Впервые подробный обзор ИТ-рынка Казани и Республики Татарстан (РТ) на страницах нашей газеты был сделан три года назад (см. спецвыпуск CRN/RE №3/2002). Тогда руководители ведущих местных компьютерных компаний называли его «стабильным и предсказуемым».

За истекшие годы вместе с развитием экономики республики менялась и ситуация на ИТ-рынке, и, надо сказать, прогнозы трехлетней давности во многом сбылись. Увеличился его объем и соответственно обороты многих игроков, выросли требования корпоративных заказчиков и конечных пользователей, расширился ассортимент доступной им продукции, повысилась квалификация системных интеграторов. Вместе с тем условия работы стали более сложными. В борьбе за клиента ИТ-фирмам приходится все жестче конкурировать друг с другом. Особенно остро складывается ситуация на розничном рынке, где начали работу крупные московские, а теперь уже федеральные торговые сети.

Труппа ветеранов в подновленных декорациях

Мощным стимулом развития ИТ-рынка Казани и Татарстана стало празднование тысячелетия столицы республики. Подготовку к этому событию местные власти начали не год и не два назад, а сами торжества, отгремевшие этим летом, стали мероприятием государственного масштаба. Понятно, что в рамках подготовки к юбилею выполнялось большое количество крупных и не очень крупных проектов, так что игроки ИТ-рынка на отсутствие заказов со стороны серьезных клиентов пожаловаться не могли. Как водится, не все городские объекты были в срок сданы «под ключ». Осталось немало отреставрированных или вновь построенных зданий, ожидающих, когда их оснастят современной ИТ-инфраструктурой. Сейчас, после длительного «предъюбилейного» марафона, заказчики позволили себе чуть-чуть расслабиться, но со следующего года, как считают руководители многих казанских ИТ-компаний, работа закипит с новой силой, и заказов хватит как минимум на весь 2006 г.

Список ведущих ИТ-компаний Татарстана остался практически прежним. ИТ-рынок, как и три года назад, контролируют примерно полтора десятка крупных игроков. Среди них много «старожилов», чей возраст превышает 10, а то и 15 лет. По совокупности нескольких важных параметров (число сотрудников, число направлений деятельности в ИТ-отрасли, перечень реализованных или реализуемых проектов, список заказчиков, число розничных магазинов, темпы роста) к числу лидеров можно отнести компании «ICL-КПО ВС», «Абак», «Линт», МЭЛТ, «Параллакс», «Татинком-Компьютерс», ТИССА, «Форт Диалог».

Средних и мелких фирм, разумеется, больше. Точных данных ни по Казани, ни по республике нет, но, по мнению специалистов, в столице Татарстана подобных компаний от 50 до 150.

Часть крупных компаний за последние годы добилась больших успехов, другим пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить статус игрока первого эшелона, иногда даже ценой сворачивания деятельности в некоторых не самых прибыльных направлениях. Считается, что суммарная доля «региональных флагманов» на ИТ-рынке Татарстана достигает 85%.

Правда, назвать абсолютные цифры, характеризующие состояние дел в отрасли, аналитики затрудняются. Достоверных данных нет ни по ИТ-рынку в целом, ни по оборотам большинства компаний. В 2002 г. руководители ведущих ИТ-компаний так и не смогли прийти к общему мнению относительно объема местного рынка. Их оценки колебались от 50 до 300 млн. долл. В этом году эксперты предлагают воспользоваться максимально простой методикой, утверждая, что Татарстан — это «срез» российской экономики. Другими словами, многие относительные параметры экономики РФ и РТ очень близки. А поскольку в общероссийском масштабе доля ИТ-рынка составляет, по словам казанских экспертов, примерно 2% от ВВП, то и в Татарстане примерно столько же. Ожидается, что в этом году валовой региональный продукт Татарстана составит около 400 млрд. руб. Следовательно, объем ИТ-рынка можно оценить примерно в 280 млн. долл., что не противоречит оценкам трехлетней давности.

Татарстан по праву считается одним из самых благополучных и динамично развивающихся регионов Поволжья, что оказывает позитивное влияние и на бизнес местных ИТ-компаний. Они не только удовлетворяют львиную долю спроса со стороны местных корпоративных заказчиков, государственного сектора и конечных пользователей, но и распространяют деятельность на соседние республики и области. Сегодня казанские фирмы работают в Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Башкирии, Марий Эл, Нижнем Новгороде, Самаре, Ульяновске, Ижевске, Кирове и др. Выстраиваются отношения как с заказчиками, так и с ИТ-компаниями, партнерами по бизнесу.

