Итак, дорогие читатели, перед вами уже второй спецвыпуск CRN/RE «ИТ-бизнес в российских регионах». С момента выхода первого (конец октября 2001 г.) прошел год. Похоже, неплохой. Во всяком случае, никаких потрясений ни в нашей стране, ни в нашем бизнесе пока не случилось.

Первый блин бывает, как известно, комом... Второй должен быть уже лучше, но об этом судить, конечно, не редакции, а читателям. Во всяком случае наш второй региональный спецвыпуск другой. Даже если бегло, не особенно вчитываясь, пролистать эти два номера, главные отличия сразу бросятся в глаза.

Во-первых, в этом году редакция подготовила две «Панорамы» — обширные подборки материалов о состоянии и проблемах ИТ-бизнеса в таких крупных регионах, как Уральский федеральный округ и Республика Татарстан. Кроме того, мы публикуем очерки об ИТ-рынках еще двух регионов — Пермской и Ярославской областей. В основе всех этих материалов — не «дистанционная» информация (полученная по электронной почте или телефону), а поездки редакторов CRN/RE в эти регионы, «круглые столы»» и встречи с многими местными компаниями.

Во-вторых, существенно изменились акценты. Большинство статей теперь посвящены региональному бизнесу, региональным ИТ-компаниям и их проблемам, столичные ИТ-компании, если и фигурируют в них, то как персонажи второго или третьего плана. А ведь в прошлом году ситуация была обратная — больше половины статей относились к разряду «москвичи в регионах»: как столичные ИТ-компании там работают, как там развивают сервис и т. д. (В то же время хочу напомнить: тогда были опубликованы результаты нашего уникального проекта «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний», которым редакция CRN/RE очень гордится).

Но мы стремимся писать о региональном ИТ-бизнесе не только больше, но и глубже, серьезнее. И в специальных номерах CRN/RE, и в обычных. Выражаясь высокопарно, подниматься от описания к осмыслению.

И вот хороший пример — казалось бы элементарный вопрос, возникший при подготовке одной из статей: а какие российские компании следует считать региональными? Возможны два толкования. Первое: региональной считается любая компания, у которой головной офис находится не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Второе: региональной является компания, чей бизнес сосредоточен в одном или двух-трех соседних регионах.

По сути, редакция, как впрочем, и большинство столичных жителей пока придерживается первого толкования — по «прописке». А правильно ли это? Скорее всего, нет. Во-первых, потому, что не место красит человека... Во-вторых, посмотрим на мировой рынок, интегрироваться в который стремится наша страна: разве кого-нибудь интересует, где именно располагается штаб-квартира той или иной транснациональной корпорации? Я не располагаю соответствующей статистикой, но знаю, что головные офисы очень многих таких компаний, по крайней мере, в ИТ-индустрии находятся отнюдь не в столицах.

Поэтому и в наших условиях критерием «региональности» компании правильнее все-таки считать не место «прописки» ее головного офиса, а территориальный охват ее бизнеса. Что из этого следует применительно к работе редакции? По крайней мере, два вывода: один «хороший», второй — «плохой».

«Хороший» состоит в том, что мы в CRN/RE все-таки не допускаем ошибки, называя отечественную ИТ-компанию региональной потому, что ее офис расположен не в столице: в 99,9 % случаев ее бизнес действительно сосредоточен в каком-либо одном регионе (городе, области, крае) или двух-трех соседних, а исключения можно пересчитать на пальцах одной руки.

Но гораздо интереснее «плохой»» вывод: подавляющее большинство находящихся в Москве или Санкт-Петербурге ИТ-компаний на самом-то деле тоже региональные, поскольку их бизнес не выходит за границы своего города или области. И когда мы говорим или пишем на страницах CRN/RE (а делаем мы это часто) о «региональной политике» столичных компаний, их «продвижении в регионы», «борьбе за региональные рынки» и т. п., то все это относится лишь к «верхушке» — нескольким десяткам наиболее крупных из них.

А как же основная масса рядовых «столичных регионалов»? Мы пишем о них очень мало. Может быть, надо больше?

Александр Плитман,
главный редактор CRN/RE