформеров, считая, что они помогают расширить возможности использования ноутбуков: «В наших продажах этот сегмент не отражается на поставках традиционных решений, и в 2016 г. мы планируем значительно расширить линейку трансформеров».

Константин Кимельман напоминает, что HP была одним из пионеров создания трансформеров и сейчас представляет уже пятое поколение таких устройств с диагональю экрана 10–15 дюймов, наблюдая устойчивый рост спроса на подобные системы.

По мнению Антона Текутова, трансформеры уже сейчас частично замещают ноутбуки, но глобального перераспределения спроса в сторону данного сегмента ожидать не следует — покупатели по-прежнему не оценили преимуществ трансформеров, и доля таких продуктов среди всех ноутбуков не превышает нескольких процентов.

Однако Екатерина Царева считает, что трансформеры не смогут потеснить традиционные ноутбуки в обозримом будущем, так как их конструкция предполагает использование более дорогих компонентов (крепление экрана и сенсорного дисплея): «Трансформеры приобретают те, кто готов переплачивать за сочетание производительности ноутбука и функциональности планшета. В результате доля трансформеров в отгрузках Acer в 2015 г. оставалась незначительной».

С ней согласен Сергей Саакян, который уверен в том, что трансформеры не способны значительно повлиять на продажи традиционных ноутбуков. Он также отмечает, что доля трансформеров в портфеле мобильных ПК компании NetLab не превышает 5%.

Это мнение разделяет и Ольга Доровская: «Большинство трансформеров не доходит до полки и какого-то существенного влияния на рынок классических ноутбуков не оказывает. Хотя в корпоративном сегменте есть запрос на трансформеры, он неизменно наталкивается на отсутствие взаимопонимания заказчиков и вендоров. Заказчики хотят видеть в трансформерах то, что есть в планшетах, — наличие GPS, 3G/4G, использование microUSB, а производители неизменно выпускают „то же, что и ноутбук, только трансформер“.

А Григорий Шейнин считает, что сегмент „трансформеры“ довольно узок ввиду высокой ценовой категории, поэтому пользователи предпочитают покупать стандартный ноутбук + планшет (или фаблет).

Как указывает Владимир Пискунов, сегодня трансформеры выпускаются с экранами небольшого размера, и они, скорее всего, могут заменить потребителям ультрабуки: „Аквариус“ предлагает трансформеры для учебных учреждений в качестве компонентов комплексного решения для цифрового образования».

Что ждет рынок ноутбуков в 2016 г.?

Представители большинства вендоров и дистрибьюторов уверены, что при текущей экономической ситуации ожидать увеличения спроса на мобильные ПК в России не стоит, хотя, вполне вероятно, что темпы сокращения поставок снизятся.

Так, Александр Катаев говорит: «В 2016 г. мы прогнозируем падение в этом сегменте на уровне 10–15% по отношению к 2015 г. Традиционные ноутбуки по-прежнему составят значительную долю рынка, поскольку нет видимых причин для того, чтобы их серьезно потеснили трансформеры или ультрабуки».

С ним согласен Сергей Грибанов — основную долю поставок мобильных ПК будут занимать традиционные ноутбуки.

Дмитрий Виноградов считает, что так как кризис на российском рынке продолжается, то и в 2016 г. можно прогнозировать снижение продаж в этой товарной категории: «Но традиционные ноутбуки останутся наиболее востребованными».

Ольга Доровская также уверена, что рынок ноутбуков продолжит сокращаться, а наибольшим спросом по-прежнему будут пользоваться традиционные ноутбуки нижнего ценового сегмента: «Продукты премиальной и нишевой категорий могут быть в целом более стабильны (падать меньше), чем мобильные ПК в целом. Доля ультрабуков и трансформеров останется небольшой, суммарно не более 10%».

С ней согласен Григорий Шейнин, полагая, что рынок мобильных ПК продолжит падение, которое, по оптимистическому сценарию, составит 8–10% по отношению к показателям 2015 г.

Более пессимистичен Антон Текутов: «Уже в начале 2016 г. продажи ноутбуков в натуральном выражении год к году снизились на 15–20%, и полагаем, что данный тренд сохранится».

А Константин Кимельман считает, что рынок потребительских ноутбуков продолжит сжиматься, а рынок мобильных ПК для бизнеса в штучном выражении к концу года должен стабилизироваться: «Этому способствует значительное моральное старение существующего парка. Мы ожидаем увеличение спроса на компактные ноутбуки для бизнеса».

В то же время Екатерина Царева прогнозирует сохранение рынка мобильных ПК на уровне 2015 г. при возможном небольшом падении относительно прошлого года. Но при она этом подчеркивает, что Acer планирует увеличить долю трансформеров и ультрапортативных устройств с большим временем автономной работы в отгрузках текущего года.

Николай Тюрин говорит, что хотя традиционные ноутбуки тяготеют с нижнему и среднему ценовому сегменту, но, возможно, мы скоро увидим вытеснение традиционных мобильных ПК из бюджетного сегмента моделями конструктивно близкими к планшетам: «В дистрибьюторском портфеле MICS уже есть подобное устройство под названием KREZ Ninja с диагональю экрана 11 дюймов и стоимостью до 20 тыс. руб.».

Владимир Пискунов подчеркивает, что в крупном корпоративном и государственном сегменте бОльшую роль будет играть цена устройства, чем его тип и формат. При этом он считает, что наибольшие перспективы развития есть у специализированных устройств со встроенной защитой информации, так как это становится для заказчиков все более актуальным.