Признанным лидером, чье первенство никто не оспаривает, считается «ICL-КПО ВС». Как сообщил Виктор Дьячков, генеральный директор этого предприятия, в прошлом году его оборот (включая НДС) достиг 553 млн. руб. (около 20 млн. долл.), а в этом должен увеличиться еще на 25—30%.

«У «ICL-КПО ВС» много сфер деятельности, но мы стремимся к тому, чтобы в нашем бизнесе доля консалтинга, разработки ПО, внедрения программных продуктов, обучения и поддержки пользователей составляла 60%, — сказал глава компании. — Остальные 40% — это производство вычислительной техники». Традиционная линейка продукции «ICL-КПО ВС» — серверы и ПК — пополнилась ноутбуками, сборкой которых (в Казани готовая платформа комплектуется процессором, памятью, жестким диском и оптическим приводом) предприятие начало заниматься полтора года назад.

«Пока мы это направление активно не развиваем, но и закрывать не собираемся, — рассказывает Дьячков. — Выжидаем, когда ситуация станет для нас более благоприятной. Сегодня составить конкуренцию зарубежным вендорам, таким, как Acer или Dell, практически невозможно». По его словам, выпуск новой продукции позволяет найти новых партнеров и клиентов, при этом «ICL-КПО ВС» ничем не рискует: не пришлось ни вводить в строй дополнительные производственные мощности (существующие загружены в лучшем случае на 10%), ни набирать новых людей.

Назвать обладателя почетного второго места не представляется возможным, поскольку на эту позицию претендует сразу несколько фирм. Однако почти все они скромно умалчивают о своих оборотах, а если и называют «впечатляющие» цифры, то на поверку оказывается, что это — суммарный оборот всех подразделений, многие из которых работают в областях денежных, но далеких от ИТ.

Общая численность сотрудников компании «Абак», как рассказал генеральный директор Феликс Маркман, превышает 400 человек. Как системный интегратор «Абак» занимается разработкой и созданием элементов ИТ-инфраструктуры, построением ЛВС, а также внедряет систему «Галактика». Кроме того, компания поставляет оборудование корпоративным заказчикам, выпускает ПК под собственной торговой маркой, занимается сервисом, включая гарантийное обслуживание, и розничной торговлей. «Мы открыли уже пять магазинов, скоро появится шестой, — заявил Маркман. — В 2004 г. оборот составил 16,5 млн. долл., а в этом году должен увеличиться на 15—20%». В структуре ИТ-бизнеса «Абак» 15% оборота приходится на системную интеграцию, столько же — на розничную торговлю, остальное — на корпоративные поставки.

Компания МЭЛТ имеет подразделение системной интеграции и инженерный центр, а ее торговая сеть представлена пятью магазинами в Казани, а также магазинами в других городах республики — Нижнекамске и Альметьевске — и даже за ее пределами — в Чебоксарах. Как рассказал Михаил Елистратов, генеральный директор МЭЛТ, общая численность сотрудников компании, включая филиалы, составляет около 300 человек. За прошлый год доход фирмы вырос на 50%. Главное направление деятельности — розничная торговля, ее доля в обороте около 60%. Еще около 40% дохода приносит работа в корпоративном секторе и с государственными организациями. И примерно 5% дает предоставление услуг в качестве Интернет-провайдера. «Рентабельность этого направления на сегодня одна из самых высоких по сравнению с показателями других подразделений нашей компании», — подчеркнул Елистратов.

Иначе расставлены приоритеты у компании «Линт». Основное направление работы — корпоративные поставки компьютерной и оргтехники (около 3,9 млн. долл. в 2004 г.). Помимо этого фирма осуществляет монтаж ЛВС (1,95 млн. долл.). По словам Олега Сорокина, руководителя розничного направления, доход компании в прошлом году составил 9,1 млн. долл., оборот в розничном секторе — 800 тыс. долл. В структуре корпоративных поставок соотношение между коммерческими фирмами и государственными предприятиями составляет примерно 60:40.
Местные ИТ-компании стремятся диверсифицировать свой бизнес, чтобы повысить его устойчивость, поскольку в республике не так много платежеспособных заказчиков, да и розничный рынок не безграничен.

Но среди ведущих игроков есть и такие, кто выбрал иную модель бизнеса, делая ставку на солидных корпоративных клиентов и новые, относительно свободные от конкуренции ниши. Характерный пример — компания ТИССА. «Мы стараемся находить перспективные направления, где конкуренция пока невелика, — рассказывает генеральный директор Джаудат Ахметов. — Это требует инвестиций, и порой не малых, но зато мы приобретаем ценный опыт, становимся в своей нише лидером, и конкурентам нас очень трудно догнать». По его словам, оборот компании в прошлом году вырос почти на 100%, в позапрошлом — на 50%, а в 2005 г., как ожидается, также увеличится на 50%. В портфеле фирмы — отраслевые решения на базе системы «Парус» для предприятий энергетической отрасли, системы документооборота. Одна из новых перспективных ниш — OLAP-решения. Однако, как признает Ахметов, доля ERP-решений и систем документооборота в бизнесе компании невелика — примерно 15%. Сервис дает еще 10% выручки. А преобладают (порядка 60%) поставки оборудования.

Тон задают корпоративные заказчики

По оценке Джаудата Ахметова, в общем объеме ИТ-рынка республики доля крупных, солидных заказчиков составляет не менее 80%. Но их не много. В основном это предприятия добывающих отраслей, нефтехимического и энергетического комплексов. В число наиболее состоятельных клиентов входят Группа компаний «ТАИФ», холдинг «АК БАРС», «Казаньнефтеоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», «Татнефть», «Таттелеком», «Татэнерго».

В перспективе список кредитоспособных заказчиков могут пополнить машиностроительные предприятия, однако пока реальных шагов по их «реанимации» не замечено. Разумеется, далеко не все заводы находятся в плачевном состоянии. Но крупные оборонные комплексы, составлявшие основу промышленности РТ, все еще «лежат на боку».

Как считает Алексей Барашков, директор казанского представительства компании «АйТи», крупные клиенты уже прошли тот этап развития, когда потребляли много ИТ-ресурсов, открывали филиалы, создавали ИС, строили сети передачи данных. Теперь руководство начинает задумываться о выработке единой технологии управления многофилиальными структурами. Однако еще есть заказчики, у которых не внедрены даже простейшие учетные системы. А те, кто в свое время купил системы «1С» или «Парус», задумываются о переходе на SAP, Baan или Axapta.

У компаний СМБ запросы более скромные: они приобретают преимущественно оргтехнику и несложное компьютерное и сетевое оборудование. До последнего времени они использовали «самописные» учетные системы, теперь переходят на «1С». Некоторые не стесненные в средствах фирмы решаются на внедрение Navision или Axapta. Но такие проекты зачастую растягиваются на многие годы, а эффективность использования этих систем вызывает сомнения. Например, в представительстве одной крупной зарубежной компании, поставляющей косметику и парфюмерию, дважды менялась команда, внедрявшая ERP-систему.

Подходы частных фирм и государственных учреждений к задачам автоматизации различаются, по мнению Барашкова, кардинальным образом. Первые четко представляют, на решение каких задач они выделяют средства. И поставив задачу перед исполнителем, добиваются ее решения. Кроме того, как отмечает Олег Сорокин, частные компании стали более требовательными в выборе техники. Как правило, они не склонны экономить на качестве и производительности ПК и периферийных устройств. А у заказчиков из числа государственных предприятий на первом месте по-прежнему цена.

Интеграторы также отмечают, что в 80% случаев ИТ-бюджеты местных заказчиков контролируются не ИТ-директором, а директором по экономике. Он и является тем лицом, от которого зависит выделение средств на автоматизацию предприятия. Но окончательное решение принимается, как правило, после одобрения главой компании.

Основные игроки корпоративного рынка — местные системные интеграторы. На их долю, как считает Алексей Барашков, приходится до 80% всех реализованных в РТ проектов. Столичные компании участвуют обычно в проектах федерального масштаба, когда решения о проведении работ и выборе подрядчика принимаются в Москве. В остальных случаях заказчики отдают предпочтение локальным игрокам, стремясь таким образом застраховать себя от возможных неудач при реализации проектов. Ведь с местным интегратором «разобраться» легче, чем с московским, к тому же при необходимости его можно «дожать», добиться выполнения обязательств в полном объеме. Кроме того, отмечают руководители ИТ-компаний, не следует сбрасывать со счетов и местную специфику, особый восточный менталитет жителей РТ. «Казань — тяжелый регион для неместных фирм, — утверждают они. — Здесь многое зависит от личных знакомств и взаимоотношений».

Однако даже относительная «закрытость» не спасает местных игроков от усиливающейся конкуренции. Пул выгодных клиентов практически исчерпан. Поэтому даже крупные интеграторы все чаще берутся за реализацию проектов для заказчиков из сегмента СМБ, хотя особой выгоды в этом нет. «Мы не отказываем небольшим клиентам, но, честно говоря, работать с ними не очень выгодно, — говорит Джаудат Ахметов. — Квалификация их ИТ-специалистов ниже, чем в крупных корпорациях, поэтому наших инженеров отвлекают по любой мелочи. В итоге, на небольшого заказчика мы тратим неоправданно много сил и времени и получаем больше проблем за меньшие деньги».

Не способствует развитию серьезного интеграторского бизнеса и сложившаяся в Татарстане (как и в ряде других регионов) практика работы агентств по государственным и муниципальным заказам, где господствует «режим ложной экономии». Они часто объявляют онлайновые обратные аукционы (для них даже придуман термин «редукцион»), к которым допускаются все участники, без какого бы то ни было отбора. «Многие молодые фирмы блефуют, снижая цены, лишь бы выиграть, а потом от этих цен отказываются. Выигрывают нередко те, кто работает без уплаты налогов. Крупные закупки «разрубают» на куски и тоже пропускают через редукцион», — сетует руководитель одной из компаний.

Следует отметить: несмотря на усложнение условий работы на корпоративном рынке, существенных перестановок среди его игроков не произошло. Системные интеграторы, начинавшие свою деятельность 10 лет назад и более, по-прежнему в строю и по-прежнему на первых ролях. Правда, спектр их услуг сегодня не сравним с тем, что был несколько лет назад. Да и уровень понимания задач у клиентов вырос. Например, отмечает Виктор Дьячков, раньше заказчики считали, что в качестве сервера можно использовать любой достаточно производительный настольный ПК, но сейчас они оценили важность тех сервисов, которые поставщик может предложить в комплекте с оборудованием.

Розничный рынок не насыщен, но конкуренция сильна

Ситуация на розничном рынке развивается более динамично и драматично для местных игроков. Главные события последних лет — приход в Казань федеральных торговых сетей и развернутая банками широкая кампания по предоставлению кредитов населению.

Как отметил Руслан Брюханов, директор казанского филиала компании «Форт Диалог», благодаря кредитованию уже в конце 2003 г. на розничном рынке был зафиксирован всплеск продаж. Но к настоящему времени пик кредитного спроса прошел. По словам Олега Сорокина, года два назад кредиты были весьма популярны: три из четырех ПК в то время продавались в кредит и лишь один — за наличные. Сегодня этой возможностью пользуется только каждый второй покупатель. Многие «обожглись» на процентах: по словам Сорокина, банковская ставка по кредитам составляет примерно 25% в год.

Вскоре после пика покупок в кредит на розничный рынок Казани пришли федеральные торговые сети. Сейчас в городе работают магазины «Эльдорадо», «Мир», «М.видео», компьютерные салоны Polaris. «Передел розничного рынка де-факто произошел, — считает Руслан Брюханов. — Казанским компаниям пришлось потесниться, уступив часть клиентов торговым сетям».

«Когда розничные сети стали продавать готовые ПК московских производителей, это ударило по нашему бизнесу, — рассказал Олег Сорокин. — Оборот розничного подразделения упал на 20—30%, и, насколько мне известно, в других компаниях ситуация та же».

В федеральных торговых сетях к компьютерной технике относятся как к обычным «коробочным» продуктам и не выделяют ее в особую категорию товаров, что позволяет снижать затраты на рекламу. Они рекламируют свой брэнд и весь свой ассортимент, в том числе компьютерную технику. Другое преимущество таких сетей — в сфере психологии покупателей: человек, который сделал у них две-три покупки и остался доволен, почти всегда пойдет в тот же магазин и за компьютером.

Но у этой модели бизнеса есть свои слабые стороны. «В таких магазинах вы можете купить ПК только определенных конфигураций, — говорит Михаил Елистратов. — Кроме того, познания продавцов в области компьютерной техники не такие обширные и глубокие, как у персонала специализированных салонов». Поэтому сети, торгующие компьютерами наряду с бытовой электроникой, могут успешно продавать лишь «коробочные» продукты, что не предполагает подбора нужной покупателю конфигурации и требует минимальных услуг продавца-консультанта.

Благодаря мощной рекламной кампании торговым сетям удалось убедить покупателей в том, что их цены — самые низкие. На самом деле, утверждают специалисты, это не всегда так. В больших магазинах бытовой техники и электроники можно найти товары, которые продаются с наценкой 40%.

Но сети проводят грамотную маркетинговую политику. Например, выбирается небольшая группа товаров, стоимость которых хорошо известна всем покупателям, и эти товары продаются дешевле, чем у конкурентов. Зайдя в магазин и сравнив известные цены, покупатель делает вывод: здесь действительно дешевле. Сравнивать другие цены у него нет ни времени, ни желания. Другой излюбленный прием — выставить в витрине товар по неправдоподобно низкой цене. Как правило, это товар, которым вряд ли заинтересуются покупатели. Но если кто-то захочет его купить — продавец найдет тысячу причин отказать клиенту: товар неисправен, или отложен, или с витрины не продается и т. п.

Но это означает, что у специализированных магазинов есть шанс противостоять натиску федеральных сетей. Ведь спрос на компьютеры растет, и до насыщения рынка очень далеко. «Уровень благосостояния наших граждан позволяет сегодня приобретать ПК даже для школьников средних классов, — говорит Феликс Маркман. — Средняя зарплата в республике, по официальным данным, превышает 6700 руб., при этом компьютер за 15 тыс. руб. не вызывает отторжения даже у скромно одетых посетителей магазинов». По оценкам специалистов, ПК есть у 10—15% казанских семей. В целом по республике эта доля ниже.

Куда же идут за покупками жители Казани? По мнению Михаила Елистратова, 5% покупателей считают себя людьми, разбирающимися в компьютерах. Поэтому они скорее всего предпочтут небольшие магазины, где цены — минимальные. Такие покупатели уверены, что смогут сами подобрать нужную конфигурацию и проследить за качеством сборки или даже самостоятельно собрать ПК из комплектующих. Еще 5% населения ищут самые дешевые товары, они также являются потенциальными покупателями небольших магазинчиков. Оставшиеся 90% покупают компьютерную технику либо в специализированных компаниях, например «Абак» или МЭЛТ, либо в торговых сетях.

Некоторое время назад в Казани попытались открыть большой компьютерный рынок — аналог «Савеловского» и «Горбушкина двора» в Москве. Даже название придумали похожее — «Петрушкин двор». Но затея не увенчалась успехом. Отчасти потому, что рынок находился в мрачноватом промышленном районе, который не пользуется популярностью у горожан, отчасти потому, что помещение представляло собой полутемный ангар с бетонным полом.

Предпочтения местных жителей, по словам Михаила Елистратова, вполне предсказуемы. Локомотив продаж — настольные ПК. Около 90% покупателей выбирают аппарат на базе процессоров Intel, не более 10%, считающих себя «разбирающимися», — на базе AMD.

Довольно быстро растут продажи ноутбуков. До недавнего времени на рынке доминировала продукция Rover Computers и iRu, но в этом году очень агрессивно стали продвигать свои устройства Acer и ASUS, и они заметно потеснили российских конкурентов.

На рынке периферии тоже нет сюрпризов. В частности, самые ходовые мониторы — ЖК-модели LG и Samsung. Аппараты на ЭЛТ практически уже не покупают. Для разнообразия ассортимента предлагается продукция Mitsubishi, Philips, Sony, iiyama и др.

В последнее время увеличились продажи лицензионных версий ОС Windows. По словам Елистратова, в компании МЭЛТ эта ОС предустанавливается более чем на 50% всех продаваемых ПК. «Мы долго убеждали пользователей в преимуществах лицензионного ПО, и, похоже, наши усилия стали приносить результаты, — добавил он. — Нам выгодно продавать Windows хотя бы потому, что это снижает число обращений в службу технической поддержки. Если у пользователя возникают проблемы, то не из-за ПО». ОС Linux в магазинах никто не спрашивает, хотя там покупают технику не только конечные пользователи, но и компании СМБ. По данным специалистов казанского ИТ-рынка, установкой этой ОС увлекаются пользователи из числа тех самых 5%, которые считают себя «разбирающимися».

Кроме федеральных торговых сетей бизнес специализированным компьютерным магазинам осложняют и мелкие фирмы. Желая привлечь клиентов, они откровенно демпингуют. «Наша компания старается поддерживать среднюю маржу на уровне 15%, — говорит Олег Сорокин. — Но по некоторым категориям товаров мы вынуждены снижать ее до 10% и даже ниже. Для сравнения, по советским нормам рентабельность в рознице не должна быть менее 17%».

«Мы принципиально «держим» цены, — рассказывает Михаил Елистратов. — У наших соседей в Нижнем Новгороде есть печальный опыт: компании «уронили» маржу до 5%, и теперь практически весь местный ИТ-рынок на этих 5% и живет. В итоге это бьет по потребителю снижением уровня сервиса. Конечно, и мы могли бы снизить цены, чтобы вытеснить конкурентов, но их доля в Казани невелика, и мы этого не собираемся делать».

Анализируя текущее положение дел на розничном рынке, Олег Сорокин делает два прогноза для специализированных компьютерных компаний — оптимистический и пессимистический. Согласно первому, с рынка в скором времени уйдут мелкие компании, продающие технику по демпинговым ценам. В таких компаниях работают, как правило, студенты и молодежь, для которых продажа ПК — не более, чем дополнительный заработок. Похоже, покупатели все меньше доверяют таким фирмам и предпочитают обращаться к профессионалам.

По второму сценарию торговые сети, используя свои большие финансовые и другие ресурсы, смогут привлечь большое число покупателей скидками, льготными кредитами, дисконтными программами, убедив людей в том, что компьютер — такой же прибор, как телевизор или радиоприемник. Тогда специализированным компьютерным фирмам придется нелегко.

Однако даже в этом случае, считает Феликс Маркман, специализированные фирмы не потеряют своего клиента. «За рубежом крупные сети контролируют преобладающую часть розничного рынка. Но это не мешает существовать компьютерным магазинам. Если вы сможете предоставить покупателю хороший сервис, проконсультировать его, он к вам еще не раз вернется. Без сомнения, основной объем продаж отойдет торговым сетям, но рынок очень большой, и лет десять у нас еще есть», — подытожил он.

***
Экономика Татарстана стабильно развивается, во многом благодаря предприятиям нефтехимической индустрии, так что перед игроками ИТ-рынка открываются хорошие перспективы. Особенно быстро растет сейчас розничный сектор.

Но потенциал далеко не исчерпан. Большой резерв — предприятия оборонного комплекса. Как только у государства «дойдут руки» до реанимации этой отрасли, темпы экономического развития Татарстана резко возрастут.

Как и в некоторых других регионах, у локальных ИТ-компаний есть определенное конкурентное преимущество: РТ — регион для «варягов» нелегкий. В свою очередь, казанские компании уже начали экспансию в соседние области.

Государство — это крупная корпорация

Олег Ибрагимов, первый заместитель министра информатизации и связи Республики Татарстан, рассказывает о состоянии и перспективах развития отрасли.

Информатизация всех сторон жизни общества — одна из важнейших задач правительства Республики Татарстан (РТ). Необходимость сместить акцент от развития средств связи к решению задач информатизации на республиканском уровне назрела уже давно. Чтобы повысить эффективность работы государственных органов, отвечающих за этот процесс, в марте нынешнего года согласно Указу президента РТ Министерство связи Татарстана было преобразовано в Министерство информатизации и связи. Таким образом, у нас появилась структура, на которую возложены задачи государственного управления в области инфокоммуникаций и координации процесса развития информатизации и связи.

Кабинет министров РТ определил функции и полномочия Мининформсвязи, а также приоритетные задачи нашего ведомства. В их числе — внедрение технологии электронного правительства в деятельность государственных организаций, расширение соответствующих сервисов для населения, совершенствование инфраструктуры и качества связи, информатизация самих органов государственной власти, научно-образовательной и социальной сферы, развитие потенциала республики.

Одна из ключевых задач, стоящих перед нашим министерством, — создание государственной интегрированной информационной и коммуникационной системы. В соответствии с современными взглядами на принципы государственного управления государство рассматривается как крупная корпорация, а министерства и ведомства — как ее отделы и департаменты. В рамках такой «корпорации» мы должны предоставить всем организациям современные средства информационного обмена. И здесь открывается широкий простор для взаимодействия государственных и коммерческих предприятий.

Сегодня в республике в стадии реализации находится ряд крупных проектов. Продолжается создание высокоскоростной телекоммуникационной транспортной сети связи РТ в соответствии со схемой развития зоновой и местной связи. В рамках ФЦП «Электронная Россия» реализуется проект «Информационная система управления жилищно-коммунальным хозяйством РТ», его планируется завершить в этом году. На основе инфокоммуникационных технологий совершенствуется банковская сфера оказания услуг.

В режиме опытной эксплуатации начала работать первая очередь распределенной системы электронного документооборота и делопроизводства органов власти РТ, обеспечивающая обмен электронными документами между аппаратом президента РТ, аппаратом кабинета министров РТ и администрацией города Набережные Челны.

В ближайшее время мы планируем завершить создание «Портала правительства Республики Татарстан» как функционального модуля проекта «Электронное правительство Республики Татарстан». Совместно с Министерством экономики и промышленности республики начнем работы по проектированию и разработке автоматизированной системы регистрации и учета информационных ресурсов Татарстана.

Прорабатываются проекты по созданию ИС, обеспечивающей учет налогооблагаемой базы в помощь органам местного самоуправления, что связано с интеграцией и поддержанием в актуальном состоянии полных баз данных различных ведомств. Одновременно с созданием оперативных межведомственных систем будет разрабатываться система поддержки принятия решений органов государственной власти РТ.

Совершенно очевидно, что широко применять ИКТ в государственных структурах невозможно, не решив комплекс вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности (ИБ). Для этого планируется разработать и утвердить концепцию ИБ Республики Татарстан, а также «Комплексную программу ИБ на 2006—2010 гг.», разработать типовые профили защиты объектов информатизации органов государственной власти РТ в соответствии с регламентирующими документами.

Будут проведены аудит ИБ органов государственной власти РТ с категорированием их информационных ресурсов, а также аттестация объектов информатизации в органах государственной власти. В планах правительства — сформировать структурные подразделения для проведения организационных и технических мероприятий по защите информации во властных структурах, органах местного самоуправления, предприятиях и учреждениях республики.

Результаты первых трех кварталов текущего года свидетельствуют о высоких темпах развития отрасли. Общая выручка всех предприятий Мининформсвязи составила 8,4 млрд. руб., что на 26,3% превышает показатели за тот же период прошлого года. А всего по прогнозу в 2005 г. суммарная выручка всех предприятий отрасли должна достичь 11,2 млрд. руб. На следующий год запланировано 12,8 млрд. руб.

Следует отметить, что основную часть доходов приносит деятельность операторов сотовой связи (41,3%), местной связи (24,1%) и международной (15,2%). Доля новых услуг, таких, как Интернет, IP-телефония и передача данных, пока невелика, она составляет 5,5%. Но это направление — одно из самых перспективных и быстрорастущих.

Много внимания мы уделяем развитию деловых контактов с крупнейшими зарубежными ИТ-компаниями. Так, в апреле этого года кабинет министров РТ и компания Microsoft подписали протокол о намерениях в области применения ИТ. Аналогичные документы подписаны в сентябре с компаниями Hewlett-Packard, Cisco Systems и Alcatel.

Объем инвестиций в индустрию информатизации и связи превысил за девять месяцев 1,6 млрд. руб. По нашим оценкам, к концу года эта цифра вырастет до 2,5 млрд. руб.

Одновременно с новым строительством мы осуществляем техническое перевооружение телекоммуникационной отрасли. Казань — единственный в РФ город с миллионным населением, который имеет 100%-ный уровень цифровизации коммутационного оборудования, и при этом телефонная сеть Казани переведена на семизначную нумерацию. Удельный вес цифрового коммутационного оборудования сельских АТС доведен до 62%, что в четыре раза выше, чем в среднем по России.

Сегодня оператор связи «Таттелеком» ведет подготовительную работу по созданию опытных зон по внедрению технологии беспроводного доступа WiMAX, оператор связи «Казанская ГТС» проводит опытные испытания оборудования по предоставлению услуг IP-TV (Triple Play) в Казани.